Реализация «Стратегии лидерства» и долгосрочный горизонт планирования: актуальные вызовы и перспективные цели развития Самарской области
Цели, поставленные Владимиром Путиным перед органами власти различных уровней (в рамках как послания Федеральному Собранию 2021 года, так и прошедших позднее тематических отраслевых мероприятий) предполагают более явный акцент на решение задач с дальним горизонтом планирования (в том числе до 2030-х годов) при усиливающимся тренде на развитие каналов обратной связи между властью и общественностью. «Стратегия лидерства» Самарской области, принятая в 2018 году после масштабных дискуссий с широкой аудиторией, во многом сработала на опережение, обеспечив оперативную реакцию на ряд только проявлявшихся тогда федеральных трендов. Не исключено, что некоторые инициативы Центра, получившие особый резонанс в 2021 году (например, по масштабному обновлению парка школьных автобусов), были разработаны с учетом самарского опыта. К началу 2022 года можно подвести промежуточные итоги реализации этой стратегии — в контексте как недавних, так и будущих вызовов в социально-политической сфере, с которыми может столкнуться регион.
1.Нейтрализация оппозиционных настроений: вызов и ответ
Период пандемии и связанного с ней мирового экономического кризиса в заметной степени затронул именно индустриальные регионы, в том числе субъекты Приволжского федерального округа.
В находящихся по соседству Самарской, Саратовской и Ульяновской областях фиксируются примерно равные темпы роста оппозиционных предпочтений и протестных настроений избирателей (масштабы снижения результатов «Единой России» по сравнению с кампанией-2016, проходившей при более благоприятной конъюнктуре, здесь были примерно одинаковыми). Например, в Саратовской области результат «Единой России» в ходе выборов в Госдуму в 2021 году по сравнению с 2016-м снизился с 68,17% до 59,8%, в Ульяновской – с 48,46% до 39%, в Самарской – с 50,77% до 44,7%.
В этих условиях наиболее значимым фактором для оценки внутриполитической ситуации в индустриальных регионах (не относящихся к числу ярко выраженных патерналистских) становится уровень политической стабильности в субъекте после завершения кампании. Несмотря на конкурентный характер думской кампании в Самарской области, мобилизация протестного электората в регионе строилась прежде всего вокруг федеральной проблематики (можно вспомнить, например, роль сюжетов, связанных с проблемами вакцинации, в кампании наиболее успешных кандидатов в Госдуму от КПРФ — Михаила Матвеева в Промышленном одномандатном округе № 162 и Леонида Калашникова в Тольяттинском округе № 159). В итоге кампания не привела к росту протестной активности, направленной против региональных властей, сохранив основы для конструктивного взаимодействия между командой Дмитрия Азарова и системной оппозицией (показательна, например, повестка встречи губернатора с сенаторами и депутатами Госдумы от региона, в том числе представляющими оппозиционные партии, состоявшейся в конце ноября 2021 года).
При этом результат «Единой России» по Самарской области в рамках парламентской кампании оказался выше уровня поддержки партии по итогам ряда исследований накануне кампании. Например, по данным исследования ИНСОМАР 20-22 марта 2021 года (инициативного комбинированного опроса 1000 жителей Самарской области, проведенного по квотной репрезентативной выборке), поддержать партию были готовы 32% от общего числа опрошенных. Результат партии по итогам выборов в Госдуму — 44,7% — заметно превысил этот показатель.
Можно с уверенностью предположить, что позитивная повестка, представленная губернатором Дмитрием Азаровым, возглавившим региональную группу № 15 списка «Единой России» на выборах в Госдуму, сыграла заметную роль в мобилизации лояльного электората в регионе. А инициативы губернатора, представленные им в рамках ежегодного послания к жителям региона и депутатам губернской Думы 18 мая 2021 года, существенно повлияли на формирование регионального компонента повестки, с которой выступала партия большинства в ходе кампании.
При этом, как показал упомянутый опрос ИНСОМАР, 50% жителей Самарской области по состоянию на март 2021 года были довольны ситуацией в регионе; 38% — скорее недовольны; 66% скорее доверяли действующему главе региона Дмитрию Азарову и только 22% скорее не доверяли. Круг респондентов, скорее доверяющих главе региона, оказался заметно шире электоральной базы «Единой России», что создало дополнительные возможности для наращивания результатов партии в ходе кампании за счет вовлечения имиджевого ресурса губернатора.
В 2022-2024 годах ряд приоритетов в работе региональных властей может способствовать снижению протестных настроений, усиливая позитивную повестку для избирательных кампаний этого периода, включая региональный компонент президентской кампании. Так, дальнейшие шаги по поддержке региональных учреждений системы здравоохранения (в том числе за пределами Самары) могут способствовать дальнейшему росту доверия как к региональным, так и к федеральным властям со стороны жителей области, относящихся к старшим возрастным группам. При этом команда Дмитрия Азарова неоднократно выступала с комплексными инициативами, которые могут быть близки и лицам среднего возраста (можно отметить меры поддержки семей с детьми, развитие сети дошкольных учреждений, создание необходимой социальной инфраструктуры), а также молодежи (стоит упомянуть как последовательную работу с волонтерским движением, так и, например, представленную губернатором инициативу по предоставлению субсидий в размере 10 000 рублей всем выпускникам школ и средних специальных учебных заведений, которые поступали в высшие и средние специальные учебные заведения региона в 2021 году).
Очевидно, президентская кампания кандидата от власти в 2024 году будет строиться на работе с общественными запросами от аполитичных или скептически настроенных к власти социальных групп. Регионы, в которых реализация подобных инициатив активно велась еще в предыдущие годы (в том числе в 2020-2021 году, когда социальная повестка дополнительно актуализировалась на фоне пандемии), в преддверии президентской кампании, вероятно, получат дополнительные преимущества для работы с Кремлем – предпосылки для этого есть и у Самарской области.
- «Стратегия лидерства»: промежуточные результаты
С момента назначения на пост врио губернатора региона в конце 2017 года под эгидой Дмитрия Азарова была проведена масштабная работа по формированию стратегии развития региона до 2030 года – с опорой на мнения граждан, высказанные в ходе дискуссий на уровне муниципальных образований. Постепенное выстраивание эффективно работающих каналов обратной связи с жителями области вообще является одним из важных аспектов политического стиля действующего самарского губернатора – причем это касается взаимодействия не только с волонтерским движением, но и с общественниками, занимающимися более широким кругом вопросов. Показательной, например, стала встреча губернатора с представителями советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, в которой приняли участие в феврале 2021 года около 10 000 человек. В сентябре 2018 года на площадке ПАО «АвтоВАЗ» в Тольятти прошел общественный региональный форум «Стратегия лидерства», в рамках которого данные, собранные в ходе многомесячной работы, были сведены воедино.
За период 2018-2021 годов можно выделить ряд ключевых направлений, по которым команде Дмитрия Азарова удалось добиться существенных успехов в реализации долгосрочной стратегии развития региона.
Серьезно вырос лоббистский потенциал региона, что во многом связано с результативной работой областных властей по снижению объема госдолга региона и реализации значимых федеральных инициатив. В период 2018-2021 года областные власти добились примерно трехкратного увеличения объемов безвозмездных субвенций, поступающих в регион из федерального бюджета (с 18,6 млрд рублей до 53,8 млрд рублей соответственно) – без учета средств, выделенных федеральным центром на борьбу с короновирусной инфекцией и поддержку экономики в период пандемии.
Одной из значимых задач стала масштабная модернизация учреждений здравоохранения региона, начавшаяся в 2018 году, еще до начала пандемии, и обеспечившая дополнительные возможности для реагирования на вызовы эпидемиологического характера в 2020-2021 годах. За период, предшествующий назначению Дмитрия Азарова на пост врио главы региона, коечный фонд в больницах области был сокращен примерно на 4 500 мест. Напротив, усилия региональных властей по развитию системы здравоохранения области позволили в период пиковых нагрузок на эти учреждения с началом пандемии развернуть дополнительно 6788 больничных коек, в том числе 956 — с реанимационным оборудованием.
За период 2018-2021 годов в Самарской области было построено 5 новых поликлиник, в том числе за пределами административного центра региона. Автопарк скорой медицинской помощи был обновлен практически целиком.
При этом еще в марте 2019 года Дмитрий Азаров анонсировал создание в регионе единой системы лечения, раннего выявления и профилактики онкологических заболеваний, уже в декабре того же года на базе Самарской городской клинической больницы №8 был создан первый в области Центр амбулаторной онкологической помощи, в дальнейшем подобные центры были открыты в Самарских городских больницах №4 и №7, Тольяттинской городской клинической поликлинике №3, Сызранской центральной городской больнице. По мере преодоления последствий пандемии внимание к проблемам лечения подобных заболеваний в рамках как приоритетов Кремля, так и общественной повестки с высокой вероятностью будет возрастать (показательно в этом смысле внимание к теме со стороны Владимира Путина – в частности, подобные вопросы затрагивались президентом в ходе совещания по вопросам развития генетических технологий в ноябре 2021 года).
Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области остается важным фактором как для существенного смягчения последствий мирового экономического кризиса в регионе, так и для приобретения им дополнительных преимуществ на новом этапе восстановительного роста экономики, который стоит ожидать после стабилизации эпидемиологической обстановки (по ряду прогнозов, такое развитие событий не исключено уже в 2023 году). За период 2018-2021 годов (включая очень сложный 2020 год) в Самарской области было открыто 44 новых производства, создано более 30 тысяч новых рабочих мест. Именно в сложном 2020 году Особая экономическая зона «Тольятти» вошла в тройку лучших по стране. С 2017 года в экономику области было привлечено почти 1,1 трлн рублей инвестиций в основной капитал, к концу 2021 – началу 2022 года в регионе реализовывалось более 200 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования около 1,2 трлн рублей.
Снижение уровня госдолга, а также усилия региональных властей по привлечению федеральных средств позволили за период 2017-2021 годов увеличить объем финансирования, направляемого на выплаты семьям с детьми, — с 6 млрд. до 21,2 млрд рублей. При этом примерно в 2,5 раза за этот период были увеличены объемы поддержки на приобретения жилья молодыми семьями, в 3 раза — объемы строительства детских образовательных учреждений. В этой же логике — последовательная работа по обновлению парка школьных автобусов (в 2018-2021 годах для нужд региона было приобретено 315 единиц такого транспорта), причем только в период 2019-2021 года в регионе открылись 9 новых школ.
В рамках деятельности стройкомплекса существенно увеличился охват многоквартирных домов, подпавших под действие программ по капитальному ремонту (от примерно 400 в 2018 году до около 1000 в 2021-м). Одновременно в 2019-2021 годах активно велась работа по обновлению коммунальных сетей (только за 2020 год было реконструировано около 32 км таких коммуникаций, в то время как несколькими годами ранее темпы таких работ составляли лишь 3-4 км в год). За период 2018-2021 годов в регионе было построено и отремонтировано более 1200 километров автодорог регионального и местного значения, а также 16 мостов в сельских районах области.
Наконец, перспективной сферой для привлечения как частных инвестиций, так и федеральных средств становится развитие туризма — в том числе с учетом особого внимания федерального центра к поддержке регионов и исторических городов, которые могут оказаться перспективными (отметим, например, внимание Владимира Путина к этой проблеме в рамках послания Федеральному Собранию в 2021 году). В 2021 году регион посетили более 1,6 млн. человек, что на 23,6% выше показателей 2020 года. На этом направлении самарскими областными властями были эффективно задействованы лоббистские возможности – прежде всего в рамках взаимодействия с федеральными структурами. Например, было подписано соглашение с корпорацией «Туризм.РФ», отвечающей за реализацию инвестиционной программы, которая предполагает софинансирование проектов в данной сфере. Руководство региона выступило с рядом инициатив (в том числе в рамках совещаний под председательством полпреда президента в Приволжском федеральном округе) по развитию речного туризма, предполагающего взаимодействие с Ульяновской областью и Татарстаном.
Вообще на примере Самарской области можно наблюдать эффективную работу региональных властей с ситуативными рисками (прежде всего связанными с социально-экономическими последствиями пандемии) в сочетании с особым вниманием к стратегическим задачам развития региона. Реализация ряда положений «Стратегии лидерства» уже в 2018-2019 годах позволила существенно смягчить влияние на регион последствий мирового экономического кризиса и осложнений эпидемиологической обстановки, создав дополнительную базу для восстановления и роста региональной экономики в ближайшие годы. При этом социальные инициативы команды Дмитрия Азарова отвечают как общественному запросу на активизацию патерналистских шагов властей в период пандемии, так и вероятному росту внимания граждан к другим аспектам той же повестки, что может наблюдаться на этапе более интенсивного восстановительного роста экономики (к подобным темам можно отнести запрос на поддержку молодежных проектов и более масштабное вовлечение общественности на местах в обсуждение значимых вопросов регионального и муниципального уровня).
- Долгосрочный горизонт планирования: перспективные проекты и программы
В мае 2021 года Дмитрий Азаров акцентировал внимание на том, что уточнение стратегических задач развития, осуществленное в 2020 году в соответствии с указом президента, расширило горизонт планирования, в том числе в сфере регионального развития, как минимум до 2030 года. Среди направлений с существенным горизонтом планирования, которым уделяется особое внимание в Самарской области, по-прежнему можно выделить работу по расширению и модернизации социальной инфраструктуры (в том числе, в сфере здравоохранения), жилищное строительство, а также расширение потенциала региона в транспортной и транзитной сфере.
Работа региональных властей по созданию необходимой базы для противодействия распространению коронавирусной инфекции реализуется в комплексе с решением задач по нейтрализации стратегических рисков для здоровья граждан. Например, по данным Министерства здравоохранения региона, к 2024 году на территории области должно работать 12 Центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), то есть их количество должно увеличиться вдвое (на 2023 год запланирован ввод ЦАОП в Куйбышевском районе Самары). Работа в этой сфере соответствует как стратегическим задачам, которым Кремль уделял особое внимание еще до начала пандемии (эта тема затрагивалась, например, в ходе расширенного заседания президиума Госсовета «О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения» в октябре 2019 года), так и общественному запросу со стороны жителей (профилактика и лечение онкологических заболеваний является важной частью информационной, а зачастую и политической повестки именно индустриальных регионов).
Кроме того, в Самарской области реализуется пилотная программа комплексной модернизации первичного звена системы здравоохранения на период до 2025 года, общий объем финансирования которой был запланирован на уровне около 7,5 млрд руб. В частности, планировалось приобретение для медучреждений региона около 3,6 тыс. единиц оборудования, в том числе аппаратов КТ, МРТ, УЗИ. Именно недостаточный уровень обеспечения клиник в регионах подобным оборудованием становился распространенным поводом для критики в адрес представителей губернаторского корпуса в других субъектах Федерации в 2020-2021 годах. При этом планы реконструкции зданий и технологического обновления медицинских учреждений первичного звена затрагивают не только областной центр, но и целый ряд малых населенных пунктов области.
Одним из значимых направлений работы региональных властей с дальним горизонтом планирования становится жилищное строительство. Так, к 2030 году в Самарской области планируется выход на показатель объемов строительства 2,7 млн. кв. метров жилья в год. Как отмечал Дмитрий Азаров, это почти в 1,5 раза больше пиковых показателей советского периода. К 2024 году в регионе планируется переселить из ветхого и аварийного жилья более 19,5 тыс. человек. В соответствии с федеральными трендами вопросы жилищного строительства в Самарской области реализуются в связке с проектами комплексного освоения территорий. Например, еще весной 2021 года глава региона поручил областному Минстрою обеспечить запуск 6 новых проектов: в Самаре, Тольятти и Кинеле.
Эффективным оказалось привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов. Так, правительственная комиссия по региональному развитию 30 сентября 2021 года утвердила заявку области на получение около 10,4 млрд рублей, которые будут направлены прежде всего на осуществление проекта по строительству станции «Театральная» (ее ввод планируется в 2024 году).
Среди масштабных международных инициатив, которые могут стать драйвером развития региональной экономики на долгосрочную перспективу, можно выделить, прежде всего реализацию глобального проекта «Европа — Западный Китай», перспективы которого затрагивалась в том числе в ходе дискуссий на Гайдаровском форуме в январе 2022 года. С этим проектом взаимосвязано строительство «Обхода Тольятти», завершение которого позволит существенно повысить транспортную доступность и инвестиционную привлекательность ОЭЗ «Тольятти», технопарка «Жигулевская долина», а также концерна «АвтоВАЗ».
В перспективе 2024-2030 годов можно ожидать дополнительной активизации межгосударственного взаимодействия и реализации крупных международных проектов на фоне отступления пандемии; сохранения особого внимания Кремля к развитию малых населенных пунктов, реконструкции автотрасс муниципального уровня, а также решения долгосрочных транспортных проблем административных центров регионов (что предполагает в том числе строительство новых станций и линий метрополитена); более масштабных мер федеральных властей в сфере жилищного строительства. В этих условиях важным конкурентным преимуществом регионов по привлечению средств (в том числе выделяемых федеральными властями) в подобные проекты, а тем самым и по повышению инвестиционной привлекательности субъектов, становится результативная работа их властей по оперативному реагированию на инициативы Кремля, эффективное задействование потенциала, связанного как с деятельностью представленных в регионе крупных корпораций, так и с активностью представляющих субъект федеральных парламентариев. Политический стиль Дмитрия Азарова и его управленческой команды позволяет адекватно реагировать на целый ряд вызовов, стоящих перед Самарской областью, и вести поступательную работу по повышению инвестиционной привлекательности региона в ближайшее десятилетие.