Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в октябре 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Развивается курс Кремля на поддержку ВПК и смежных отраслей, в том числе космической — этому направлению в октябре 2023 года было посвящено специальное совещание под председательством Владимира Путина. Характерно, что приоритеты космической отрасли обсуждались в комплексе с темой развития транспортных коридоров — например, доступность ключевых космических сервисов была затронута и в контексте обеспечения функционирования Северного морского пути.
Одним из ключевых центров развития космической отрасли остается Москва. Так, в начале октября 2023 года с ходом строительства Национального космического центра на территории ГКНПЦ им. М.В.Хруничева ознакомились вице-премьер-глава Минпромторга Денис Мантуров, гендиректор «Роскомоса» Юрий Борисов и мэр Сергей Собянин. Это может быть дополнительным сигналом о том, что столичные практики в сфере новой индустриализации будут активно обсуждаться в рамках повестки президентской кампании, в том числе, вероятно, на площадках выставки-форума «Россия», которая проходит в Москве с 4 ноября 2023-го по 12 апреля 2024 года.
Интенсивное внимание Кремля к индустриальным регионам, скорее всего, будет предполагать акцент в политике федерального центра на сопутствующих проектах развития таких субъектов (например, по диверсификации экономики и благоустройству) и на характерной для этих территорий проблемной повестке. Это может мотивировать глав таких регионов выступать с собственными инициативами, в том числе, в сфере решения экологических проблем. Показательны, например, предложения губернатора Челябинской области Алексея Текслера по усилению контроля за предприятиями, нарушающими природоохранное законодательство, высказанные на заседании Научно-технического совета Росприроднадзора.
2.Развитие транспортных коридоров остается значимой темой в рамках как внутри-, так и внешнеполитической повестки, продвигаемой Кремлем. Одним из наиболее заметных событий, тесно связанных с этой тематикой, стало участие российской делегации во главе с Владимиром Путиным в саммите «Один пояс, один путь» в КНР.
Дополнительные лоббистские возможности приобретают главы регионов, контролирующие стратегически значимые звенья таких международных маршрутов. В 2024-2030 годах это может стать дополнительным фактором, стимулирующим руководство таких субъектов к подготовке собственных логистических и индустриальных проектов, тесно связанных с развитием транспортных коридоров. Один из примеров — продвижение губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым проекта создания федерального портово-логистического хаба в возглавляемом им регионе в рамках развития МТК «Север-Юг».
3.Развитие спортивной инфраструктуры, вероятно, станет одной из составляющих позитивной повестки президентской кампании, затрагивая целый ряд тем, значимых как для широкой аудитории (молодежная политика, создание новых рабочих мест), так и для элит (дополнительные заказы для стройкомплекса). Характерно, что президент в ходе заседания Совета по развитию физкультуры и спорта акцентировал внимание на разработке специальной подпрограммы «Спорт на селе» и включении ее в уже действующую госпрограмму «Развитие физкультуры и спорта». Новое направление поддержки проектов для сельских территорий может способствовать расширению лоббистских и аппаратных возможностей регионов со значительной долей сельского населения, а также усилению внимания влиятельных региональных игроков к муниципальным образованиям, включающим в свой состав сельские территории.
Тактически это может стать дополнительным фактором поддержки ряда предвыборных субъектов на Едином дне голосования-2024 — можно отметить проведение в следующем году выборов главы и Госсобрания Марий Эл, главы и Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай, а также Верховного Хурала Тывы. Стратегически — например, в перспективе до 2030 года, — это фактор, обеспечивающий приток более квалифицированных кадров в муниципальные администрации сельских районов (по крайней мере, те из них, что получат наибольшую поддержку региональных и федеральных властей для реализации инфраструктурных проектов), а также усиление внимания региональных внутриэлитных групп к избирательным кампаниям.
4. Интенсивное обсуждение темы социальной газификации (в том числе, в рамках «Российской энергетической недели» и Международного газового форума), активно продвигаемой «Единой Россией», становится фактором укрепления позиций партии как в краткосрочной (усиливая ее роль в президентской кампании), так и в более отдаленной перспективе, позволяя ей оказывать опережающее влияние на инфраструктурную повестку, в том числе в рамках парламентской гонки 2026 года.
