Игра против Кондратьева: мотивы, цели, интересы


В последние недели заметно обострение борьбы за контроль над ресурсным Краснодарским краем. Мощной силовой и медийной атаке подвергаются и региональная власть, и судебная система. Очевидно, федеральные игроки пытаются изменить текущий баланс сил в регионе перед губернаторской кампанией–2025. Губернатор Вениамин Кондратьев предсказуемо переживает ослабление, аналитики прогнозируют его отставку.

Самым громким скандалом стал неожиданный арест экс-мэра Сочи и одного из наиболее влиятельных региональных политиков Алексея Копайгородского в конце сентября. 14 мая он самостоятельно покинул пост с высокой оценкой итогов работы от губернатора и прогнозами карьерного роста. Однако в начале сентября чиновник заявил, что добровольно уходит на СВО. А уже 25 сентября Копайгородского задержали по уголовному делу о присвоении и растрате.

Скандал не утихает: в медиа вбрасывается информация о роскошном образе жизни экс-мэра, сомнительных связях с местным бизнесом и обысках в его окружении. Ряд кубанских источников сообщил, что в разработке силовиков находятся и другие чиновники мэрии. По информации УВД курорта, в розыск объявлена экс-вице-мэр Ирина Романец (по подозрению в превышении должностных полномочий). Показания экс-мэра могут коснуться целого ряда высокопоставленных чиновников региона.

Дело Копайгородского стало серьезным ударом по губернатору Кондратьеву накануне предвыборной кампании–2025. Экс-мэр Сочи был близок к главе региона, курировал ранее внутриполитический блок области и единолично отвечал за город федерального значения. Но самое главное – очевидно ослабление Кондратьева в смысле взаимодействия с силовыми структурами: губернатор не смог повлиять на коррупционный скандал, хотя выстроенные коммуникации с силовыми структурами всегда были для него характерны.

Вероятно, на федеральном уровне активизирована силовая группа с задачей жесткой антикоррупционной зачистки региона. И этот процесс вполне может проходить вне зоны контроля губернатора.

О том, что регион в фокусе внимания федеральных силовиков, заметно по продолжению громких «судебных» дел. В начале октября стало известно об аресте имущества экс-главы краевого суда Александра Чернова по иску Генпрокуратуры (активы оценены в 7 млрд рублей). Чиновника-старожила (работал с 1994 по 2019 год) называют ключевой фигурой в судебной системе региона, который до сих пор влияет на региональную власть. Оздоровление судебной системы края назрело давно, и ревизия силовиков выглядит логично. Однако не менее очевидно и стремление ряда игроков перераспределить баланс сил в регионе. Одна из целей игры – устранить коррупционные центры силы, на которые часто опираются местные элиты.

Главная интрига – сможет ли преодолеть проблемный период сам Кондратьев, который помимо «внешних» претензий имеет множество внутренних проблем. Главная – это фактор усталости от политика-долгожителя: губернатор на посту с 2015 года. Не в пользу Кондратьева и конфликтность в строительной сфере региона, где очевидно отсутствие контроля и прозрачности. В последние годы власти демонстрировали бессилие перед инфраструктурными проблемами: коммунальными ЧП, мусорными коллапсами, экологическими эксцессами.

К региону возрос интерес федеральных игроков – прежде всего из-за стратегических объектов, которые вызывают серьезный финансовый интерес. В их числе трасса Джубга – Сочи, Новороссийский морской порт. Так или иначе, оппоненты Кондратьева имеют мотивы и возможности для большой игры против него, которая с высокой вероятностью будет усиливаться по мере приближения к выборам.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: