Губернаторы Нижегородской и Липецкой областей разочаровали Кремль
В Кремле недовольны тем, как складывается предвыборная ситуация в Нижегородской и Липецкой областях. Там в губернаторских выборах не смогли принять участие кандидаты от КПРФ, а значит, по мнению администрации президента, не обеспечен должный уровен конкуренции. У губернаторов Валерия Шанцева и Олега Королева могут возникнуть политические проблемы. Конкуренции нет повсеместно, а не только в двух областях, считают в оппозиции.
4 августа закончился этап сдачи в избиркомы подписей муниципальных депутатов кандидатами в губернаторы. По итогам кампании «Единая Россия» сумела собрать подписи для своих претендентов на кресло главы региона во всех 28 субъектах, где она их выдвигала (в Орловской и Кировской областях партия поддержала кандидата от КПРФ и самовыдвиженца). ЛДПР изначально выдвигала кандидатов во всех 30 регионах, но в итоге сама отказалась от выдвижения Сергея Катасонова в Оренбургской области, которого следственные органы заподозрили в мошенничестве. Коммунисты добились поддержки для 24 кандидатов из 26 – проблемы возникли в Нижегородской и Липецкой областях. А у эсэров «автографы» депутатов собрали 17 кандидатов из 19 (Оксана Дмитриева не была зарегистрирована в Петербурге, а Константин Шагимуратов — в Башкирии).
В Кремле следят за тем, как в регионах исполняют задачу президента по проведению конкурентных, открытых и легитимных выборов, в целом курс главы государства реализуется эффективно, говорит собеседник в администрации президента. Проблемы с регистрацией Дмитриевой, Шагимуратова и Катасонова нельзя считать проявлением неконкурентности, говорил ранее РБК источник, близкий к Кремлю. Дмитриева, по его мнению, не хотела договариваться с муниципальными депутатами, Шагимуратов собирал подписи в поддержку другого кандидата, а по Катасонову решение приняла сама партия. Почти во всех остальных регионах проблем у оппозиции не возникало – муниципальные депутаты от «Единой России» без указаний сверху помогали оппозиционерам там, где кандидаты в губернаторы прилагали к этому определенные усилия, утверждает собеседник, близкий к руководству партии власти.
Совсем по-другому собеседники РБК оценивают ситуацию с Липецкой и Нижегородской областями. В последней руководство «Единой России» даже просило местное отделение помочь коммунисту Владимиру Буланову собрать подписи, но нижегородские единороссы этого не сделали. Вместо этого, как говорилось в письме нижегородских коммунистов президенту Владимиру Путину, местные власти установили административный запрет на регистрацию Буланова. За первые 10 дней тот собрал около 200 подписей из 325 необходимых, но затем на депутатов стали оказывать давление органы исполнительной власти, утверждали коммунисты. В итоге Буланов не сдал необходимого количества подписей.
В региональном правительстве РБК сказали, что заинтересованы в максимальной конкуренции на предстоящих выборах. В области семь кандидатов смогли собрать необходимое количество подписей, добавил собеседник. «В каком еще регионе есть такая конкуренция?», — говорит он. В местной «Единой России» сказали, что Буланов сам отказался от помощи партии власти. «Жаль, что с коммунистами складывается такая ситуация. Но «Единая Россия» протянула руку помощи всем партиям, и все, кто хотел, ее пожали», — говорит собеседник. Кроме этого, по его словам, некоторые депутаты отказывались поддерживать выдвинутого КПРФ кандидата или отдавали подписи кандидатам от других партий, потому что он «не является ни лидером регионального отделения партии, ни руководителем фракции в парламенте».
В Липецкой области подписи депутатов не смог собрать коммунист Николай Разворотнев. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в интервью каналу «Россия-24» давал понять, что и в этом регионе не обошлось без административного давления. «За меня половина области голосовала и оказалось, что не хватает депутатов для того, чтобы поставить подпись, — говорил Зюганов. — Зарегистрировали «Казачью партию» — у них, оказывается, депутатов в достатке. Партию «ЛДПР» зарегистрировали, и «Пенсионеры» собрали».
В пресс-службе губернатора Олега Королева от комментариев отказались. Ранее спикер местного заксобрания Павел Путилин объяснял ситуацию тем, что у КПРФ в муниципальных и сельских советах всего 40 депутатов при необходимом минимуме в 237. «То, что кандидат от КПРФ не смог собрать достаточное число подписей в свою поддержку, говорит не о том, что закон плохой, а о реальной популярности местных лидеров КПРФ», — подчеркивал Путилин.
Кремлевский чиновник по ситуации в обеих областях придерживается другой точки зрения. «Тот факт, что КПРФ не смогла собрать подписи в этих регионах – это сигнал губернаторам, которые должны были реализовать задачу президента по обеспечению конкурентности, открытости и легитимности выборов», — подчеркнул собеседник в администрации президента. Он оговорился, что отказ в регистрации – это и сигнал КПРФ, которая должна активнее работать и на местных выборах, и с муниципальными депутатами.
Ранее близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества резко снизил в своем рейтинге эффективности позиции глав обоих регионов. В ФоРГО объясняли это как раз проблемами с конкуренцией в регионах.
Губернаторы сами хотели проводить выборы в этом году, и президент их поддержал, поэтому очень странно, что они проигнорировали его установку, говорит глава ФоРГО Константин Костин. По его словам, руководители регионов, которые не смогли обеспечить конкурентность, сами себя накажут. «Смысл выборов в том числе в том, что все негативные настроения и вопросы выплескиваются, а если этого выплеска не происходит, а негатив, наоборот, загоняется внутрь административными методами, то губернаторы быстро чувствуют негативный результат», — подчеркивает он. По его словам, власти регионов могут столкнуться со сложностями уже на следующих выборах – муниципальных, региональных и даже федеральных.
Проблемы оппозиции не ограничиваются двумя регионами, настаивает депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. Сложности у Компартии возникали в Приморье, республике Алтай, Самарской, Кировской, Тюменской и Оренбургской областях, говорит он. Проблема не в единичных решениях власти, помочь или не помочь оппозиции, а в муниципальном фильтре, который надо отменять или смягчать, считает он.