Кроме того, эта тема позволяет партии большинства укреплять свои позиции на муниципальном уровне, а также, поднимая вопросы контроля за реализацией программы на местах, вовлекать в свою орбиту общественных активистов, которым близка антибюрократическая повестка. Это может способствовать усилению роли антибюрократической (и связанной с ней антикоррупционной) повестки в рамках парламентской избирательной кампании «Единой России» в 2026 году и, возможно, в ходе работы с протестными предвыборными регионами уже в 2024-2025 годах.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Назначение Георгия Филимонова на пост врио главы Вологодской области отражает две тенденции кадровой политики Кремля: продвижение на должности губернаторов части регионов с доминирующим влиянием крупных федеральных корпораций управленцев со стороны (один из примеров — назначение в октябре 2018 года врио главы Липецкой области, с высоким уровнем влияния «Новолипецкого металлургического комбината», выходца из структур Сбербанка Игоря Артамонова), а также переход в губернаторский корпус ряда чиновников с опытом работы во внутриполитическом блоке (пример — назначение Александра Соколова на пост врио главы Кировской области в 2022 году).
Можно предположить, что в ходе вероятных ротаций в губернаторском корпусе в конце 2023 года и, скорее всего, более масштабных перестановок в апреле-мае 2024 года основная ставка будет сделана на управленцев среднего возраста с опытом работы в федеральных органах власти. Тем не менее, учитывая, что часть регионов, где в 2024 году должны пройти губернаторские кампании, обладает выраженным протестным потенциалом (среди них — Республика Алтай, Забайкальский край, Оренбургская, Курганская области), не исключены назначения на должности врио губернаторов таких субъектов руководителей с опытом публичной деятельности. Это могут быть как федеральные парламентарии и главы муниципальных образований, так и чиновники, выступавшие с публичной позицией и проявлявшие активность в медиа-пространстве не только по вопросам непосредственного ведения (как в случае с Георгием Филимоновым в период нахождения в должности вице-премьера Московской области).
2.Беспорядки в Дагестане, ставшие одним из наиболее резонансных конфликтов регионального уровня в октябре 2023 года, скорее всего, не приведут к отказу от дальнейших антикоррупционных расследований в регионе в ближайшей перспективе. Довольно высока вероятность того, что в период с ноября 2023 по апрель 2024 года (то есть накануне и в период проведения президентской кампании) перестановки на уровне муниципальных образований и, возможно, значимых бюджетных учреждений региона могут даже дополнительно активизироваться, в том числе по жесткому сценарию, связанному с задержанием фигурантов таких расследований.
При этом, несмотря на аппаратное ослабление позиций главы республики Сергея Меликова на фоне беспорядков, вероятно продолжение перестановок и расследований на муниципальном уровне, задевающих интересы его внутриэлитных оппонентов. Такой сценарий позволит начать работу в регионе с более сильных позиций и его преемнику — в случае, если действующий глава Дагестана покинет должность, например, в ходе ротаций в апреле-мае 2024 года.
Беспорядки Дагестане могут мотивировать Кремль к более активному продвижению на посты кураторов внутренней политики в субъектах управленцев с опытом не только предвыборной работы, но и нейтрализации уличной протестной активности, особенно если речь идет о регионах, где достаточно высока интенсивность локальных протестных акций (это было характерно для Дагестана в 2022-2023 годах). Вероятно, заметную волну перестановок на уровне региональных внутриполитических блоков можно будет ожидать в том числе вскоре после завершения президентской кампании.
Вероятно стремление усилить влияние ряда федеральных ведомств на наиболее уязвимые в смысле всплесков протестных настроений национальные республики. К таким ведомствам можно отнести не только силовые структуры, но, и например, Федеральное агентство по делам национальностей. Отсюда — заявление представителя ФАДН о том, что Ситуационный центр этой организации «заранее выявил активность», которая свидетельствовала о вероятности беспорядков в Дагестане, и направил сообщение в регион.
3.Задержание главы фракции ЛДПР в заксобрании Красноярского края Александра Глискова может способствовать усилению тревожности влиятельных фигур этой партии в других субъектах (в том числе выходцев из бизнес-среды) по поводу возможностей ее федерального руководства по оказанию поддержки таким игрокам в случае конфликтов с правоохранительными органами и региональными властями.
Вероятно, более высокий уровень подобной тревожности будет наблюдаться в регионах с традиционно сильными позициями ЛДПР (прежде всего территориях Севера и Дальнего Востока), где депутатами от этой партии чаще могли становиться достаточно влиятельные фигуры местного уровня. Перспективы «дела Глискова», как и результаты кандидата от ЛДПР на президентских выборах, могут дополнительно мотивировать игроков, рассматривающих для себя возможность участия в выборах в заксобрания и представительные органы административных центров в 2024 году, примкнуть к ЛДПР либо, напротив, рассмотреть другие варианты выдвижения.
В период президентской кампании с декабря 2023-го по март 2024 года можно ожидать некоторого снижения интенсивности кадровых ротаций на уровне правительств и ключевых чиновников муниципальных администраций в регионах, если это не будет связано:
с антикоррупционными расследованиями;
с уходом из соответствующих субъектов представителей команд губернаторов с высокими шансами на отставку (прежде всего это может затронуть команды наиболее уязвимых губернаторов-«варягов»);
с чрезвычайными ситуациями;
с шагами со стороны непосредственно федерального центра, мотивированного форсировать перезагрузку местных элит (как в случае с Дагестаном). В ряде регионов руководители могут отложить некоторые знаковые кадровые назначения до завершения президентской кампании — как в Кировской области, где губернатор Александр Соколов объявил о намерении представить главу правительства субъекта весной 2024 года.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды ноября-декабря 2023 года
1.В центре проблемной региональной повестки ноября-декабря с высокой вероятностью будет оставаться состояние инфраструктуры ЖКХ и проведение отопительного сезона, а также работа коммунальных служб по уборке улиц и трасс от снега и льда. В этот период вполне вероятно усиление внимание к этим темам со стороны правительства. Показательно, что на фоне череды проблемных инцидентов с участием мигрантов в регионах в октябре 2023 года состоялась стратегическая сессия по миграционной политике под председательством Михаила Мишустина. При этом нельзя исключать, что в случае существенных недоработок в сфере организации отопительного сезона может последовать прямая жесткая реакция центра в отношении глав городов, где наблюдается наиболее проблемная ситуация. В такой ситуации возрастает влияние на региональную политику Следственного комитета и Генпрокуратуры, становящихся значимыми механизмами снижения социального недовольства в связи с подобными инцидентами.
2.Беспорядки в районе аэропорта Махачкалы, скорее всего, мотивируют Кремль сфокусировать дополнительное внимание на взаимодействии региональных органов власти и силовых структур. Это может привести к новому усилению роли полпредов президента в федеральных округах, а также Совета безопасности по выявлению недоработок в этой сфере на уровне субъектов — прежде всего имеющих более выраженный потенциал для роста протестной активности. Кроме того, как минимум, в ноябре-декабре 2023 года может активизироваться обсуждение социальных программ для экономически проблемных регионов, а также выработка новых подходов к молодежной политике для таких территорий (по словам мэра Махачкалы Юсупа Умавова, вовлеченным в прошедшие в октябре беспорядки в Дагестане было преимущественно 20-25 лет). В этих условиях может усилиться и роль площадок для продвижения наиболее результативных региональных практик в сфере социальной и молодежной политики — в том числе профильных комиссий Госсовета, возглавляемых губернатором Новгородской области Андреем Никитиным и главой Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Артюховым.
3.В регионах, где в 2024 году предстоят губернаторские выборы (особенно в ситуациях, когда позиции глав этих субъектов считаются уязвимыми), в период президентской кампании может возрасти интенсивность негативных информационных кампаний — хотя, возможно, в сочетании с более осторожным поведением инициаторов таких медиа-атак, которые могут частично снизить публичную активность в рамках критики региональных властей. В этой ситуации может активизироваться работа внутриэлитных игроков, настроенных на смену губернаторов регионов, с оппозиционными кандидатами в президенты, имеющими определенное пространство для маневра для привлечения внимания к проблемным региональным темам. Такие оппозиционные политики могут, выступая с критикой губернаторов, выходить за пределы традиционной нишевой повестки — вспомним, например, как Геннадий Зюганов уже обращался к миграционной, а представители ЛДПР — к социальной проблематике.
4.Вероятно, пика внутренних конфликтов в региональных отделениях оппозиционных партий можно будет ожидать уже в апреле-мае 2024 года, то есть по итогам президентской кампании и в накануне начала активной подготовки к Единому дню голосования. Тем не менее лишение мандата депутата Госдумы от ЛДПР Василия Власова и его заявления в адрес руководства этой партии могут свидетельствовать о том, что первая волна внутренних конфликтов в оппозиционных структурах (в том числе на региональном уровне) может ожидаться уже в ноябре-декабре 2023 года. С наибольшей вероятностью такими конфликтами будут затронуты субъекты с протестным потенциалом, в которых в 2024 году предстоят выборы заксобраний и представительных органов административных центров.
5.Как и в преддверии президентской кампании 2018 года, в ноябре-декабре 2023 года можно ожидать усиления внимания Кремля к вопросам поддержки общественных инициатив и волонтерских проектов. Подобные темы уже поднимались, например, в ходе встречи Владимира Путина с членами Общественной палаты в начале ноября. Скорее всего, дополнительное внимание Кремля в период с ноября 2023-го по март 2024 года будет уделено поддержке волонтерских и гуманитарных проектов, ориентированных на малые населенные пункты, а также на новые регионы.
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Реализация перспективных инвестпроектов, развитие транспортной, туристической, социальной инфраструктуры в регионах, проведение отопительного сезона, а также протестные кампании и проблемы при реализации национальных проектов входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в октябре 2023 года.
После проведенных в подмосковном Королеве совещания по вопросам развития космической отрасли и встречи Владимира Путина с молодыми учеными и специалистами этой сферы укрепляются позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 8-го на 7-е место). После торжественного открытия движения по мосту через Свирь, в котором в режиме видео-конференции принял участие глава государства, укрепляются позиции губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко (с 10-го на 9-е место). Встреча с президентом задает позитивную повестку для главы Северной Осетии Сергея Меняйло (с 26-го на 25-е место) и главы Кабардино – Балкарии Казбека Кокова (с 67-го на 64-е место).
Теряет позиции в рейтинге Олег Кувшинников (с 60-го на 70-е место), покинувший пост губернатора Вологодской области в конце октября. Исследование проводилось до его решения об отставке.
Рабочая встреча с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждались вопросы развития курорта «Шерегеш» и спортивной инфраструктуры региона, приносит дополнительные политические очки губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву (с 19-го на 16-е место). После рабочей поездки вице-премьера Александра Новака в Башкирию укрепляются позиции главы республики Радия Хабирова (с 20-го на 19-е место).
Начало реализации в административном центре региона проекта по строительству линии метротрамвая приносит дополнительные политические возможности губернатору Красноярского края Михаилу Котюкову (с 41-го на 31-е место). Открытие третьей фазы логистического центра Ozon в многофункциональном парке «Ромекс-Теучежский», как и ранее проведенная рабочая встреча с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, становятся благоприятными для главы Адыгеи Мурата Кумпилова (с 59-го на 57-е место).
На фоне обсуждения на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию реализации проектов по созданию кампусов мирового уровня, в том числе в Южно-Сахалинске и Томске, укрепляются позиции губернаторов Сахалинской области Валерия Лимаренко (с 49-го на 43-е место) и Томской области Владимира Мазура (с 69-го на 66-е место).
После беспорядков в аэропорту Махачкалы ослабевают позиции главы Дагестана Сергея Меликова (с 36-го на 42-е место). Массовая поддержка жителями региона петиции против строительства мусорного полигона в Шуйском районе создает проблемный фон для губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского (с 34-го на 39-е место).
На фоне серии коммунальных аварий в регионе покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Мурманской области Андрей Чибис (с 18-го на 24-е место).
Теряет позиции губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин (с 81-го на 82-е место), вынужденный отправить в отставку министра транспорта и дорожной инфраструктуры региона Сергея Иващенко в связи с действиями «недобросовестных подрядчиков» и недоработками при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Повреждение подводной волоконно-оптической линии связи Петропавловск-Камчатский— Анадырь, а также проблемы в коммуникации с жителями региона создают неблагоприятный фон для губернатора Чукотки Владислава Кузнецова (с 60-го на 76-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в сентябре | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 |
1 |
9,88 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 |
2 |
8,11 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
3 |
3 |
7,65 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
4 |
4 |
7,50 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
5 |
5 |
7,26 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
6 |
6 |
7,16 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
7 |
8 |
7,01 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
8 |
7 |
6,92 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
9 |
10 |
6,83 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
10 |
9 |
6,71 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
11 |
11 |
6,66 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
12 |
12 |
6,62 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
13 |
13 |
6,50 |
Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
14 |
17 |
6,49 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
15 |
14 |
6,46 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
16 |
19 |
6,43 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
17 |
16 |
6,42 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
18 |
15 |
6,40 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
19 |
20 |
6,36 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
20 |
21 |
6,34 |
Сильное влияние | |||
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
21 |
24 |
6,32 |
Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
22 |
22 |
6,29 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
23 |
23 |
6,27 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
24 |
18 |
6,25 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
25 |
26 |
6,24 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
26 |
30 |
6,20 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
27 |
38 |
6,19 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
28 |
25 |
6,18 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
29 |
29 |
6,17 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
30 |
32 |
6,16 |
Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
31 |
41 |
6,14 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
32 |
28 |
6,13 |
Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
33 |
33 |
6,11 |
Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
34 |
27 |
6,10 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
35 |
44 |
6,08 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
36 |
35 |
6,07 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
37 |
45 |
6,05 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
38 |
31 |
6,04 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
39 |
34 |
6,03 |
Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
40 |
39 |
6,01 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
41 |
42 |
6,00 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
42 |
36 |
5,98 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
43 |
49 |
5,96 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
44 |
40 |
5,95 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
45 |
43 |
5,94 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
46 |
66 |
5,93 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
47 |
37 |
5,91 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
48 |
48 |
5,89 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
49 |
47 |
5,87 |
Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
50 |
46 |
5,86 |
Среднее влияние | |||
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
51 |
50 |
5,85 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
52 |
51 |
5,82 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
53 |
52 |
5,81 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
54 |
53 |
5,80 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
55 |
55 |
5,78 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики |
56 |
57 |
5,77 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
57 |
59 |
5,75 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
58 |
58 |
5,73 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
59 |
61 |
5,72 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
60 |
56 |
5,70 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
61 |
64 |
5,67 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
62 |
68 |
5,66 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
63 |
62 |
5,64 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
64 |
67 |
5,63 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
65 |
70 |
5,61 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
66 |
69 |
5,60 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
67 |
74 |
5,59 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
68 |
71 |
5,56 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
69 |
54 |
5,55 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
70 |
60 |
5,54 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
71 |
76 |
5,52 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
72 |
78 |
5,51 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
73 |
77 |
5,49 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
74 |
79 |
5,48 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
75 |
80 |
5,47 |
Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
76 |
60 |
5,45 |
Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
77 |
63 |
5,43 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
78 |
88 |
5,42 |
Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
79 |
72 |
5,41 |
Егоров Максим Борисович Глава Тамбовской области |
80 |
73 |
5,40 |
Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
81 |
75 |
5,38 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
82 |
81 |
5,35 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
83 |
82 |
5,30 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
84 |
83 |
5,26 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
85 |
84 |
5,22 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
86 |
85 |
5,17 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
87 |
86 |
5,14 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
88 |
87 |
5,10 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
89 |
89 |
5,01 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2023 г.