Большая сделка в Марий Эл: как достигнуты условное спокойствие Зайцева и условная безопасность «красного клана» Казанковых
Республика Марий Эл – один из регионов, где сложную межэлитную ситуацию вынуждена была урегулировать Москва. Губернатору-«варягу» Юрию Зайцеву не хватило авторитета и ресурсов, чтобы лично добиться лояльности от лидеров регионального отделения КПРФ. Федеральным посредникам удалось нейтрализовать «красный клан» Казанковых, подключив к переговорам центральное руководство КПРФ. По данным инсайдеров, региональные коммунисты теперь готовы на лояльный формат взаимодействия в обмен на учет их бизнес-интересов.
Юрий Зайцев возглавил регион в 2022 году и до сих пор остается для регионального истеблишмента человеком новым и чужим. Атака на него началась сразу. Его подвергли критике за неудачную избирательную кампанию с множеством имиджевых оплошностей (публично не смог дозвониться до мэра, случайно продемонстрировал бедному населению дорогие швейцарские часы и мерседес). Эксперты тогда подчеркивали, что в Марий Эл откровенно неблагоприятная ситуация с предвыборным позиционированием главы.
При этом избраться ему удалось с высоким уровнем поддержки (82,44%). У населения был большой запрос на перемены, который Зайцев так или иначе удовлетворил. Проблемы прогнозировались после выборов.
«Варяг» Зайцев должен был укрепиться в регионе с сильными позициями КПРФ. Главной его задачей эксперты называли достижение новых договоренностей с влиятельной группой Казанковых (отец и сын). Семья не только участвует в политике, но и имеет бизнес, с помощью которого, по некоторым данным, спонсируется партия.
Иван Казанков (отец) – глава регионального отделения КПРФ, директор совхоза «Звениговский». Сергей Казанков – его сын – депутат Госдумы.
Без договоренностей с коммунистами в 2017 году не смог обойтись экс-губернатор Евстифеев. Команда нехаризматичного и слабого политика смогла уговорить КПРФ не участвовать в губернаторских выборах, что ударило по имиджу партии. Однако долго пакт не просуществовал. После выборов глава региона и партия вступили в публичный конфликт. Евстифеев заявил тогда, что коммунисты «разваливали республику» предыдущие 16 лет. В ответ фракция КПРФ отказалась голосовать за республиканский бюджет и инициировала долговременную жесткую кампанию против главы региона. Достигнуть нового соглашения с КПРФ главе не удалось. В 2021 году партия получила в республике очень значительный результат на выборах в Госдуму. А по округу победил Сергей Казанков. В мае 2022 года Евстифеев добровольно и досрочно ушел в отставку. Развитие ситуации было очевидной победой Казанковых.
С приходом Зайцева с коммунистами вновь удалось договориться. Однако в новых обстоятельствах Кремль не стал доверять сложную ситуацию региональной команде, решив задействовать свои силы. Переговоры о достижении консенсуса в республике, по данным инсайдеров, проходили в Москве.
Руководству КПРФ федеральные кураторы передали довольно жесткие условия не только для Казанковых, но и для всей региональной организации КПРФ. Прежде всего – нейтралитет по отношению к губернатору, рассказывают инсайдеры. За это Москва гарантировала безопасность бизнеса Казанковых и сохранение депутатского статуса для Сергея Казанкова.
Удивительно, но коммунисты, пожалевшие о ранней сделке с Евстифеевым, довольно быстро согласились на новую. Инсайдеры считают, что в сложившихся условиях Казанковым выгодна такая конфигурация. Иван Казанков – человек в возрасте и с ограниченными политическими амбициями, а его сыну выгоднее развивать федеральную карьеру. При этом у региональных лидеров КПРФ с их ресурсами и поддержкой до последнего сохранялась возможность одержать победу на различных выборах.
Сегодня в некогда «красной» республике – относительное политическое затишье. Однако подобная тишина обеспечит Зайцеву безопасность (в политическом смысле), но не поддержку. Вынужденный компромисс лишь максимально дистанцирует левых игроков от власти.