Ямал-100: новые стандарты развития, новое качество жизни


 Власти Ямало-Ненецкого автономного округа заявили масштабную программу развития региона к 100-летию создания ЯНАО (2030). Губернатор Д.Артюхов планирует форсировать основные направления развития до юбилейной даты, чтобы рубеж был пройден с очевидными и заметными результатами. Главные проекты касаются развития инфраструктуры: в сложных арктических условиях это является решающим фактором. ЯНАО находится в точке пересечения Северного морского пути с будущим Северным широтным ходом – двух маршрутов, имеющих стратегические значение. Другое приоритетное направление связано с развитием социальной сферы и повышением качества жизни – для того чтобы люди оставались в регионе, несмотря на тяжелый климат.

В губернатор Д.Артюхов был избран абсолютным большинством депутатов регионального парламента на второй срок. Ямало-Ненецкий автономный округ относится к нескольким российским регионам, где не проводятся прямые выборы глав субъектов федерации. Тем не менее косвенно жители региона участвуют в процессе выборов, голосуя за депутатов законодательного собрания. Во время процедуры переизбрания депутаты отметили три приоритета в работе губернатора, которые характеризуют его первый срок: дороги, жилье и медицина, то есть инфраструктурные и социальные проекты. В дальнейшем этот курс будет продолжен. Традиционная прямая линия губернатора ЯНАО Д.Артюхова состоялась 10 декабря: глава региона ответил на десятки вопросов от жителей (некоторые ответы рассмотрены в рамках соответствующих разделов настоящего доклада). Основные темы прямой линии – образование, улучшение жилищных условий, социальное обслуживание, здравоохранение и медицина, дороги и транспорт.

Кроме того, летом 2023 года на полях ПМЭФ главы Тюменской области, ЯНАО и ХМАО продлили действие межрегиональной программы «Сотрудничество» до 2035 года, увеличив финансирование – оно теперь составит около 48 млрд рублей. За счет средств программы реализуются различные социальное проекты, ведется субсидирование перевозок, осуществляется переселение из районов Крайнего Севера в более благоприятные условия. Отмечается тенденция к выравниванию вклада трех регионов в развитие программы, тогда как раньше основную нагрузку несли более «ресурсные»  ХМАО и ЯНАО.

 Арктическая зона: развитие инфраструктуры

  В рамках первого губернаторского мандата Д. Артюхова реализован ряд ключевых инфраструктурных проектов. Несмотря на небольшую численность населения (около полумиллиона человек), округ занимает пятое место в России по площади. Связность между территориями усложняется арктическими условиями.

  • В конце 2020 года был открыт круглогодичный проезд по трассе Надым – Салехард, соединяющей административный центр региона с восточными территориями. Ранее на этом маршруте действовал зимник, а в теплое время года движение прекращалось. Строительство дороги продолжалось около десяти лет.
  • Активизировалась работа по модернизации авиационной инфраструктуры. В округе всего 10 аэродромов и 86 посадочных площадок. В прошлом году завершена реконструкция главного регионального аэропорта Нового Уренгоя (он признан лучшей воздушной гаванью в Арктике и был построен на деньги частного инвестора). Завершено строительство аэродрома в Красноселькупе на восточное границе округа (ранее там было только вертолетное соообщение). Уже началась реконструкция аэродрома в Надыме, а в следующем году планируется масштабная модернизация аэропорта в Салехарде. Как отметил губернатор в ходе прямой линии, завершение строительства нового терминала аэропорта Салехарда ожидается к 2027 году. Предпринимаются и усилия по расширению сети субсидируемых маршрутов для жителей округа. На недавней встрече губернатора Д.Артюхова и руководителя Росавиации Д.Ядрова в ноябре 2023 года обсуждались вопросы внедрения в регионе беспилотных транспортных систем.
  • В 2020 году открыт мост через реку Пур. Он построен на деньги частного инвестора и с опережением графика. Мост связал дорожную сеть Нового Уренгоя и Коротчаева с восточной частью округа и Красноярским краем.

В конце 2023 года по поручению президента завершилось формирование перечня опорных территорий Арктической зоны, составленного под руководством Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики[1]. В него вошли 16 агломераций и 26 населенных пунктов, расположенных в 9 северных регионах. В этих населенных пунктах в приоритетном порядке будут реализовываться экономические и инфраструктурные проекты, поэтому зачастую они расположены в районах минерально-сырьевых центров или важных транспортных узлов. Так, в перечень вошел слабо населенный город Диксон: он находится в важной точке Северного морского пути. Ямальские города Ноябрьск и Новый Уренгой, а также агломерация Салехард-Лабытнанги вошли в перечень опорных арктических территорий. Планируется до 1 июля 2024 года разработать подробные мастер-планы долгосрочного социально-экономического развития этих населенных пунктов в перспективе до 2035 года. Специальный интерес федерального центра должен способствовать привлечению дополнительного финансирования.

Новый Уренгой считается первым по численности населения городом ЯНАО и имеет статус газовой столицы России, так как построен рядом с уникальным Уренгойским газовым месторождением. Город имеет железнодорожное сообщение с уральскими регионами по ветке, отходящей на Тюмень. Железнодорожная ветка до Салехарда должна стать частью Северного широтного хода (СШХ), но его строительство пока не реализовано. От Нового Уренгоя сейчас идет «тупиковая» линия к Надыму, которая используется в основном для грузовых перевозок и впоследствии будет включена в состав общей трансполярной магистрали, а также еще одна ветка в северном направлении – к поселку Ямбург на Обской губе (в настоящее время не эксплуатируется по решению компании «Газпром добыча Уренгой»). При этом от Нового Уренгоя до Салехарда идет автомобильная дорога протяженностью почти 600 км. Разработку мастер-плана для города курирует НИУ ВШЭ – это второй для команды после Норильска проект развития арктического города.

Другой арктический опорный пункт, город Ноябрьск, как и Новый Уренгой, превосходит по численности населения административный центр региона Салехард и располагается в районах нефте- и газодобычи. Считается «южными воротами Ямала» на водоразделе рек Пур и Обь. Город имеет железнодорожное сообщение – находится на ветке Тюмень – Новый Уренгой.

В перечень опорных пунктов вошла также агломерация Салехард – Лабытнанги. Город Лабытнанги находится с другой стороны реки от столицы региона. Строительство моста через реку Обь является элементом СШХ, поэтому его реализация связана с общими сроками проекта. В настоящее время обсуждаются альтернативные варианты возведения моста независимо от других участков железнодорожной магистрали, чтобы развести источники финансирования, но существуют риски увеличения затрат на строительство.

Развитие арктических проектов на территории ЯНАО напрямую связано с масштабной программой трансполярной железнодорожной магистрали, известной как Северный широтный ход, которая пройдет по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево общей протяженностью около 700 км. Из-за сложностей с финансированием реализация проекта затягивается. Летом 2023 года со стороны Минтранса звучали предложения о переносе активной фазы строительства СШХ на период 2027-2031 гг. В апреле губернатор ЯНАО Д.Артюхов на встрече с президентом заявил, что проект в любом случае будет реализован. На повестке дня также реализация проекта строительства железной дороги Бованенково – Сабетта, которая должна соединить СШХ с арктическим портом Сабетта и позволить сформировать единую инфраструктуру с выходом к Северному морскому пути (СМП). Части дороги по маршруту Обская – Бованенково уже построена.

Модель финансирования строительства СШХ окончательно не определена. Вице-премьер М.Хуснуллин летом заявил, что перспективы проекта во многом зависят от пропускных способностей Северного морского пути. Имеется в виду, что с учетом текущих показателей грузопотока потребность в срочном строительстве железнодорожной инфраструктуры не очень высокая. Однако к концу 2023 года транзит по Севморпути достиг рекордного уровня в 2,1 млн тонн. Основные перевозки приходятся на нефть. Как отмечают губернатор Д.Артюхов, представители корпораций, отраслевые эксперты, существующие способы доставки грузов: по зимникам или вертолетами — нерентабельны в сравнении с железнодорожным транспортом. Другой практикой прямого взаимодействия губернатора с жителями ЯНАО стали регулярные поездки в рамках инициативы «Честный маршрут», при этом план перемещений главы региона заранее неизвестен.

В октябре 2023 года правительство ЯНАО подписало соглашение с ОАО «РЖД» о сотрудничестве в области развития железнодорожной инфраструктуры региона  на ближайшие три года. Поставлена задача модернизации участка дороги Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. В конце ноября власти ЯНАО предоставили компании налоговые послабления до 2026 года. Согласно условиям соглашения, льготы позволяют перераспределить ресурсы ОАО «РЖД» и привлечь дополнительно около четырех миллиардов рублей на реконструкцию участка Новый Уренгой – Коротчаево, в результате чего скорость движения поездом на этом опасном отрезке пути может быть увеличена до 80 км/ч. Кроме того, развивается маршрутная сеть региона: летом запущен рейс Лабытнанги – Санкт-Петербург.

 Корпорации: работа в ЯНАО в условиях санкций

 В Ямало-Ненецком округе работают многие ведущие российские корпорации, прежде всего «НОВАТЭК», «Газпром», «Роснефть». Западные санкции заметно усложнили работу российских компаний и поставили под вопрос реализацию некоторых стратегических проектов в регионе. Санкционные меры постепенно расширяются, вряд ли стоит ожидать их отмены в ближайшее время.

В ноябре 2023 года США ввели санкции в отношении крупнейшего промышленного проекта ЯНАО – компании «Арктик СПГ 2» из Нового Уренгоя. Проект по добыче природного газа и по производству газового конденсата (сжиженного природного газа) на Гыданском полуострове реализует корпорация «НОВАТЭК». Речь идет о третьем после «Ямал СПГ» и «Сахалин 2» российском проекте по производству СПГ.  Решение призвано ограничить возможности России в области экспорта СПГ, но показательно, что оно принято довольно поздно. Вообще США с осторожностью подходят к ограничению глобальных поставок СПГ, чтобы не создавать дефицита на рынке. Японский консорциум Mitsui-J-Arc является участником проекта «Арктик СПГ 2», но пока  в компании не заявляли о планах выйти из программы. Японские компании также участвуют в российских энергетических проектах «Сахалин 1» и «Сахалин 2». Ожидалось, что ямальский проект «Арктик СПГ 2» будет осуществлять поставки в Японию, но с учетом новых санкций его перспективы могут быть поставлены под вопрос. Впрочем, профильные аналитики отмечают: недавние американские санкции имеют в основном политический эффект, радикально повлиять на работу корпорации «НОВАТЭК» в ЯНАО они не могут.

В России с 2013 года либерализован рынок экспорта сжиженного природного газа – на этом настаивали энергетические компании, недовольные монополией «Газпрома». Осенью этого года принят новый закон, разрешающий дочерним компаниям «НОВАТЭКа» экспортировать СПГ без привязки к месторождениям. Эти меры призваны стимулировать рост поставок российского СПГ на мировой рынок. Согласно прогнозам, после принятия новых поправок экспорт СПГ именно с ямальских месторождений значительно вырастет – в список экспортеров войдут 36 новых месторождений. По итогам 2022 года экспорт СПГ из России вырос на 7,8% в сравнении с предыдущим годом. Ожидается, что в этом году показатели останутся примерно на том же уровне, но в условиях усиления американских попыток регулировать мировой рынок СПГ это не представляется проблемой.

