Потомский и пустота
Ожидания отставки губернатора Александра Козлова подтвердились: Владимир Путин, наградив экс-руководителя региона орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, через своего полпреда в ЦФО Александра Беглова обозначил его перспективы на федеральном уровне. Сняв одну интригу и назначив врио губернатора Вадима Потомского (КПРФ), Кремль создал еще более любопытную конфигурацию, что только разогрело ситуацию в регионе.
Как предполагали многие наблюдатели, в том числе и автор этих строк, потеряв Владимирскую область, Геннадий Зюганов пошел на переговоры с властью для того, чтобы КПРФ был отдан хотя бы один регион. Судя по всему, речь шла либо об Ивановской области, либо о малой родине лидера коммунистов Орловской области. И вот решение принято — «врио» на Орловщине назначен коммунист Вадим Потомский. И это заставило ахнуть всю орловскую элиту.
Удивляться действительно есть чему. Вместо вроде бы логичного удовлетворения зюгановских амбиций в виде назначения вождя местных коммунистов Василия Иконникова, Кремль определился в пользу Вадима Потомского — пусть и коммуниста, но совсем не известного жителям области. Замена одного варяга на другого вызвала массу интерпретаций и предположений в региональной элите.
В область пришлось приезжать и секретарю Генсовета «Единой России» Сергею Неверову. Судя по всему, разговор с местными представителями партии был непростым, поскольку после встречи было заявлено, что «Единая Россия» будет присматриваться к Потомскому, а свою позицию определит в апреле-мае. При этом не исключается вариант с выдвижением «своего» кандидата от партии.
На представлении в качестве «врио» Потомский заявил, что хочет стать своим для орловцев, что будет опираться в кадровой политике на местные кадры, что было встречено аплодисментами. Однако первое назначение тоже озадачило: должность первого зампреда правительства получил Александр Бударин, мало связанный с Орловщиной.
В этих непростых для нового назначенца условиях сценарное древо развития предвыборной ситуации выглядит очень ветвистым.
Во-первых, подержат ли местные коммунисты выдвиженца и какой может быть форма этой поддержки: активная, пассивная или же «сквозь зубы»? При этом важна позиция коммунистического лидера Орловщины Иконникова, который пока высказался более чем сдержанно, заявив, что «у Потомского есть определенный опыт».
Во-вторых, как определятся единороссы, для которых согласиться с кандидатурой Потомского может означать создать имиджевые проблемы в глазах избирателей, что может сказаться на перспективах партии в других избирательных кампаниях региона?
В-третьих, поддержат ли «врио» влиятельные политики области, в частности, Егор Строев, представляющий исполнительную власть в Совете Федерации? Его отсутствие на церемонии представления Потомского областной элите не осталось без внимания, а в кулуарах представители Строева заявили, что «шеф вряд ли примет Потомского. Его поведение не выдает в нем сильного политика». Возьмет ли Потомский Строева в борьбу за губернаторство и согласится ли последний стать одним из трех кандидатов в члены СФ, как предписывает закон? Думаю, что вероятность такого альянса пока сомнительна.
Пока вокруг Потомского образовалась политическая пустота. Сумеет ли он стать собирателем региональных элит, покажут его ближайшие действия, публичные заявления и переговоры с ведущими игроками Орловщины. Но уже сейчас понятно, что выборы в области обещают быть конкурентными, причем это будет не виртуальная борьба, а вполне реальная, с полным набором технологий. Возможно, кстати, что назначение врио губернатора — это отнюдь не стопроцентная гарантия, а лишь возможность, которой еще надо уметь воспользоваться.
Набор потенциальных соперников Потомского пока до конца не определен. Региональные элиты обсуждают кандидатуру Павла Меркулова, члена команды Егора Строева. Вероятно, именно этим обусловлена инициатива Меркулова по изменению областного законодательства с возможностью участия в выборах самовыдвиженцев. О своих намерениях заявил и областной депутат от «Единой России» Виталий Рыбаков. По его словам, область устала от «пришлых людей». Возможный поход на выборы «Единой России» со своим кандидатом и влиятельные самовыдвиженцы (если, конечно, им удастся принять участие в выборах) способны серьезно усложнить и без того непростой предвыборный пасьянс.