Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июле 2022 года


1.Федеральная политика в отношении регионов 

1.Усиливается взаимосвязь между курсом на поддержку индустриальных регионов и планами инфраструктурного развития страны. Показательно в этом смысле прошедшее под председательством Владимира Путина в начале августа 2022 года совещание по развитию металлургического комплекса, в ходе которого и президент, и вице-премьер-глава Минпромторга Денис Мантуров заявили о необходимости обеспечения внутреннего спроса на продукцию отрасли «за счет наращивания объемов строительства жилья, промышленных и коммерческих объектов, реализации масштабных программ по развитию инфраструктуры: железных дорог, мостов и путепроводов, других капитальных объектов».

Подобные приоритеты будут способствовать:

  • выделению дополнительных средств на завершение крупных инфраструктурных объектов: среди событий июля можно отметить, например, одобрение правительственной комиссией по региональному развитию заявки губернатора Самарской области Дмитрия Азарова на завершение строительства «Обхода Тольятти» и моста через Волгу;
  • росту влияния глав регионов с высокой интенсивностью реализации инфраструктурных проектов — в частности, мэра Москвы Сергея Собянина;
  • более жесткому контролю Кремля за темами реализации задач в сфере развития инфраструктуры: можно снова вспомнить реплику президента в ходе рабочей встречи с калининградским губернатором Антоном Алихановым в мае 2022 года о неуместности ссылок на фактор военной спецоперации на Украине для объяснения спада в строительстве на региональном уровне.

2.Для Кремля по-прежнему значимой остается экологическая повестка – можно обратить внимание, в частности, на подробное обсуждение проблем утилизации отходов в ходе рабочей встречи президента с гендиректором «Российского экологического оператора» Денисом Буцаевым. С учетом курса руководства страны на развитие каналов обратной связи с гражданами (о чем говорилось и в ходе форума Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени»), вероятен рост внимания как федеральных, так и региональных властей к деятельности экологических организаций, а также рост эффективности нейтрализации властями субъектов локальных всплесков недовольства населения по природоохранной тематике. 

3.Владимир Путин по-прежнему уделяет особое внимание эффективности использования социальных контрактов в регионах – в ходе июльского заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам он поручил Счетной палате и ОНФ провести анализ результативности применения этого инструмента. Вероятно, значение эффективности работы с этим инструментом в качестве критерия оценки работы глав регионов уже в ближайшей перспективе будет возрастать.

4.В фокусе внимания федерального центра по-прежнему остается работа по развитию сельских территорий – тема затрагивалась  в ходе встреч президента с рядом руководителей регионов. Этот фактор будет способствовать росту влияния федерального Министерства сельского хозяйства на  региональную политику, а также вниманию Кремля (включая контролирующие и правоохранительные  органы) к работе чиновников, отвечающих за эту сферу на уровне субъектов. В этих условиях возрастает и значение различных механизмов независимого контроля за реализацией таких задач на местах, в том числе с использованием  мониторинговых возможностей «Единой России». 

5.Работа в ДНР, ЛНР и на занятых российскими войсками территориях становится важным социальным лифтом для региональных управленческих кадров. О значении работы на Донбассе — в контексте волонтерской деятельности — Владимир Путин упоминал и на встрече с финалистами конкурса «Лидеры России». Вероятен переход управленцев, получивших опыт такой работы, в губернаторский корпус уже в перспективе 2025-2027 годов.  

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты 

Более уязвимым, чем ранее, остается положение врио глав регионов, выходящих на выборы в сентябре. Это нашло отражение и в рейтинге влияния за июль 2022 года. Так, только один из врио губернаторов (Роман Бусаргин, Саратовская область) перешел в группу руководителей с сильным влиянием.

Медленное укрепление позиций демонстрируют не только врио губернаторов, назначенные на эти посты в мае 2022 года, но и их коллеги, вступившие в должности в октябре 2021 года (Александр Авдеев во Владимирской, Максим Егоров в Тамбовской и Михаил Евраев в Ярославской областях). Такую «замедленную» динамику можно объяснить застарелыми экономическими проблемами этих регионов, влиянием местных элит, политическими и технологическими ошибками, а также патриотической консолидацией на фоне проведения спецоперации на Украине, что нередко предполагает актуализацию регионального патриотизма (в том числе в форме дополнительного недоверия к кадрам со стороны) и  более ярко выраженный запрос на патернализм (то есть в том числе на более оперативный переход врио губернаторов к решению наиболее резонансных локальных проблем, а не только их констатации).

Новые вызовы в связи с внутриэлитными отношениями в регионе могут ожидать, например, руководство Ярославской области. Так, депутаты Думы Переславля-Залесского в июле 2022 года не смогли избрать мэра города, при этом поддерживаемый областными властями врио главы муниципального образования Александр Тарасенков набрал меньше голосов, чем член городской общественной палаты Рашид Талыбов. Конкурс по выборам мэра уже после единого дня голосования предстоит и в Ярославле, что также может стать фактором внутриэлитной напряженности — как в период дискуссии по этому вопросу в новом созыве городского муниципалитета, так и при реализации сценария, при котором этот вопрос осенью 2022 года будет решен в рамках компромисса между группами влияния (пока врио главы города является Илья Мотовилов, выходец из команды прежнего мэра города Владимира Волкова). В случае такого компромисса возможно новое обострение внутриэлитных противоречий уже на фоне выборов в Ярославскую областную Думу, которые должны пройти в 2023 году. 

В ряде регионов (не только предвыборных) представители муниципальных элит перешли в региональные органы власти. Так, вице-премьером правительства Коми, курирующим отношения с муниципальными образованиями, стала покинувшая пост мэра Сыктывкара Наталья Хозяинова; на пост вице-премьера Северной Осетии по вопросам строительства и ЖКХ перешел  глава Владикавказа — председатель Собрания представителей города Русланбек Икаев; уже в начале августа покинул пост мэра Красноярска Сергей Еремин, назначенный заместителем губернатора по  вопросам благоустройства и развития муниципальных образований.

В двух случаях такие перестановки прошли в субъектах, где позиции руководителей длительное время считаются довольно неустойчивыми (Коми и Красноярский край). При этом если Наталья Хозяинова является «сторонним» кадром для команды главы Коми Владимира Уйбы, то Сергея Еремина традиционно считают близким к красноярскому губернатору Александру Уссу. Как в Красноярске, так и в Сыктывкаре можно ожидать заметной напряженности в августе-сентябре 2022 года вокруг городской повестки, но по разным причинам. На фоне расследования дела Олега Митволя, а также ожидания возможной отставки Александра Усса в этот период с высокой вероятностью усилятся информационные атаки против руководства Красноярского края, в том числе в связи с городской проблематикой (от проектировки метро в административном центре региона до традиционных для города экологических проблем).

Руководство Коми стремится найти опору среди местных элит при проведении кадровых перестановок в администрации Сыктывкара (так, на пост замглавы администрации города перешел региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Владимир Голдин, которого относили к команде Ларисы Максимовой, занимавшей пост первого вице-премьера правительства Коми и уволенной с этой должности предыдущим главой республики Сергеем Гапликовым  в связи с утратой доверия). Тем не менее характерные для многих представителей элит и медиа представления о возможности отставки Владимира Уйбы до истечения срока его полномочий в 2025 году будут провоцировать новые информационные атаки против руководства республики, в том числе со ссылкой на проблемы Сыктывкара. Не исключено, что очередной рост интенсивности таких атак может наблюдаться, например, в конце 2022 – первые месяцы 2023 года, когда многие представители региональных элит будут ожидать масштабных ротаций в губернаторском корпусе в период подготовки к президентским выборам 2024 года.

 

В августе – начале сентября 2022 года дополнительным фактором внутриэлитной напряженности могут стать расследования в отношении ключевых чиновников регионального и муниципального уровня в субъектах с протестным потенциалом (можно отметить обыски в мэрии Оренбурга, а также у первого заместителя мэра Новосибирска Артема Скатова), а также подготовка к реагированию на возможные эпидемиологические риски. В случае с эпидемией может наблюдаться как рост интенсивности информационных атак против губернаторов (прежде всего в экономически проблемных субъектах; среди предвыборных территорий можно отметить Бурятию, где традиционно сложная ситуация наблюдается с коечным фондом), так и стремление руководства регионов частично переложить ответственность за ситуацию на подчиненных и представителей старых местных элит (такая ситуация может наблюдаться в том числе, в субъектах, возглавляемых врио губернаторов).

