Регионы активнее встают на путь диверсификации усилий на китайском направлении
Сотрудничество российских регионов с Китаем в рамках пресловутого «поворота на Восток» начинает обретать новые очертания. Отдельные субъекты пытаются создать собственные «дорожные карты» взаимодействия с ключевым партнером страны.
Разворот на Восток стал для России таким новым направлением, которое в зависимости от обстоятельств способно корректировать вектор своего развития. Экономической опорой и основным партнером РФ на востоке остается Китай, который в силу своего геополитического положения и набранного веса не собирается уступать первенства в рейтинге международного сотрудничества России. Однако проявившиеся в этом году сложности взаиморасчетов с китайскими банками подвигли как российские предприятия, так и регионы активнее встать на путь диверсификации тех усилий, что прилагаются для расширения внешних связей.
Если дальневосточные регионы РФ наряду с китайскими провинциями теперь начинают увереннее сотрудничать с КНДР и Монголией, то субъекты центральной России и Поволжья смелее ориентируются на Иран и Азербайджан, осваивая транспортный коридор Север-Юг. Вместе с тем, в отношениях с КНР наблюдаются признаки нового поворота, который характеризуется не только балансировкой экспорта и импорта, но еще и растущей заинтересованностью китайских компаний в инвестиционном сотрудничестве с российскими территориями. Например, на прошлой неделе губернатор Ульяновской области Алексей Русских, побывавший со своей командой в провинции Хубэй, сообщил про успешные переговоры о размещении в возглавляемом им регионе китайских производств. До сих пор китайские партнеры предпочитали взаимодействовать с россиянами, в основном, в сфере торговли, поставляя в РФ уже готовые товары и получая энергетическое сырье. Теперь же ситуация меняется, и китайцы идут на сотрудничество по строительству средств производства, что выгодно России.
Западные санкции крепчают и становятся всё более коварными, поэтому кратчайший путь к достижению технологического суверенитета пролегает через дружественный Китай с его соответствующими наработками и почерпнутым опытом мировой экономической интеграции. Еще одним важным и своевременным направлением взаимодействия между российскими регионами и провинциями Поднебесной становится отрасль автомобилестроения. Китайский автопром уже занял лидирующие позиции на отечественном рынке, однако в вопросе запчастей и комплектующих дело пока обстоит гораздо хуже. И вот под напором новых реалий, продиктованных в том числе и необходимостью поиска новых маршрутов интеграции, китайские компании приходят к решениям не только по увеличению экспорта в РФ автокомпонентов, но и по планам организации в РФ локализованных производств. Это означает, что регионы, ориентированные на автомобилестроение, получат новые возможности развития. Наряду с этим наиболее активные субъекты Федерации продвигают в повестку российско-китайского сотрудничества потенциал малого и среднего бизнеса. Так, губернатор Московской области Андрей Воробьев на недавнем заседании Госсовета отчитался о деятельности местного Центра поддержки экспорта, благодаря которому на китайский, азербайджанский и даже филиппинский рынки удалось вывести целый ряд региональных предприятий МСП.
Между тем, президент РФ в выступлении на Восточном экономическом форуме не зря призвал к созданию в российских регионах более привлекательных условий для прихода китайского бизнеса, чтобы, как выразился нацлидер, «предпринимателям было интересно работать здесь». Как говорил герой старого кинофильма с Никулиным и Мироновым, лучше вы к нам. Сейчас такая ситуация, когда целесообразнее зазвать партнеров с инвестициями и технологиями в Россию, чем только с ними торговать. В таком ключе и пытаются действовать наиболее инициативные регионы.