Санкции против ведущих российских судоходных компаний были введены еще в 2022 году. Такое развитие событий могло поставить под угрозу развитие главного ямальского арктического порта Сабетта. Тем не менее по состоянию на конец 2023 года грузооборот портов Арктического бассейна даже вырос по сравнению с показателями досанкционного 2021 года. Грузооборот на Сабетте в этом году составляет 18,1 млн тонн — на 0,6% больше прошлого года. Недавно стало известно, что компания «НОВАТЭК» планирует установить плавучие газохранилища, чтобы сократить путь ледовым танкерам до порта Сабетта.

Компании ведут поиск новых месторождений. «Газпром» планирует потратить 28 млрд рублей на разведку новых скважин в ЯНАО в 2024-2027 гг. В начале этого года «Роснефть» открыла новые залежи на Северо-Комсомольском месторождении. Постепенно внедряются новые технологии. Так, весной этого года компания «Газпром нефть» впервые использовала беспилотные КАМАЗы для доставки грузов в Арктике – на месторождениях, расположенных на Гыданском полуострове в ЯНАО. Беспилотные автомобили перевозят грузы по зимнику. В дальнейшем этот опыт планируют использовать и другие российские компании.

 Социальный интерфейс: системная политика и общественные инициативы

 В конце ноября в ЯНАО принят бюджет на 2024-2026 годы. По текущим прогнозам, в следующие три года доходы составят 1,14 трлн рублей, а расходы – 1,17 трлн рублей. Бюджет региона на 2024 год признан дефицитным (47 млрд рублей), но дефицит существенно меньше, чем в прошлом году. Бюджет Ямала очевидно социально ориентирован: финансирование здравоохранения, образования, строительства объектов социальной инфраструктуры увеличивается. В следующем году на социальную защиту населения будет выделено 44 млрд рублей — на 22% больше показателей текущего года. Рост расходов на здравоохранение и образование составит 11% – они должны достичь 67 и 57 млрд рублей соответственно.

Постоянное население Ямала составляет около полумиллиона человек. При этом в регионе самые низкие показатели безработицы в России – около 1,5%. По данным окружного департамента занятости населения, в поисках работы находится на 30% меньше жителей, чем в прошлом году. Недавно в ЯНАО заработали новые механизмы поддержки молодежи коренных малочисленных народов Севера: в течение трех лет по окончании колледжа или техникума им компенсируется оплата аренды жилья в городе при трудоустройстве на предприятия в приоритетные отрасли экономики. Для всех выпускников действует программа занятости «Ориентир: Ямал», направленная на возвращение в регион выпускников, получивших образование на пределами округа. При оказании помощи в трудоустройстве одной из приоритетных социальных групп становятся участники СВО, перед которыми стоят задачи повторной интеграции в общество.

Одна из самых обсуждаемых социальных тем в округе – жилищный вопрос. На Ямале остро стояла проблема аварийного жилья, что связано с и с тем, что многие населенные пункты возводились на неопределенную временную перспективу и предназначались для вахтовых рабочих, и в целом со сложностями строительства в арктическом климате. Со временем стало понятно, что современный подход к развитию региона предполагает создание условий для постоянного проживания людей в ямальских городах. В начале года власти ЯНАО поставили задачу к 2025 году расселить миллион квадратных метров аварийного жилья. Это позволит более чем 20 тысячам семей переехать в новые дома. Еще летом Ямал перевыполнил план федерального проекта по расселению аварийного жилья и вошел в тройку регионов-лидеров по этому показателю. Так, за четыре с половиной года в новые дома переехали 34 тысячи жителей округа. Более того, в ЯНАО расселяют не только из признанных аварийными до 2017 года домов, в соответствии с общей федеральное практикой, но и из более позднего аварийного фонда. В опубликованном в октябре рейтинге ЯНАО стал лидером в списке городов по доступности ипотеки.

Расселение аварийного жилья обсуждалось в ходе прямой линии губернатора 10 декабря. В частности, журналисты обратили внимание на заявление Д.Артюхова, сделанное в 2020 году, — о том, что «деревянный Ямал должен уйти в прошлое». Губернатор отметил: помимо подлежащего расселению аварийного жилья, деревянный фонд в округе сейчас составляет еще миллион квадратных метров. Хотя не все деревянные постройки признаны аварийными, но все равно постепенно они будут меняться, где это возможно и целесообразно. В 2024 году ожидается большая серия переселений. Кроме того, по ее завершении, в 2025 году, текущим планом по расселению власти Ямала планируют начать новую пятилетку. Глава региона сравнил современные стройки с масштабными усилиями по освоению Севера советского периода.

Помимо переселения, будут решаться проблемы благоустройства и формирования комфортной городской среды. В следующем году в ЯНАО планируют запустить программу «Мой двор», в рамках которой будет проводиться обновление дворовых территорий, в том числе создание необходимой инфраструктуры в виде детских площадок и парковочных мест. Как и в других регионах, на Ямале проводилось голосование по определению приоритетных для благоустройства общественных пространств. К концу 2023 году подведены итоги федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», в результате чего во многих муниципалитетах округа появились новые общественные пространства. Особое внимание наблюдателей привлекает этнографический парк «Коми-деревня» в Лабытнанги. В других городах появились парки, прогулочные зоны, пешеходные мосты.

В ходе прямой линии губернатор анонсировал новые социальные выплаты на приобретение или строительство жилья для участников СВО, членов их семей и вообще всех ветеранов боевых действий. Уже сейчас участники боевых действий включены в действующие программы улучшения жилищных условий в приоритетном порядке, но дополнительные меры поддержки позволят ускорить этот процесс. Помимо строительства новых объектов в ЯНАО, жилищный вопрос решается и путем переселения в южные районы большой Тюменской области по программе «Сотрудничество». В целом в регионе действуют около 50 мер поддержки для участников СВО и их близких. Они включают компенсации затрат на обучение для детей, транспортные расходы. Инициированы программы по реабилитации вернувшихся с фронта.

В регионе продолжается возведение социальных объектов. Согласно текущим планам, до 2025 года в ЯНАО планируется открыть 25 новых школ, из них девять проектов в разных муниципалитетах уже осуществляются. В ноябре 2023 года с участием губернатора состоялось торжественное открытие самой большой школы на Ямале – Арктического лицея в Новом Уренгое. Его строительство велось два года, а сама школа рассчитана на 1600 учеников. В активной фазе — строительство новой, самой большой школы в Салехарде, которое может быть завершено уже в следующем году. Школа находится в микрорайоне Обдорском, где в настоящее время ведется жилищное строительство и куда в следующем году начнут активно заселять людей. В ЯНАО проводится реформа старшей школы (обучение старшеклассников ведется в отдельных учебных заведениях) и одновременно предпринимаются усилия по отказу от второй смены по мере ввода в эксплуатацию новых объектов.

В начале декабря губернатор ЯНАО Д.Артюхов принимал участие в заседании конгресса «Национальное здравоохранение-2023». В своем выступлении он отметил: особенность региона — большие расстояния между населенными пунктами, поэтому главный вызов заключается в привлечении новых специалистов, особенно с учетом того, что на Ямале пока не ведется подготовка собственных медицинских работников. На решение этой проблемы направлена как федеральная программа «Земский доктор», так и региональная «Врачи, нужные Ямалу»:  они включают в себя дополнительные стимулы и выплаты для привлечения медицинских работников в отдаленные муниципалитеты.  Продолжаются процесс модернизации больниц и поликлиник, приобретение нового оборудования. Согласно плану, к 2030 году планируется ввести более 40 новых медицинских объектов. На завершающем этапе — строительство радиологического корпуса в больнице Нового Уренгоя, что позволит пациентам проходить лучевую терапию на территории округа.

[1] http://government.ru/docs/50301/

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: