Партийная смерть: трагедия или закономерность?


Продолжает сокращаться количество политических партий в России. Минюст объявил о приостановке регистрации очередных шести. Еще в начале прошлого года их было полторы сотни, сейчас осталось 76.

На этот раз регистрации лишились «Беспартийная Россия», партия творческих людей «Утро», «Великое казачье братство», «Свежий взгляд России», «Возрождение аграрной России» и «Демократический выбор».

В пресс-службе Минюста сообщили «Московскому комсомольцу», что пять партий ликвидированы согласно статье 20 «Закона о партиях» (непредоставление необходимой отчетности от 43 региональных отделений) и ни словом не обмолвившись о шестой — «Демократическом выборе».

«Существуют на бумаге»

С самого начала, когда стартовал процесс либерализации партстроительства, было очевидно, что послабления дадут жизнь образованиям, которые лишь формально юридически являются политическими партиями, отмечает политический аналитик Кирилл Николенко.

По его мнению, нельзя в стране с такой территорией и населением свыше 140 миллионов устанавливать минимальную численность в 500 человек. «За два года, что прошло с момента реформирования, данный прогноз подтвердился. Малые партии работают спойлерами, выдвигают одних и тех же кандидатов сразу в нескольких регионах и не ведут абсолютно никакой деятельности на региональном и муниципальном уровне в промежутках между выборами», — заявил Николенко.

Он полагает, что полной зачистки (чтобы осталось 7-8 партий) не будет, поскольку псевдопартии оказываются сподручны и полезны для имитации конкуренции на различных выборах.

«Для тех немногих малых партий, которые имеют определенность в плане идеологии, демонстрируют желание действительно бороться, а не симулировать, возможность закрепиться в муниципалитетах и регионах есть, хотя административно их будут подавлять», — подчеркнул эксперт. Он также уверен, что единственный путь для них — занять неиспользованную нишу, привлекать свежие лица, а не кадры, работавшие в других организациях. «По сути, большие проблемы есть и у системных игроков. Их риторика становится настолько однородной, что на местах интерес к ним ослабляется, а региональные отделения действуют под выборы. Мы имеем дело с глубочайшим кризисом (содержательно-идеологическим и кадровым) партийной системы», — резюмировал Николенко.

По мнению кандидата политических наук, доцента кафедры теории и истории политической науки департамента политологии и социологии Института социальных и политических науки Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург) Руслана Мухаметова, подавляющее большинство новых партий носят политтехнологический характер. «Это так называемые партии-фейки, которые существуют главным образом на бумаге. Говорить о деятельности таких партий в регионах не приходится», — уверен собеседник «РК».

По его словам, региональные и муниципальные выборы 2012 и 2013 годов, в которых принимали участие вновь образованные партии, показали, что в списках кандидатах от этих партий очень мало представителей от соответствующей территории или их нет совсем. В» них в основном записаны сотрудники центрального штаба партии. Иными словами новые партии не имеют корней в регионах России. Это и является причиной их нежизнеспособности», — пояснил Мухаметов.

Естественный процесс

Когда мы говорим о партиях у нас, регистрируемых по старому закону или по новому, в особенности по новому, то нужно понимать, что это никакие не федеральные партии, указывает заместитель директора Института общественного проектирования (ИНОП), заместитель главного редактора журнала «Русский Репортер» Михаил Рогожников.

«С точки зрения серьезной политической системы страны – федерации с десятками субъектов, это ничто, а не партии. Сколько ты ни закрой и ни сократи, это, с одной стороны, оправдано, а с другой стороны, не жалко, к сожалению», — отметил собеседник «РК».

По мнению главного редактора журнала «Политические технологии» Сергея Полякова, эпоха так называемой, сурковской малопартийности, когда оставалось всего 7 партий, показала, что в рамках этого узкого круга политическая конкуренция совершенно умирает.

«Когда Медведев «открутил краник» и разрешил создавать партии всего с 500 членами, конечно, этот вал — «а сейчас вот мы попробуем» — накатил. Сейчас идет естественный процесс, как на любом рынке, много фирмочек создается, а потом в результате конкуренции кто-то выживает. Так и здесь политическая конкуренция имеет место – какие-то партии могут предложить интересную программу, ярких лидеров, они выживают. А остальные партии умирают естественной смертью, в этом нет ничего страшного», — отметил Поляков.

По его словам, «страшнее будет, если опять кому-нибудь придет в голову ужесточать требования к партиям, чтобы искусственно снижать их количество». «Если на протяжении первых 1,5 лет после введения этого либерального закона мы наблюдали рост количества партий, то сейчас просто пошел обратный процесс. Это естественная эволюция и это нормально, какие-то партии будут создаваться, какие-то умирать, главное чтобы это происходило естественным путем», — пояснил Поляков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: