Развитие среднего профессионального образования в Москве: больше бюджетных мест и новые мастерские
В Москве начинается масштабная реорганизация среднего технического образования. Об этом сообщил мэр Сергей Собянин. В колледжах создадут еще 10 тыс. бюджетных мест для девятиклассников. Также планируется изменить программу обучения и улучшить материальную базу образовательных учреждений. Собеседники РК отмечают, что спрос на образование в колледжах в России увеличивается. Эксперты ожидают, что планомерная работа властей Москвы по развитию системы среднего профессионального образования позволит удовлетворить растущую потребность в квалифицированных рабочих кадрах на предприятиях столицы.
Обучение и практика
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о запуске масштабной программы реорганизации среднетехнического образования. В городских колледжах будет создано более 10 тыс. дополнительных бюджетных мест.
«Так мы поддержим наших девятиклассников, которые хотят получить перспективную специальность и быстрее начать работать», – отметил Сергей Собянин в своем Telegram-канале.
В колледжах столицы меняется и подход к обучению будущих специалистов: образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций, уже с первого курса студенты погружаются в профессиональную среду. Практические занятия составляют не менее 70% всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников.
Кроме того, в колледжах Москвы до конца 2024 года будет модернизировано более 230 существующих и создано около 90 мастерских и лабораторий.
Представители предприятий участвуют в разработке содержания и критериев оценки выпускного демонстрационного экзамена и входят в состав экзаменационной комиссии. Таким образом будущие работодатели могут сами оценить качество подготовки выпускников и предложить трудоустройство наиболее успешным студентам.
Кроме того, второй год в Москве реализуется уникальная практика – проведение квалификационного экзамена непосредственно на предприятиях в условиях реального производственного процесса. По итогам испытания студенты могут получить разряд и предложение о работе.
Новые учебные площадки практической подготовки открываются рядом с предприятиями. Например, в сентябре 2024 года откроется специализированная площадка на территории индустриального парка «Руднево». Молодые специалисты пройдут практику у своих будущих работодателей.
Как уточняет пресс-служба мэрии, в системе социального комплекса Москвы работают 53 колледжа, где обучаются свыше 100 тыс. студентов по 170 специальностям.
Востребованные кадры
Эксперты отмечают, что Москва планомерно развивает систему среднего профессионального образования. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, регионам следует изучать опыт столицы в этом направлении.
«Чем быстрее мы восстановим среднюю профессиональную школу, тем быстрее закроем потребность в кадрах в промышленности и социальной сфере. И в то же время сможем дать возможность выпускникам основной школы, а в будущем выпускникам профессиональной школы начать зарабатывать средства и строить жизненные планы», – отмечает Комков.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина подчеркивает, что уже несколько лет и в России в целом, и в Москве образование в колледжах пользуется очень высоким спросом.
«Есть две программы в колледжах: программа подготовки квалифицированных рабочих и программа подготовки специалистов среднего звена. В целом по разным регионам Российской Федерации 10–12% поступающих идут на программы квалифицированных рабочих. В Москве это около 25%. То есть столица уделяет очень серьезное внимание подготовке именно квалифицированных рабочих, которых сейчас очень не хватает в стране», – рассказала Абанкина.
Эксперт обратила внимание, что в колледжи сегодня поступают хорошо подготовленные выпускники девятых классов, а средний балл на отдельные специальности – 4,5.
«Нельзя сказать, как это было раньше, что те, кто не справляется в школе, уходят в колледжи. Нет, сейчас совершенно иначе. Колледжи стали популярны, у них хорошее оборудование, существуют производственные наставники – работники реального сектора. Сегодня это очень востребованный в образовании сегмент. Он позволяет ребятам довольно быстро в сравнении с траекторией «школа – вуз» выйти на рынок труда. И после этого многие также продолжают образование, но через какое-то время. Они начинают работать, выбирают, понимают, куда потом идти», – заключила Абанкина.