В 2024 году Дальний Восток окончательно попрощался со статусом протестного макрорегиона


2024 год показал, что Дальний Восток окончательно попрощался со статусом протестного макрорегиона. Это связано в том числе с успешным завершением избирательных кампаний в Сахалинской области, которая в предыдущий избирательный цикл была «покрасневшим» регионом, и в Хабаровском крае, который последние шесть лет был протестной витриной Дальнего Востока и России в целом. События происходили достаточно громкие – и попадали в федеральные ленты. Стабилизация общественно-политической ситуации выровняла все регионы Дальнего Востока под просистемную планку и в ближайшем будущем не ожидается возобновления протестов.

В 2025 году выборы губернаторов в ДФО пройдут в Еврейской автономии и Камчатском крае, но это будут уже штатные системные кампании. Собственно, сейчас задача властей удержать сформированный потенциал до выборов 2026 года, когда очевидна политическая конкуренция.

Что касается экономики, то трендом, который будет главенствовать в 2025–2026 годах, для всех регионов Дальнего Востока стал разворот российской экономики на Восток. Каждый из субъектов борется за федеральный ресурс, который идет на Восток, за инвесторов, которые реализуют свои проекты, и, конечно, за логистику. И в этом плане (неважно, Забайкалье это, Амурская область, Хабаровский край или Приморье) каждый регион старается переманить этот тренд на свою сторону, получить максимальный эффект.

В принципе, такая здоровая конкуренция действительно позволяет регионам экономически расти. То есть мы видим увеличение бюджета в приграничных регионах, особенно приморские проекты активны. Также видим реализацию таких крупных проектов, как первая коммерческая железная дорога на Дальнем Востоке Тихоокеанская железная дорога, которая в ближайшие годы, очевидно, переломит ситуацию по перевозкам сыпучих грузов через Восточный полигон. Хабаровский край здесь, я уверен, будет наращивать темпы и в дальнейшем доминировать, в то время как Приморье, скорее всего, сосредоточится больше на контейнерных перевозках, учитывая и то, что субъект встает на тропу развития туризма. Но и другие не отстают, пробивают в том числе историю со своими крупными логистическими проектами. Например, Якутия – это мост через Лену, Сахалин – мост на материк.

Что касается развития социальной инфраструктуры и городского пространства, то здесь аналогичные тренды задаются федеральным центром. Сейчас перед регионами поставлены такие вызовы, как реализация мастер-планов и комплексное развитие городов – не только административных центров, но и других городов в регионах. Муниципальные власти вместе с региональными будут сосредоточены на этих задачах. Перечень городов по решению президента РФ будет расширяться и даст дополнительные точки роста этим территориям. Для чего это нужно? Прежде всего чтобы закрывать экономические потребности Дальнего Востока в кадрах, потому что при росте каких-либо сфер без кадрового пополнения ничего не произойдет. Чтобы люди сюда ехали, должны быть развиты в первую очередь социальная инфраструктура и городская. И в этом плане федеральный центр вполне логично действует по этапам.

В принципе, весь губернаторский корпус ДФО проработал достаточно ровно и отвечал на вызовы, которые стояли перед ним. Даже если посмотреть через призму уголовного преследования, то каких-либо крупных задержаний не припомню. Единственное – арест Евгения Никонова, зампреда по социальным вопросам Хабаровского края. Но он уже не являлся представителем команды Демешина, скорее, это такая постработа силовиков.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: