Особенности губернаторских выборов в Липецкой области: конкуренция и черный пиар
«Искаженные факты» о деятельности губернатора Липецкой области были размещены на странице Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства в соцсетях, сообщила пресс-служба правительства региона. В ведомстве пояснили, что аккаунт администратора официальной группы колледжа был взломан, сейчас недостоверная информация удалена, а руководством колледжа поданы заявления в правоохранительные органы. Как отметила пресс-служба правительства региона, недостоверная информация о губернаторе Артамонове также рассылалась в одном из мессенджеров. Напомним, что Игорь Артамонов баллотируется на второй срок, он выдвинут от «Единой России». Его соперниками на выборах стали Анатолий Емельянов от ЛДПР, Лариса Ксенофонтова от СРЗП, Юрий Логинов от партии «Коммунисты России» и Полина Валентинова от партии «Новые люди».
Ничего ужасного в инциденте с роликом я не вижу. Мы во многом действительно отвыкли от подобных моментов в регионах, потому что губернаторские кампании все больше переходят в разряд классических референдумных, где острой конкуренции не наблюдается. Поэтому данный случай столь интересен и обсуждаем.
Наличие черного пиара – это признак острой политической конкуренции в регионе. В Липецкой области, в отличие от многих территорий, на губернаторских выборах сохранилась довольно конкурентная атмосфера.
Ожидалось, что в Липецкой области выборы пройдут по референдумному сценарию, но все-таки с особенностями. Эти особенности довольно рельефно проявились. Во-первых, в непрохождении Сергеем Токаревым, кандидатом от КПРФ, муниципального фильтра, во-вторых, в достаточно жесткой, заметной позиции Анатолия Емельянова, кандидата от ЛДПР, от которого ждали, скорее, некоторой эксцентричности. Участие Емельянова, в отличие от других кандидатов, подкрашивает избирательную кампанию в Липецкой области яркими красками конкуренции, наличием критики со стороны одного из участников.
Черный пиар – это дополнение в копилку особенностей текущей избирательной кампании. Этот шаг, безусловно, сделан оппонентами Игоря Артамонова в широком смысле, причем сделан довольно дерзко и креативно, поскольку сетка бюджетных учреждений – это ключевой инструмент мобилизации лояльного электората. Поэтому рассылка, привязанная к бюджетному учреждению, была сделана не случайно. Можно назвать ее иронией в отношении ключевых инструментов политической мобилизации за губернатора.
Однако в целом, по моим оценкам, Артамонову за прошедшие пять лет все-таки удалось сформировать некий элитный консенсус вокруг себя. Поэтому сейчас я бы говорил не о наличии внутриэлитных конфликтов, которые проявляются, а, скорее, о наличии в регионе активных политических сил, которые жестко оппонируют губернатору. Могу лишь предположить, что они подпитываются определенными игроками, поскольку внешних признаков раскола элиты или игры против Артамонова сейчас не наблюдается. Но в силу определенной политической истории региона у Артамонова есть действительно мощный политически оппонирующий сегмент из политических сил, медийных игроков и так далее. Наличие серьезной политической оппозиции Артамонову свидетельствует о том, что существует часть критических общественных настроений против губернатора.