Мировая продовольственная безопасность: базовые тренды, кризис, региональная специфика
Последствия пандемии, военные конфликты, санкционная политика и, как следствие, проблемы на рынке энергоносителей и удобрений, климатические изменения привели к глобальному продовольственному кризису, масштаб которого еще только предстоит оценить. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) еще весной констатировала, что индекс продовольственных цен (индикатор, позволяющий в ежемесячном режиме отслеживать динамику мировых цен на ключевые продукты питания) достиг исторического максимума. Устойчивая тенденция к росту цен обозначилась с началом пандемии в 2020 году, когда многие страны ввели ограничения на экспорт, но, безусловно, усилилась на фоне украинского кризиса. С другой стороны, вопреки прогнозам, к лету мировые цены на основные категории продовольственных товаров стали падать, но все равно остаются очень высокими в сравнении, например, с прошлым годом. Среди причин незначительного снижения цен — сезонное увеличение предложения, достижение договоренностей по вывозу зерна из Украины и ожидания относительно роста российского экспорта.
После длительных переговоров в Стамбуле 22 июля представителями России, Украины, Турции и ООН заключена т.н. «зерновая сделка» сроком на 120 дней с возможностью продления. Продовольственное соглашение регулирует процедуру вывоза украинского зерна из черноморских портов по специально созданному коридору. Для контроля за выполнением сделки в Турции создан Совместный координационный центр. Второй подписанный на встрече документ снимает ограничения по экспорту сельскохозяйственной продукции и удобрений из России, то есть введенные в этом сегменте санкции снимаются (в отношении продовольствия и удобрений санкции не вводились напрямую, но существовали косвенные препятствия по заходам в порты и транзакциям). Для решения продовольственной проблемы Евросоюз вынужден пойти на смягчение санкций: в июле появились сообщения, что будут частично разморожены активы российских банков для облегчения транзакций по продовольственным сделкам. Это первый случай, когда западные страны идут не на ужесточение, а на смягчение санкционного давления на Россию. Тем не менее уже появились опасения, что «вторая часть» сделки — соглашение по вывозу российской сельхозпродукции – будет сорвана.
Негативной новостью для глобального рынка стала информация о возможном пересмотре экспортных планов России в этом сезоне. По словам главы Минсельхоза Д. Патрушева, непростые погодные условия и сложности с поставками комплектующих для иностранной техники создают риски для достижения показателя по урожаю зерна в 130 млн тонн. В случае если производство будет меньше, Россия обеспечит себя, но не сможет поставить за рубеж 50 млн тонн зерновых, как планировалось ранее. Как отметил министр, это может негативно отразиться на мировом рынке.
Основные тенденции. Причины кризиса
Кризис имеет преимущественно финансовый характер. Серьезной проблемы нехватки продовольствия в строгом смысле пока нет, но отмечается значительный рост цен, что вместе с разрывом логистических цепочек и дополнительными барьерами затрудняет доступ к продуктам питания. В июле FAO выпустила новый доклад о ситуации с продовольственной безопасностью в мире[1]. Из содержания доклада можно сделать вывод, что по-прежнему ключевым фактором ухудшения продовольственной ситуации в мире являются последствиями пандемии COVID-19. Впрочем, оценки основаны преимущественно на данных по итогам 2021 года и не учитывают обострения последних месяцев. По итогам 2021 года голод затронул 828 млн человек, то есть на 46 млн человек больше, чем в 2020 году, и на 150 млн человек больше, чем до начала пандемии. Кроме того, в 2021 году 29,3% населения мира (2,3 млрд человек) испытывали умеренную или серьезную нехватку продовольствия, что тоже на 350 млн человек больше, чем до начала пандемии.
Стремясь урегулировать ситуацию, страны «Большой семерки» при поддержке Всемирного банка объявили о создании Глобального альянса по продовольственной безопасности (Global Alliance for Food Security). В совместном заявлении, опубликованном в конце июня, лидера стран G7 сформулировали основные принципы и задачи деятельности нового альянса[2]. Заявленная цель — к 2030 году спасти 500 млн человек от голода и недоедания. В заявлении перечислен ряд конкретных действий, которые призваны сдержать динамику продовольственного кризиса.
- Стороны обязуются выделить дополнительно 4,5 млрд долларов для защиты наиболее подверженным рисками голода и недоедания людей. Всего в этом году будет выделено 14 млрд долларов с учетом дополнений.
- Стороны повторяют призыв к России прекратить блокаду украинских черноморских портов (заявление сделано до достижения «зерновой сделки»).
- Стороны обязуются следить за тем, чтобы санкции не затрагивали продовольственные поставки, в том числе из России (в заявлении не упоминается про возможность косвенных санкций).
- Участники альянса будут стремиться повышать доступность сельхозпродукции, в том числе за счет повышения производительности сельского хозяйства в наиболее пострадавших странах.
- Необходимо держать продовольственные рынки открытыми и избегать введения дополнительных барьеров.
- Участники будут стремиться, чтобы их действия в рамках преодоления кризиса соответствовали целям устойчивого развития.
Возрастает влияние климатических изменений на мировую продовольственную безопасность. В стремлении предотвратить голод многие страны вводят временные ограничения на экспорт продовольствия, связанные с конфигурацией климатических факторов. Например, недавно Индия, один из ключевых экспортеров, ввела запрет на экспорт пшеницы на неопределенный срок в связи с аномальной жарой и недостатком урожая. Малайзия ввела запрет на экспорт курятины в связи с падением внутреннего предложения, что связано с погодными условиями. Изменение климата влияет на производственные и торговые цепочки: поскольку климатическая неопределенность создает риски для производителей, государства будут стремиться обезопасить внутренний продовольственный рынок. По ряду прогнозов, изменится структура торговли. Например, страны будут заключать региональные торговые соглашения с узким кругом участников и координировать урегулирование локальных продовольственных кризисов. Например, Индия сделает исключение и будет поставлять пшеницу для ОАЭ, но только для внутреннего потребления. Экономисты считают, что серия запретов и ограничений на экспорт продуктов питания, начатая масштабно в период пандемии, может создать эффект мультипликатора. Похожая ситуация уже возникала во время кризиса 2008 года.
Очевидна тенденция отказа от трансконтинентальных контрактов на продовольствие как слишком рискованных. Все чаще меняются и практики питания — на традиционные, соответствующие той местности, где люди проживают. Более того, не исключено возобновление выращивания некоторых культур, которые вышли из употребления или используются локально небольшими народами.
Азия и Ближний Восток: поиск «продовольственного коридора»
До сих пор самым масштабным случаем массового голода, возникшего в результате длительного военного конфликта, стала ситуация в Йемене, которая уже не привлекает большого международного внимания, но по-прежнему не решена. По оценке FAO, в настоящее время в Йемене 17,4 млн человек нуждаются в продовольственной помощи, а доля населения, страдающая от голода, только растет. Гуманитарная ситуация только ухудшается. К концу 2022 году количество людей, которые не смогут удовлетворить минимальные потребности в питании, достигнет 19 млн человек. Эти показатели особенно высокие среди женщин и детей. В настоящее время в стране действует временное перемирие.
Президент Ливана Мишель Аун на встрече с министрами сельского хозяйства Сирии, Иордании, Ирака в рамках сельскохозяйственной конференции, которая прошла в Бейруте в конце июля, призвал к созданию общего продовольственного рынка арабских стран для координации усилий по борьбе с новыми вызовами. В частности, Аун предложил создать общий календарь сельскохозяйственного производства с учетом специализации стран региона, согласовать экспортную политику. В результате Ливан, Иордания, Сирия и Ирак предварительно договорились подписать четырехстороннее соглашение по сельскохозяйственной интеграции. Предполагается, что между странами будут сняты лишние барьеры, в том или ином виде проведена стандартизация технических регламентов. Соглашение, вероятно, будет носить открытый характер, и другие страны региона смогут присоединиться к нему.
С учетом сложной геополитической ситуации на Ближнем Востоке вряд ли может быть найден какой-то один формат, объединяющий всех. Скорее, стоит ожидать создания параллельных проектов кооперации. Так, Израиль и ОАЭ в конце мая подписали соглашение о свободной торговле, которое охватывает до 90% позиций торгуемых товаров, в том числе продовольствие. Стороны ожидают, что в течение 10 лет объем взаимной торговли вырастет в 10 раз и достигнет 1,2 млрд долларов. Параллельно развиваются связи ОАЭ с Индией. Эксперты говорят о предполагаемом создании «продовольственного коридора» Индия-ОАЭ-Израиль, который соединил бы порт Бомбей с эмиратскими портами и израильским средиземноморским побережьем, став региональной альтернативой китайскому новому шелковому пути. Индийско-арабско-израильский проект может обеспечить продовольственную безопасность всех стран Персидского залива. В то же время ОАЭ и Израиль смогут инвестировать в повышение производительности индийского сельского хозяйства.
Высокую зависимость от импорта иностранного продовольствия сохраняет Иран. По разным оценкам, в прошлом году продовольственный импорт Ирана составил больше трети от общего импорта страны. Во многом это связано с засушливым климатом и недостатком пахотных земель. Для страны с населением около 80 млн человек и находящейся под международными санкциями риски недостатка продовольствия очень серьезны. Для решения проблемы Иран обращается к необычной стратегии трансграничного земледелия — приобретения земель в сельскохозяйственное пользование у третьих государств. Велись переговоры с Венесуэлой, Казахстаном и, как отмечают некоторые ресурсы, с Россией.
Страны Юго-Восточной Азии стремятся укреплять институты регионального объединения АСЕАН для эффективного решения вопросов в области здравоохранения и продовольственной безопасности. Индонезия, страна-председатель в G20 в этом году, предлагает укрепить Соглашение АСЕАН + 3 (Китай, Япония, Южная Корея), подписанное в 2009 году и подразумевающее создание совместного антикризисного резервного фонда. В рамках него планируют создать чрезвычайные резервы риса, и возможно, других продуктов питания. Индонезия является единственным представителем региона в группе крупнейших мировых экономик G20, поэтому индонезийские инициативы воспринимаются как коллективная позиция развивающихся стран.
Африка: конфликты и застарелые проблемы
Страны Северной Африки также сталкиваются с негативными тенденциями в области обеспечения продовольственной безопасности. Для России кризисные тенденции в странах региона, прежде всего в Алжире и в Египте, создают репутационные риски (если считать, что проблемы в этих странах связаны с динамикой украинского конфликта — по крайней мере, до заключения «зерновой сделки»). В июле президент США Дж. Байден пообещал выделить 50 млн долларов на укрепление продовольственной безопасности Египта. В более сложном положении оказывается Алжир, где отмечается сильная продовольственная инфляция. При этом страна зависима от импорта. К тому же существует серьезная напряженность в отношениях с соседним Марокко, которая может перерасти в военный конфликт. Марокко, в свою очередь, стремится укрепить свои позиции на мировом рынке удобрений на фоне их дефицита. В настоящее время королевство является четвертым в мире экспортером удобрений, но кризис привел к изменению конфигурации на рынке фосфатных удобрений, создав новые возможности для Марокко. В период с 2023 по 2026 годы производство марокканских фосфатных удобрений может возрасти вдвое. Например, Япония уже заявила, что готова заменить марокканскими удобрениями поставки из России, заинтересованность выражает и Бразилия. В любом случае очевидно, что косвенные ограничения на экспорт российских удобрений негативно сказались на глобальной продовольственной динамике.
Для Африки южнее Сахары проблема продовольственной безопасности традиционно стоит наиболее остро, но в последние годы все чаще представители африканских стран стали говорить о достижении продовольственного суверенитета, что позволило бы надолго покончить с негативными практиками эксплуатации континента, порожденными колониализмом. Поскольку в беднейших странах Африки продовольственная ситуация всегда тяжелая, то и последствия текущего кризиса ударят по ним в первую очередь.
Латинская Америка: миграция как реакция на продовольственный кризис
В Латинской Америке резкое ухудшение продовольственной ситуации привело к росту миграции. Такая реакция на кризисы характерна для жителей региона, которые часто перемещаются в поисках более подходящих условий для жизни. Разоряются целые общины, которые не приспособились к современным экономическим и климатическим условиям. Сегодня весь континент снова пришел в движение, несмотря на связанные с миграцией риски. В Латинской Америке показатели миграции практически всегда одни из самых высоких, но один из ключевых факторов сейчас – дефицит продовольствия. Даже Бразилия, будучи крупнейшим латиноамериканских производителям продовольствия, о котором говорили как о возможной альтернативе (частичной) украинскому экспорту, сталкивается с беспрецедентным вызовом: число недоедающих удвоилось по сравнению с 2020 годом и сейчас составляет около 30 млн человек.
Стратегии достижения продовольственной безопасности: запрос на устойчивое развитие
«Зерновое соглашение» и вообще налаживание каналов вывоза украинского зерна не может быть единственным решением для актуального продовольственного кризиса, в основе которого несколько фундаментальных причин. Еще в 2015 году ООН разработала перечень из 17 целей в области устойчивого развития в рамках «Повестки дня на период до 2030 года», где на втором месте стоит цель преодоления голода, обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого сельского хозяйства. Зонтичная концепция устойчивого развития в широком смысле предполагает бережный и рациональный подход к эксплуатации ресурсов планеты, в ее логике удовлетворение текущих потребностей людей не ставит под угрозу существование будущих поколений и окружающей среды.
Для достижения этих целей необходима всесторонняя работа как на международном уровне и на уровне отдельных государств, так и по внедрению локальных бытовых практик. Из макропроектов непосредственно с проблемой продовольственной безопасности связаны международные инициативы по борьбе с климатическими изменениями.
Многое зависит от государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности. Речь идет о продвижении различных механизмов поддержки сельского хозяйства, рынка удобрений, оказания помощи наиболее уязвимым слоям населения. При этом очевидно, что в кризисной ситуации государства не имеют свободных средств и вынуждены идти на сокращения, от чего страдают малые производители. В конечном счете возрастают риски монополизации и дальнейшей концентрации производства вокруг крупнейших агрохолдингов.
Усиление протекционистских тенденций в мировой экономике ведет к ужесточению барьеров, появлению новых экспортных пошлин и запретов. Все это меры, которые могут привести не только к глобальному дефициту, но и к росту внутренних цен. В новых условиях возрастает значение специальных торговых соглашений между странами и «блоковой» торговой политики. С другой стороны, в некоторых странах на рынке сельхозпродукции действует «импортная мафия», препятствующая развитию внутреннего производства некоторых товаров, несмотря на наличие условий для этого. Либерализация мировой торговли продовольствием отвечает интересам более уязвимых и бедных стран. Так, снятие барьеров откроет доступ развивающимся странам на рынки стран «первого мира» и будет способствовать выравниванию конкурентных позиций производителей. Так или иначе, глобальная пищевая промышленность должна быть диверсифицирована, а зависимость развивающихся стран от корпораций — снижена. Эта проблема лежит в плоскости продовольственного суверенитета.
Шагом в сторону преодоления кризиса должны стать системные усилия стран мира по сокращению пищевых отходов, то есть излишков, возникающих в результате неэффективного потребления. По данным FAO, ежегодно в мире выбрасывается около 1,3 млрд тонн продовольствия. Причины различны: неудачно организованные логистические цепочки, что приводит к порче продуктов на этапе транспортировки, неправильное хранение, неразумное потребительское поведение в развитых странах. Решение инфраструктурной проблемы является связанной, но самостоятельной задачей.
[1] https://www.fao.org/3/cc0639en/cc0639en.pdf
[2] https://www.g7germany.de/resource/blob/974430/2057824/b4c9113bec507f0bd4b0389f6ac15ea7/2022-06-28-statement-on-global-food-security-data.pdf?#:~:text=In%20our%20commitment%20to%20the,global%20food%20security%20this%20year.