Главный вопрос заключается в том, готовы ли губернаторы работать с протестом
Крупные города должны будут решить свою судьбу сами — хотят ли они отказаться от прямых выборов мэров и прямых выборов гордумы или нет, Госдума лишь даст им такую возможность — такова суть грядущей муниципальной реформы. Как пишет Znak.сom, в крупных городах, где уже есть внутригородское деление на районы, появляется еще одна модель МСУ дополнительно к тем, которые уже есть в 131 федеральном законе. В этой новой модели появляются городские районы как муниципалитеты и сам город как муниципалитет второго уровня, который управляется сити-менеджером, встроенным в систему госуправления, и в котором также есть мэр, избираемый, скорее всего, из числа депутатов гордумы.
Александр Белоусов:
— По поводу реформы МСУ уже высказывалось достаточно много отзывов. Если взять экспертов, то отзывы эти большей частью негативные из-за непродуманности реформы и ее явного политического характера. Есть большая доля вероятности, что даже если она будет реализована, то через некоторое время ее отменят, как это было уже с рядом других политических реформ. Ее последствия сейчас слишком трудно предсказать, а противоречий слишком много, чтобы можно было говорить о ней как о назревшей и необходимой.
Немаловажным обстоятельством является и то, что президент Владимир Путин дистанцировался от нее, не проявляя к ней особого интереса. В этой связи возникает вопрос: кто является инициатором данной реформы?
По большому счету, идея «дотянуть» вертикаль власти до МСУ звучала еще в середине прошлого десятилетия. Однако 10 лет назад региональные власти справлялись с ситуацией и находили общий язык с главами муниципалитетов. Что же произошло за эти 10 лет, что лишило возможности региональные власти контролировать ситуацию внутри регионов?
А произошло ослабление самого института региональной власти путем отмены прямых выборов губернаторов. Чтобы хоть как-то остановить процесс ослабления губернаторов, теперь приходится ослаблять МСУ все тем же способом – путем отмены выборов. А приведет это к тому, что теперь свое политическое недовольство жители мегаполисов будут высказывать непосредственно губернаторам, поскольку предполагается, что они будут нести ответственность за назначенных глав. Готовы ли губернаторы, многие из которых не проходили процедуру прямых выборов, работать с протестом? Ключевой политический риск данной реформы состоит в том, что ответ на данный вопрос не знает никто.