Ингушетия: спорные инициативы Калиматова на фоне реальных проблем и роста влияния Гуцериева
Ингушетия на днях привлекла к себе внимание из-за скандальной инициативы властей – требования справок об отсутствии ВИЧ при вступлении в брак. Эксперты отмечают, что руководство региона перешло на сомнительные акции по собственному продвижению, что ослабляет традиционно нестабильные позиции главы Махмуда-Али Калиматова. При этом в регионе проходит неформальный процесс обновления власти с участием Михаила Гуцериева и других федеральных игроков, считают инсайдеры.
С середины июля региональные медиа следят за коммунальным ЧП в городе Малгобеке. Там из-за крупной коммунальной аварии (поломка насосов) 37 тыс. жителей остались без воды. В городе был введен режим ЧС, воду туда вынуждены были привозить и раздавать людям. Починить оборудование не смогли. Журналисты констатируют беспомощность местных властей в решении проблемы. Чиновники при этом признают, что оборудование водокачек было изношено на 100%. А глава республики довольно наивно сообщил в своем Telegram-канале, что «никто ему не докладывал о сложившейся ситуации».
На фоне еще не купированной коммунальной катастрофы власти республики вновь привлекли к себе внимание, сделав ставку в публичном поле на здоровье и нравственность населения. Калиматов выступил с заявлением, что с сентября в религиозный брак гражданам можно будет вступить только после предоставления справки с анализом на ВИЧ. Кроме того, в правительстве региона предложили штрафовать родителей, скрывших сведения о наркозависимости сына.
Ряд экспертов отмечают принципиальную допустимость инициатив для консервативного Кавказа. Однако очевидна их неуместность в тяжелых обстоятельствах.
Негативные последствия публичной активности и нарастание реальных проблем существенно ослабляют позиции Калиматова, считают эксперты. Политологи еще весной относили его к главам со значительным риском отставки. Этот прогноз эксперты по-прежнему считают актуальным.
Периферийная малоресурсная Ингушетия обрела некоторую ценность для внешних инвесторов из-за федеральных вливаний в туристическую сферу. Курорты Кавказа стали приоритетным направлением для федеральных властей. Ряд регионов ждут крупные трансферты в новые проекты. В Ингушетии, в частности, планируют построить горнолыжные курорты «Армхи» и «Цори», два детских лагеря и многое другое.
Крупные инвестиции идут в регионы под контролем федерального бизнеса. Зачастую именно этим игрокам некомфортны для взаимодействия специфические кавказские элиты.
Неформальным патроном Ингушетии принято считать ее знаменитого уроженца, крупного бизнесмена Михаила Гуцериева (группа «САФМАР», «РуссНефть», «Русский уголь»). Он неохотно, но инвестировал в развитие региона. Более того, Гуцериев долгое время оставался единственным крупным инвестором республики, хотя практически не посещал ее.
В конце 2022 года стало известно, что Гуцериев готов к масштабным инвестициям в экономику Ингушетии и впервые за 20 лет побывал в регионе. Миллиардер обещал построить социальные учреждения (школы, детсады), туристические объекты, филармонию и даже создать IT-академию. Он же, очевидно, может в значительной степени финансировать празднование 100-летия Ингушетии в 2024 году. Эксперты называют Ингушетию «бизнес-империей» Гуцериевых.
При этом инсайдеры отмечают, что с Калиматовым Гуцериев сотрудничает, но не делает на него ставку. Кавказские эксперты неоднократно сообщали о намерении бизнесмена пролоббировать на пост главы региона близкого к нему деятеля. Очевидно, что крупный капитал в принципе приходит в регион под определенные политические и бизнес-задачи, а Гуцериев усиливается.
Инсайдеры допускают, что рост влияния Гуцериева в сочетании с его приоритетами по кандидатуре на пост главы региона могут привести к возникновению напряжения между ним и Калиматовым. Если дело дойдет до масштабного противостояния, шансы Гуцериева одержать в нем победу, вероятно, выше.