  1. Рейтинг влияния глав субъектов РФ 

Подготовка к проведению крупных федеральных мероприятий на региональных площадках и реализации инфраструктурных проектов, эффективность работы по преодолению последствий стихийных бедствий, расследования правоохранительных органов в отношении региональных чиновников — в числе факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в июле. 

Усиливается влияние главы Татарстана Рустама Минниханова (с 6-го на 4-е место), в том числе после первого инспекционного визита оргкомитета «Игр будущего-2024» в Казань, а также посещения региона Леонидом Михельсоном. После решения Владимира Путина о проведении Международного форума «Россия — спортивная держава» в 2023 году в Перми переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Пермского края Дмитрий Махонин (с 24-го на 20-е место).

Дополнительное политическое влияние приобретает губернатор Челябинской области Алексей Текслер (с 14-го на 12-е место) — после утверждения президиумом правительственной комиссии по региональному развитию заявки на предоставление региону инфраструктурного бюджетного кредита в размере 1,06 млрд рублей для  реконструкции системы водоснабжения Копейского городского округа. Усиливается влияние губернатора Омской области Александра Буркова (с 47-го на 44-е место) — после одобрения региону бюджетного кредита на 1,1 млрд рублей для обеспечения транспортной доступности нового жилищного фонда в административном центре. Укрепляются позиции губернатора Тверской области Игоря Рудени (с 46-го на 42-е место) — после одобрения заявки региона на получение 1,43 млрд рублей на проекты по развитию территорий. Восходящий тренд затрагивает губернатора Архангельской области Андрея Цыбульского (с 48-го на 43-е место) —  регион получит бюджетный кредит на 1,08 млрд рублей для развития дорожного строительства и приобретение подвижного состава общественного транспорта. Позитивным событием для главы Бурятии Алексея Цыденова (с 80-го на 78-е место) становится выделение региону бюджетного кредита в сумме около 1 млрд рублей  на создание инфраструктуры промышленного технопарка «Байкал».

Медленная позитивная динамика характеризует позиции врио губернаторов. Переходит в группу с сильным влиянием врио губернатора Саратовской области Роман Бусаргин (с 58-го на 49-е место) – так, в 2023 году в регионе анонсировано проведение XXII молодежных Дельфийских игр России. После совещания по развитию Тамбовской области под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко, где обсуждались вопросы экологии и АПК, укрепляются позиции врио главы субъекта Максима Егорова (с 64-го на 61-е место). Усиливается влияние врио губернатора Кировской области Александра Соколова (с 61-го на 60-е место).

Среди руководителей регионов, граничащих с Украиной или связанных с проведением спецоперации,  укрепляются позиции губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 18-го на 16-е место). На совещании под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова по внедрению нового инвестиционного стандарта регион был упомянут в числе нескольких субъектов, первыми создавших инвестиционные карты. Переходит в группу с сильным влиянием губернатор Севастополя Михаил Развожаев (с 51-го на 47-е место) – позитивным информационным поводом для него становится рабочая встреча с вице-премьером Дмитрием  Чернышенко, где обсуждались  вопросы расширения инфраструктуры высшего образования в регионе. Восходящий тренд характеризует и губернатора Курской области Романа Старовойта (с 26-го на 22-е место).

В то же время, покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Ростовской области Василий Голубев (с 17-го на 21-е место) – так, он подвергся информационным атакам после того, как Великобритания не включила его в санкционный список, куда вошли другие руководители граничащих с Украиной и работающих с ДНР и ЛНР регионов. На фоне интенсивно распространяющейся информации о возможной отставке группу с сильным влиянием покидает губернатор Воронежской области Александр Гусев (с 44-го на 57-е место). Незначительно теряет позиции губернатор Брянской области Александр Богомаз (с 29-го на 30-е место).

Паводки и природные пожары в Якутии создают дополнительные проблемы для главы республики Айсена Николаева (с 27-го на 32-е место). После беспорядков в Ковдоре Мурманской области теряет позиции глава региона Андрей Чибис (с 37-го на 40-е место). Получивший негативный резонанс пост руководителя Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Алексея Кумарькова о туристах, рассчитывающих на приобретение малобюджетных туров в регион, приводит к некоторому ослаблению  позиций губернатора Владимира Солодова (с 73-го на 74-е место).

Задержание министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова становится проблемой для губернатора региона Александр Усс (с 22-го на 26-е место). На фоне задержания бывшего вице-губернатора Томской области Юрия Гурдина укрепляются позиции врио главы региона Владимира Мазура (с 66-го на 65-е место). После обысков в мэрии административного центра региона вновь формируется нисходящий тренд для губернатора Оренбургской области Дениса Паслера (с 63-го на 73- место). Покидает группу с сильным влиянием губернатор Липецкой области Игорь Артамонов (с 49-го на 53-е место).  

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в июне Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1 1 9,21
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2 2 8,12
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

3 3 7,39
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

4 6 7,19
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5 5 7,06
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург
6 4 6,75
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7 7 6,61
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

8 8 6,55
Алиханов Антон Андреевич

Губернатор Калининградской области

9 11 6,49
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО
10 10 6,40
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

11 13 6,37
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
12 14 6,32
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
13 9 6,28
Дрозденко Александр Юрьевич

Губернатор Ленинградской области

14 12 6,25
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
15 15 6,22
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
16 18 6,18
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
17 19 6,14
Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

18 20 6,12
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
19 16 6,10
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
20 24 6,08
 

Сильное влияние

Голубев Василий Юрьевич

Губернатор Ростовской области

21 17 6,06
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
22 26 6,05
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
23 32 6,03
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
24 23 6,00
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
25 21 5,98
Усс Александр Викторович
Губернатор Красноярского края
26 22 5,95
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

27 28 5,90
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия-Алания
28 34 5,86
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
29 25 5,83
Богомаз Александр Васильевич

Губернатор Брянской области

30 29 5,80
Аксёнов Сергей Валерьевич

Глава Республики Крым

31 31 5,75
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
32 27 5,71
Лимаренко Валерий Игоревич

Губернатор Сахалинской области

33 30 5,68
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
34 43 5,64
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
35 33 5,60
Парфенчиков Артур Олегович

Глава Республики Карелия

36 36 5,58
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра

37 35 5,56
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
38 39 5,55
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
39 40 5,51
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
40 37 5,49
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
41 41 5,46
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
42 46 5,43
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
43 48 5,40
Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области
44 47 5,38
Темрезов Рашид Бориспиевич

Глава Карачаево-Черкесской Республики

45 42 5,36
Бочаров Андрей Иванович

Губернатор Волгоградской области

46 50 5,35
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
47 51 5,33
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики
48 38 5,32
Бусаргин Роман Викторович
И.о. губернатора Саратовской области
49 58 5,30
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
50 45 5,28
 

Среднее влияние

Авдеев Александр Александрович
И.о.губернатора Владимирской области
51 52 5,27
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
52 57 5,25
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
53 49 5,23
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
54 55 5,21
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
55 53 5,20
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
56 56 5,18
Гусев Александр Викторович

Губернатор Воронежской области

57 44 5,15
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

58 60 5,12
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
59 62 5,10
Соколов Александр Валентинович
И.о. губернатора Кировской области
60 61 5,07
Егоров Максим Борисович
И.о. главы администрации Тамбовской области
61 64 5,05
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
62 67 5,02
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
63 68 5,00
Островский Алексей Владимирович

Губернатор Смоленской области

64 69 4,93
Мазур Владимир Владимирович
И.о. губернатора Томской области
65 66 4,89
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

66 54 4,82
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
67 65 4,80
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
68 59 4,78
Евраев Михаил Яковлевич
И.о. губернатора Ярославской области
69 70 4,75
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  
70 71 4,71
Зайцев Юрий Викторович
И.о. главы Республики Марий Эл
71 72 4,68
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
72 83 4,65
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
73 63 4,60
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
74 73 4,58
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

75 76 4,55
Малков Павел Викторович
И.о. губернатора Рязанской области
76 77 4,52
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
77 81 4,50
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
78 80 4,47
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
79 82 4,44
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
80 74 4,41
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
81 75 4,40
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
82 84 4,36
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
83 79 4,33
Копин Роман Валентинович

Губернатор Чукотского АО

84 78 4,30
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
85 85 4,25

 Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов? 

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия),  Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

 

АПЭК, 2022 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: