Челябинская область: губернаторская кампания, приоритеты Алексея Текслера, перспективы-2029


1.Губернаторская кампания: стратегия Алексея Текслера

Одним из важнейших политических событий второй половины 2024 года в Челябинской области стали выборы главы главы региона. Участие в кампании, кроме действующего губернатора Алексея Текслера («Единая Россия»), принимают депутат Челябинской городской Думы  Эльдар Гильмутдинов (КПРФ), руководитель областного отделения ЛДПР  Виталий Пашин и зампред партии «Зеленая альтернатива» Степан Соловьев.

Прогноз АПЭК: Алексей Текслер в сентябре 2024 года может получить более высокий результат, чем по итогам кампании 2019 года. Тогда за челябинского губернатора проголосовали 69,31% избирателей региона, пришедших на участки.

Позитивными факторами для руководства Челябинской области становятся как федеральные тренды (в том числе рост зарплат в сфере ВПК и внимание Кремля к развитию индустриальных регионов), так и реализация стратегии Алексея Текслера в социально-экономической сфере в 2019-2024 годах.

Широкий резонанс получили 9 приоритетов устойчивого и успешного развития региона, о которых губернатор Челябинской области заявил в ходе обращения к депутатам заксобрания в июне 2024 года. Характерно, что 4 из этих приоритетов непосредственно связаны с социальной политикой и развитием необходимой для этого инфраструктуры («развитие и гармоничная жизнь каждого человека», «работа, востребованность, самореализация»,  «инфраструктура качества жизни», «счастливые семьи»), 2 — с экономическими задачами («ускоренное технологическое развитие», «развитое сельское хозяйство, сильное село»), 2 — с формированием комфортной среды для жителей («природосбережение и экология», «новый облик городов») и один с сочетанием нескольких аспектов — от технологических до социальных («все для Победы»).

Сбалансированная социально-экономическая политика — важное преимущество Алексея Текслера в ходе текущей кампании и значимый фактор внутриполитической стабильности на Южном Урале в на горизонте до середины 2030-х годов.

1.Глава Челябинской области неоднократно подчеркивал, что следует принципу «экономики для людей», то есть тесного сопряжения  социальных и экономических задач. Подробнее об экономических аспектах развития региона — в разделе 3. В целом же, согласно представленной региональными властями статистике, по сравнению с данными на начало 2019 года размер зарплаты в области к 2024 году в среднем вырос почти вдвое, размер реальной зарплаты (с учетом инфляции)  —  на 36%, а реальные среднедушевые доходы – на 20%.

Реализация крупных индустриальных и инфраструктурных проектов в регионе одновременно способствует:

  • формированию более благоприятной социальной ситуации;
  • росту покупательной способности жителей, а значит, дополнительным возможностям для развития малого и среднего бизнеса;
  • повышению доходов регионального бюджета для реализации новых социальных программ на Южном Урале.

2.Руководство региона находится в постоянном контакте с участниками СВО и их семьями, также работая на перспективу, то есть, создавая возможности для привлечения в регион квалифицированных кадров, ставших участниками спецоперации — в том числе из других субъектов Федерации. Так, в июле 2024 года Алексей Текслер провел встречу  бойцами интернациональной бригады «Пятнашка», посетившими челябинские предприятия.

Региональные меры поддержки участников и ветеранов СВО в Челябинской области постоянно совершенствуются. Так, в июне 2024 губернатор выступил с инициативой  увеличить размер единовременной региональной выплаты при заключении контракта с Минобороны до 305 тыс. рублей (на 35%).

Модернизация при поддержке региональных властей Челябинского военного госпиталя  стала важным фактором развития системы здравоохранения области, создавая условия как для медицинской реабилитации ветеранов СВО, так и для оказания медицинской помощи  для других граждан, если в этом возникнет необходимость (вспомним, например, о роли дополнительных мощностей медучреждений в период пандемии).

В Едином центре поддержки и реабилитации участников СВО и членов их семей, открытом в Челябинской области, по состоянию на июнь 2024 года была оказана помощь более чем 9 тыс. граждан. Здесь действуют схожие закономерности — развитие необходимой инфраструктуры для поддержки участников спецоперации может позволить в будущем задействовать зарекомендовавшие себя программы для оказания помощи и другим социально уязвимым жителям области.

3.Стратегия команды Алексея Текслера в сфере социальной и демографической политики в 2019-2024 годах характеризовалась комплексным подходом, что позволило сформировать в регионе целостную систему поддержки семей с детьми, которая начинается с момента беременности матери и продолжается до совершеннолетия ребенка, о чем напомнил губернатор в ходе программного выступления перед депутатами заксобрания в июне 2024 года. На реализацию подобных мер в регионе было направлено около 110 миллиардов рублей.

В рамках этой стратегии федеральные меры поддержи семей с детьми активно дополнялись региональными. Например, около 130 тыс. рублей составил областной материнский капитал, выплачиваемый наряду с федеральным. Уникальной мерой поддержки стали ежемесячные выплаты на второго ребенка, с 1 июля 2024 года вышедшие на уровень 100% от прожиточного минимума для детей. С 1 июля была увеличена ежемесячная компенсация на оплату услуг ЖКХ для многодетных семей. Наконец, по инициативе Алексея Текслера были введены ежегодные выплаты в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка-школьника в многодетных семьях — эта сумма может быть направлена на приобретение школьной или спортивной формы (создавая дополнительные возможности для наращивания производства и создания новых рабочих мест и на предприятиях легкой промышленности региона).

Благодаря социально-экономической политике руководства Челябинской области в 2019-2024 годах количество многодетных семей в регионе выросло почти на 30%, а более 46,5 тыс. родившихся детей являются третьими и последующими в своих семьях. Коэффициент рождаемости на Южном Урале выше среднего по стране.

При этом областные власти уделили особое внимание сохранению высоких темпов реконструкции и модернизации социальной инфраструктуры, необходимой семьям с детьми. Так, за 5 лет были построены 61 детский сад и 15 школ, 116 дошкольных учреждений и 67 школ было отремонтировано.  В 2024 году вводится региональная стимулирующая выплата для молодых педагогов, которая будет осуществляться в течение 3 лет с момента их трудоустройства.

В рамках развития образовательной инфраструктуры региона реализуется совместный проект областных властей и Сбербанка, под эгидой которого открывается «Школа 21» для подготовки IT-специалистов, а на базе Южно-Уральского государственного университета совместно с «Заводом роботов» начнет работу факультет мехатроники и робототехники.

Команда Алексея Текслера не просто постоянно совершенствует меры по стимулированию рождаемости, но создает условия, позволяющие семьям с детьми сформировать перспективы обучения будущих выпускников школ по самым современным специальностям, которые могут приобрести дополнительную актуальность в 2030-2040-е годы.

4.До 72,5 лет выросла средняя продолжительность жизни в регионе, что стало возможным благодаря модернизации системы здравоохранения области. В 2019 — первой половине 2024 года на Южном Урале было построено 118 ФАП (изначально в этот период было запланировано возведение только 100 таких объектов).

Был открыт областной инфекционный центр, а также центры амбулаторной онкологической помощи и региональные сосудистые центры. Важными проектами стали строительство детского хирургического комплекса в Челябинске и медицинского центра в Магнитогорске. Наконец, был проведен капитальный ремонт 245 различных объектов здравоохранения, для модернизации медучреждений закуплено более 16 тыс. единиц современного оборудования, для системы здравоохранения приобретено 766 единиц медицинского автотранспорта.

В качестве важного фактора увеличения продолжительности жизни в Челябинской области можно рассматривать и постоянное внимание региональных властей к вопросам расширения спортивной инфраструктуры, в том числе за пределами административного центра. Например, в ходе рабочей поездки в Троицк в июле 2024 года Алексей Текслер проконтролировал ход строительства в этом городе физкультурного комплекса. Всего же в 2019 — первой половине 2024 года в регионе было построено и реконструировано 85 спортивных объектов, что более чем в 4 раза превысило показатели предыдущих 5 лет.

Наконец, значимой частью долгосрочной стратегии по созданию благоприятной среды для жителей региона (а значит, и защиты их здоровья) стала за последние 5 лет экологическая политика.  На Южном Урале была введена система онлайн-мониторинга чистоты воздуха. Кроме того, существенное внимание было уделено рекультивации свалок — подобные проекты были реализованы для 880 таких объектов.

5.Важным стимулом экономического развития и поддержания социальной стабильности в регионе стало развитие транспортной сферы.  В 2019 — первой половине 2024 года на Южном Урале было построено более 4 тыс. км областных и муниципальных автодорог.

Благодаря стратегии команды Алексея Текслера расширяются логистические возможности для реализации новых экономических проектов в регионе и одновременно — снижается общественное недовольство на местах. Жители региона, тратя меньше времени в пути, благодаря более слаженной работе общественного транспорта получают больше возможностей для поиска работы или семейного отдыха, что становится важным фактором социальной политики.

 6.На фоне рекордных масштабов жилищного строительства на Южном Урале (только в 2023 году было построено 2,1 кв метров жилья) дополнительное значение приобретают  задачи в сфере формирования комфортной городской среды. В 2019-первой половине 2024 года в Челябинской области было  благоустроено более 1400 дворовых и 1200 общественных территорий, в том числе в рамках проектов, поддержанных жителями на местах в рамках политики инициативного бюджетирования.

Одним из крупнейших проектов в сфере создания городских рекреационных зон стало формирования территории «Притяжение» в Магнитогорске — круглогодичного мультифункционального пространства площадью 400 га с современным пространством для прогулок, отдыха и занятий спортом (в том числе, катания на горных лыжах и сноуборде). В парке было высажено около 5,7 тыс. деревьев, 34 тыс. кустарников и 1 млн. многолетних цветов. С момента открытия городской курорт «Притяжение» посетили более 3 млн. человек. Проект неоднократно удостаивался внимания федеральных властей. Например, в июне 2024 году его посетила вице-премьера Татьяна Голикова.

Курс федеральных властей на поддержку индустриальных регионов и расширение объемов производства в сфере ВПК будет задавать более высокий уровень социальных ожиданий со стороны жителей промышленных центров уже в перспективе 2025-2026 годов. Стратегия Алексея Текслера основана на заблаговременном реагировании на такие вызовы, а также на последовательной работе по диверсификации региональной экономики и формированию гибкой системы подготовки кадров с учетом разных сценариев развития страны на перспективу 2030-2040-х годов. Действуя в рамках ключевых приоритетов стратегии Владимира Путина и развивая их с учетом региональной специфики, губернатор Челябинской области получает существенные конкурентные преимущества и формирует базу для дальнейшего развития Южного Урала на ближайшие десятилетия.

2.Челябинская муниципальная повестка: на старте выборов в городскую Думу

 В сентябре 2024 года впервые после проведения реформы местного самоуправления 2014 года жители Челябинска смогут принять участие в прямых выборах в городскую Думу. Состав городского парламента в рамках принятых в 2024 году законодательных инициатив был сокращен с 49 до 37 человек, из них 25 избирается по мажоритарной, а 12 — по пропорциональной системе. Всего на выборах было выдвинуто 313 кандидатов — как от парламентских (по 49 от «Единой России», ЛДПР и «Новых людей», по 44 – от КПРФ и СРЗП), так и от непарламентских сил (31 от «Яблока», 22 – от «Зеленых», 5 – от Партии пенсионеров, 20 самовыдвиженцев).

В условиях высокой конкуренции на выборах в областном центре системообразующим фактором    формирования широкой общественной коалиции вокруг «Единой России» становится реализация в городе инициатив губернатора Алексея Текслера, а также муниципальных властей по социально-экономическому развитию и благоустройству районов Челябинска.

1.В фокусе внимания городских и региональных властей находится масштабный ремонт инженерных сетей в областном центре. В 2024 году запланирована замена и реконструкция 25,3 км тепловых сетей Челябинска. Как отметила глава администрации города Наталья Котова, работы для  решения этих задач ведутся и на дворовых территориях, и внутри городских кварталов, и на крупных улицах.

При поддержке Алексея Текслера в Челябинске в рамках модернизации канализационных сетей реализуется проект по  замене 2 магистральных коллекторов в Тракторозаводском и Ленинском районах и ремонту аналогичного объекта в Калининском районе. Как отметил глава региона в ходе выступления перед депутатами заксобрания в июне 2024 года, в 2024 году в областном центре начнет работу уникальная станция очистки воды ультрафиолетом.

В этой сфере власти города и области также следуют комплексному подходу. Например, замена магистрального водопровода вдоль берега озера Смолино была синхронизирована со строительством новой набережной.

Специалистами городского хозяйства были выявлены наиболее уязвимые звенья городской инфраструктуры. Так, работы по модернизации сетей водо- и теплоснабжения затронули, в частности, ул. Смирных, где в течение предыдущих 5 лет было зафиксировано около 30 коммунальных аварий.

Учитывая, что федеральная повестка, связанная с работой систем ЖКХ, может получить заметный резонанс в период с декабря 2024 по март 2025 года, масштабная программа обновления коммунальных сетей в Челябинске приобретает дополнительное социально-политическое значение, создавая благоприятные условия для реализации планов по вводу нового жилья в областном центре.

2.Правительство России специально отмечало в январе 2024 года, что по итогам 2023 года Челябинск вышел на второе место по стране по числу построенных объектов социальной инфраструктуры. В городе был возведен 71 подобный объект, включая детсады и школы.

Кроме того, региональные и городские власти развивают на новом уровне лучшие советские практики в сфере организации досуга детей, в частности, приняв  решение возродить астрокомплекс Дворца пионеров на Алом поле. Для этих целях приобретается новое оборудование, чтобы организовать образовательное пространство для обучения школьников, в том числе с проведением открытых лекций (соответствующие работы были начаты в июне 2024 года).

Такой курс становится дополнительным фактором поддержки семей с детьми, а значит,  демографической и социальной политики в областном центре.

3.В рамках программы «Дорожный рывок» в Челябинске весной 2024 года началось строительство и реконструкция 15 объектов. Ранее, в 2023 году в областном центре общий объем отремонтированного дорожного полотна составил около 1 млн кв. метров, что на 300 тыс. кв. метров превысило показатели 2022 года.

Заметен проект строительства линии Челябинского метротрамвая. В рамках этого проекта, в частности, планируется спроектировать 35 трамвайных платформ, соответствующих длинным трехсекционным вагонам, которые будут курсировать  по этим маршрутам.  При этом до 2030 года будут модернизированы все трамвайные остановки Челябинска.

 В городе формируется современный транспортный каркас в соответствии с новыми общественными запросами и масштабами жилищного строительства в предыдущие годы. В перспективе 2025-2035 годов этот фактор может стать одной из составляющих расширения туристического потенциала города, а также создания дополнительных стимулов продолжения работы в регионе для молодых специалистов.

4.Одним из направлений городского благоустройства в Челябинске становится как создание необходимой инфраструктуры во дворах и скверах, так и формирование крупных общегородских рекреационных зон.

Например, работы по благоустройству набережной ведутся на берегу Первого озера в поселке Чурилово. Кроме того, начался капитальный ремонт парка Гагарина. Здесь также будет уделено особое внимание созданию комфортных пространств для семей с детьми. Например, в этом парке будет создана площадка «Гулливер» размером 5 га для организации досуга детей.

С этим направлением работы городской администрации тесно взаимосвязана работа по сохранению исторического облика города. В этом власти Челябинска тесно сотрудничают с волонтерами и общественниками — например, из сообщества «Культурный слой». Этой организации был безвозмездно передан бывший «Дом мещанина Беляевского» на ул. Труда, д.89. Ранее здание находилось в полуразрушенном состоянии, в дальнейшем силами волонтеров на этом объекте были проведены необходимые  коммуникации и отремонтирован первый этаж. Здание задействовано для проведения культурных мероприятий, а  также для работы реставрационных мастерских.

Последовательная политика региональных и муниципальных  властей по развитию Челябинска позволяет сформировать комфортную городскую среду,  укрепляя широкую общественную коалицию вокруг «Единой России», а также формируя необходимую инфраструктуру для повышения туристического потенциала города и проведения крупных международных мероприятий в 2025-2035 годах.

3.Экономическое развитие: перспективы и приоритеты региона

 Выступая перед депутатами заксобрания в июне 2024 года, Алексей Текслер отметил, что — благодаря выработанной в регионе стратегии в экономической сфере —  вызовы, с которыми регион столкнулся в последние годы, превращаются в новые возможности. Гибкая экономическая политика областных властей позволила сформировать эффективную программу антикризисного реагирования, оказавшуюся результативной и в период пандемии, и на фоне усиления санкционного давления.

По данным областных властей, в период 2019-первой половины 2024 годов ВРП вырос с 1,5 до 2,5 трлн. рублей, а объем инвестиций в основной капитал — с 255 до около 450 млрд. рублей в год. Челябинская область вошла в первую десятку регионов Национального рейтинга инвестиционного климата.

1.Одним из ключевых факторов экономического развития области стал рост объемов промышленного производства. Так, в 2023 года этот показатель составил 11%, а в обрабатывающих отраслях — 13%. Такие результаты стали возможны благодаря сочетанию федеральных и региональных мер помощи и развития — 579 промышленным предприятиям Южного Урала была оказана поддержка около 70 млрд. рублей.

В рамках курса по стимулированию развития передовых технологий в регионе, в частности, был создан Центр промышленной роботизации. Многие из передовых образцов выпускаемой в области продукции были представлены, например, на выставке «Иннопром-2024» — среди них робототехнический комплекс для обслуживания подвижного состава на железнодорожных станциях или новый электробус «Завода городского электротранспорта», подготовленный для работы на маршрутах Магнитогорска.

 2.Существенное внимание уделяется поддержке АПК. Так, в 2019-2024 годах объем прямой поддержки отрасли и льготных инвесткредитов с государственной поддержкой на Южном Урале составил около 44 млрд. рублей. За последние 5 лет предприятия отрасли смогли закупить более 5 тыс. единиц современной техники. В итоге в 2022-2023 годах  урожаи зерновых в регионе составили более  2 млн. тонн в год.

Выступая на мероприятиях в ходе «Дня поля» 23 июля 2024 года, губернатор Текслер обратил внимание на новую меру поддержки региональных предприятий АПК — обнуление ставки единого сельскохозяйственного налога (инициатива будет действовать в течение 6 лет). Кроме того, губернатор акцентировал внимание на реализуемых в регионе проектах в сфере импортозамещения в стратегически значимых секторах сельхозотрасли. Например, состоялся запуск нового селекционно-семеноводческого комплекса компании «Ситно», где будут вестись работы по получению качественных семян, адаптированных к  климатическим особенностям региона.

Как отметил в ходе этих мероприятий директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Роман Некрасов, аграриям Челябинской области необходимо к 2030 году увеличить в 1,5 раза объемы аграрного экспорта.

Таким образом, в регионе формируется база, позволяющая максимально эффективно использовать возможности, создаваемые благодаря работе федеральных властей по выходу на новые зарубежные рынки в интересах отечественных агропроизводителей. 

3.В регионе реализуются комплексные меры по поддержке малого бизнеса, а также самозанятых. Одним из наиболее эффективно работающих в стране является областной центр «Мой бизнес», с 2019 года выдавший более 2 тыс. поручительств и займов для малого и среднего бизнеса. В свою очередь, количество самозанятых в Челябинской области с момента введения профильного налогового режима выросло в 6,5 раз, достигнув около 220 тыс. человек.

Доля малого и среднего бизнеса в экономике региона, как отметил в июне Текслер, составила 27%, превысив федеральные показатели, а доходы бюджета от деятельности таких предприятий за 5 лет выросли примерно в 2 раза.

Одним из факторов роста показателей малого и среднего бизнеса в регионе становится развитие туризма. В этой сфере Челябинская область находится в числе 15 регионов-лидеров Национального туристического рейтинга. Так, в 2023 году Южный Урал посетили более 7,5 млн. гостей.

Команда Алексея Текслера в 2019-2024 годах смогла использовать федеральные тренды не только для развития крупных проектов в сфере промышленности и АПК, но и для диверсификации региональной экономики и рынка труда — в том числе благодаря созданию условий для развития сферы услуг, где дополнительные возможности были созданы для малого и среднего бизнеса. Такая стратегия становится важным фактором устойчивости региональной экономики и оперативного антикризисного реагирования  как минимум до 2030-х годов.

4.Взаимодействие с федеральным центром и продвижение интересов региона 

 Необходимость укрепления обороноспособности страны в условиях сложной внешнеполитической ситуации, курс на новую индустриализацию, а также дальнейшее развитие связей со странами «Глобального Юга», вероятно, сохранят актуальность для Кремля и после завершения СВО. В этих условиях дополнительные возможности для развития получают индустриальные субъекты, а также регионы, где расположены ключевые звенья логистических маршрутов, связывающих Россию с государствами Восточной, Центральной Азии, а также Большого Ближнего Востока. Эти факторы как минимум в перспективе до 2030-х годов усиливают потенциал Челябинской области по продвижению интересов региона как на уровне федерального центра, так и в работе с нейтральными и дружественными странами.

Показательно, что глава региона Алексей Текслер в июле 2024 года был переназначен в качестве председателя комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», которую он возглавляет с 2020 года. Это подчеркивает как внимание Кремля к федеральным инициативам челябинского губернатора, так и актуальность трендов, которые мотивируют центр плотно работать с индустриальными регионами при выработке федеральной экономической политики.

1.Символично, что Челябинская область вошла в программу рабочих поездок Владимира Путина в период президентской кампании (глава государства посетил регион в феврале 2024 года), став важной площадкой для обсуждения вопросов в сфере промышленного развития, подготовки кадров, а также экологии.

Показательно, что уже в первые месяцы нового президентского срока, в июле 2024 года, Владимир Путин также уделил внимание реализуемым в регионе проектам, приняв участие в запуске новой  коксовой батареи на Магнитогорском металлургическом комбинате (в режиме видеоконференции).

В 2018-2024 годах Владимир Путин 4 раза посещал Челябинскую область (и 17 ра за период с 1999 года). Не исключено, что с учетом роли региона в сфере производства продукции, значимой для оборонной сферы, а также в качестве одного из важнейших логистических узлов, интенсивность посещения президентом Южного Урала в 2024-2030 года может дополнительно возрасти. В свою очередь, внимание Кремля будет усиливать лоббистские возможности Челябинской области.

2.Как в ходе Ежегодного отчета правительства в Госдуме в апреле, так и в рамках выступления в нижней палате парламента при утверждении в качестве премьера в мае 2024 года, Михаил Мишустин специально отмечал необходимость развития промышленного потенциала  регионов.

В этих условиях объяснимо внимание главы правительства к Челябинской области — так, в июле он посетил стенд региона на выставке «Иннопром-2024», в рамках которой уникальные разработки специалистов Южного Урала представил премьеру Алексей Текслер. Среди подобной продукции — первая серийная модель промышленного робота, изготовленная на новом «Заводе Роботов», функционирующем в регионе,  а также полностью низкопольный трехсекционный трамвай, выпущенный на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. В рамках диалога с Михаилом Мишустиным обсуждались и проекты на перспективу, например, выпуска  двухэтажного трамвая, который  также будет производится на УКВЗ.

С учетом стратегии Кремля по выводу индустриализации 2.0. в России на новый уровень (например, Владимир Путин в рамках послания Федеральному собранию в феврале 2024 года заявил о необходимости войти в число 25 стран-мировых лидеров по числу промышленных роботов) вероятно приоритетное внимание правительства к Южному Уралу как в период 2024-2026 годов, так и на более долгосрочном горизонте.

3.Курс Кремля на дальнейшую модернизацию транспортного каркаса страны становится фактором внимания к региону вице-премьера Виталия Савельева, посетившего Южный Урал в начале июля 2024 года.

В ходе общения вице-премьера с губернатором Алексеем Текслером, обсуждались развитие ТЛК «Южноуральский», планы расширения трассы А-310 от Еманжелинска до Троицка до 4-х полос, модернизации сети прилегающих региональных автотрасс, продолжение работ по трассе М-5 до границы с Башкирией, завершение реконструкции аэропорта Магнитогорска (со строительством на этом объекте нового терминала), а также новые маршруты железнодорожного сообщения, в том числе с другими уральскими регионами (с учетом запуска пригородного электропоезда до Кургана и нового поезда «Финист» до Екатеринбурга).

В 2025-2030 годах вероятно дальнейшее усиление роли Челябинской области в качестве значимого транспортного узла как на международно значимых логистических маршрутах, так и в рамках транспортного сообщения на уровне УрФО, что предполагает плотное взаимодействие с федеральным центром.

4.Регулярная работа челябинских областных властей по созданию новых рабочих мест и формированию условий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики становится благоприятным фактором для взаимодействия региона с социальным блоком правительства России.

В качестве примера можно выделить состоявшийся в июне 2024 года визит в регион вице-премьера Татьяны Голиковой, которая, в частности, провела совещания по развитию здравоохранения и кадровому обеспечению региона. В ходе этих мероприятий было отмечено, что уровень регистрируемой безработицы в регионе достиг рекордно низких значений, продолжая дальнейшее снижение (так, если в мае 2023 года этот показатель составил 0,6% от численности рабочей силы  региона, то  в конце мая 2024 года — 0,4%). Важным вопросом становится поиск кадров для ключевых отраслей экономики (например, за тот же период с мая 2023 по май 2024 года количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных работодателями в органы службы занятости региона, выросло с 42 тыс. до 47,7 тыс.).

Схожие вопросы обсуждались и в рамках посещения Татьяной Голиковой Магнитогорского металлургического комбината, в том числе с учетом опыта предприятия по взаимодействию с Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г.И.Носова, а также работы со школами. Еще в 2022 году ММК помог создать на базе вышеназванного вуза центра цифрового образования детей «IT-куб». На базе Многопрофильного колледжа МГТУ был открыт образовательно-производственный кластер подготовки кадров для металлургии и металлургического машиностроения.

Ранее, в ходе Петербургского международного экономического форума в июне 2024 года, вице-премьер Дмитрий Чернышенко на сессии «Рейтинг успеха: инвестиции в профессионалов будущего»  назвал Челябинскую область среди 6 регионов-лидеров, в которых было достигнуто высокое качество профессионального образования.

В 2024-2030 годах можно ожидать как внимания федерального социального блока к поддержке значимых проектов в этой сфере на Южном Урале, так и развития сотрудничества между региональными властями и центром по использованию опыта Челябинской области в рамках разработки новых кадровых и социальных программ общенационального уровня.

5.С усилением санкционного давления на Россию после февраля 2024 года руководство Челябинской области предприняло дополнительные усилия для развития сотрудничества с нейтральными и дружественными государствами в рамках внешнеполитической стратегии Владимира Путина.

Так, глава региона Алексей Текслер в мае 2024 года в составе правительственной делегации посетил Китай, представив в Харбине инвестиционный и логистический потенциал региона. Еще по итогам 2022 года взаимный торговый оборот КНР и Южного Урала вырос на 70%, а в 2023-начале 2024 года этот тренд получил дальнейшее развитие. Многими отмечается потенциал агроэкспорта в Китай из Челябинской области.

Другим направлением внешнеэкономического сотрудничества региона стало развитие отношений с Ираном, в том числе, с провинцией Хорасан-Резави. Только в 2023 году объемы экспорта предприятий Челябинской области в Иран выросли в 4 раза.

Для продвижения интересов региональных экспортеров областным «Агентством международного сотрудничества» были созданы специальные выставочные структуры в ряде постсоветских государств, в частности, в Белоруссии и Узбекистане.  Челябинские областные власти ведут постоянную работу с этими государствами — например, в октябре 2023 года состоялись переговоры между Алексеем Текслером и белорусским премьером Романом Головченко по вопросам торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в сфере промышленности, поставок стройматериалов и электросберегающего оборудования.

В начале июля 2024 года Челябинск посетила делегация из Самаркандской области Узбекистана. Представители этой делегации отметили заинтересованность в работе с челябинскими предприятиями, специализирующимися на выпуске строительной техники, станков, стройматериалов, металлической и лакокрасочной продукции.  В настоящий момент Южный Урал занимает 2-е место после Москвы среди всех субъектов по несырьевому неэнергетическому экспорту в Узбекистан.

Постоянное развитие промышленного потенциала Челябинской области с высокой вероятностью будет способствовать дополнительному вниманию федеральных властей к региону, одновременно усиливая роль Южного Урала в рамках развития внешнеэкономических связей России со странами «Глобального Юга» в перспективе до 2030-х годов. Это создает новые потенциальные возможности для Челябинской области в качестве перспективной площадки для проведения конференций и форумов обшенационального и международного значения.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: