Ради конкуренции и избирателей: почему регионы делают ставку на одномандатников

/

Госдума приняла во втором чтении законопроект о публичной власти в субъектах РФ. Главным новшеством чтения стала правка, в соответствии с которой регионы сами смогут решать, избирать им парламент по смешанной системе или только по одномандатным округам. Эксперты уверены, что второй случай будет эффективен в малонаселенных регионах, выборы при этом станут более конкурентными, а жители будут знать, за кого они голосуют, что тоже является преимуществом. Подробности – в обзоре РК.

Формирование парламента 

Вчера, 9 декабря, Государственная дума приняла во втором чтении законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».

Напомним, в парламент проект закона внесли глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Новые нормы, кроме прочего, позволят губернаторам находиться в должности более двух сроков подряд, а длительность полномочий составит пять лет вместо четырех. Также, согласно законопроекту, президент сможет снимать глав регионов с должности в связи с утратой доверия. Кроме того, всех высших должностных лиц регионов предлагается называть главами субъектов РФ.

Ко второму чтению авторы внесли несколько изменений в проект. Самой обсуждаемой стала правка, позволяющая регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в свои парламенты, сообщает РБК.

По действующему законодательству, не менее 25% мандатов должно распределяться по партийным спискам в законодательных органах субъектов РФ. Исключением являются города федерального значения. Например, Москва уже использует это право, а парламент формируется только из депутатов, избранных по одномандатным округам.

Во время голосования поправки одобрили 309 депутатов, против выступили 86.

Закон о том, что депутатский корпус как минимум на 50% должен формироваться по партспискам, приняли в 2002 году. В 2013-м минимум сократили до 25%, но регионы не пользовались этой возможностью, напоминает «Коммерсантъ». Первыми долю «списочников» уменьшили республики Алтай и Марий Эл, Хабаровский край и Тульская области накануне выборов в 2019 году. В 2020-м такие же изменения внедрила Костромская область, в 2021-м – Приморский край, Амурская, Липецкая, Новгородская и Мурманская области. После прошедших в этом году выборов такие меры применили и в Саратовской области.

Во втором чтении регионам также вернули право именовать высшие исполнительные органы по собственному желанию с учетом исторических, национальных и иных традиций. Ранее предлагалось во всех регионах называть их правительствами субъектов РФ.

Кроме того, депутаты одобрили поправку, внесенную в раздел про отношения в сложносоставных субъектах РФ. Таким образом сохраняются ранее заключенные договоры о реальном распределении полномочий между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО и между Архангельской областью и НАО.

Поправку Госсовета Татарстана о праве называть главу республики президентом парламентарии не поддержали.

Дополнительный стимул

Авторы Telegram-канала «Темник» уверены, что поправка, позволяющая регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в парламент, вполне объективна.

«Есть регионы, в которых оппозиционные фракции настроены на конструктивную парламентскую работу. А есть такие, в которых оппозиция откровенно использует свои полномочия только для создания помех в деятельности представительного органа, саботажа протокольных процедур и общей дискредитации системы власти», – поясняет свою позицию канал.

По мнению блогеров, чтобы избежать появления неадекватных персонажей в парламентах, нужен адекватный инструментарий. Принятая поправка способна решать такие точечные проблемы, не нарушая «общий баланс легитимности власти на местах».

Авторы «Полярного дозора» считают, что поправка призвана не ущемлять оппозиционные партии, а служить дополнительным стимулом для качественной работы «на земле».

«Партийные функционеры будут вынуждены ставить на сильных кандидатов, что оживит политику в регионах и в конечном счете приблизит власть к людям», – полагают блогеры.

Председатель совета директоров некоммерческого фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский полагает, что теоретически выборы по мажоритарным округам подталкивают систему к двухпартийности. Тем более что по итогам одномандатных выборов в Госдуму можно заметить доминирование ЕР и КПРФ. Его мнение приводит канал «Политфорум».

По словам Бадовского, партиям теперь нужно будет прикладывать больше усилий, чтобы оставаться конкурентоспособными. Кроме того, можно ожидать, что на выборах будут возникать альянсы.

Не обязательство, а возможность

Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин в разговоре с РК рассказал, что проведение выборов по одномандатным округам, а не по партспискам будет гораздо более эффективно для малонаселенных регионов.

«Действительно, если регион маленький, то чем больше в нем одномандатников, тем они лучше будут работать. Это более честная конкуренция среди тех политиков, которые смогли проявить себя совсем недавно. Чем меньше регион, тем более удобно, просто, эффективно и открыто будут проходить такие выборы», – комментирует Данилин.

Эксперт подчеркивает, что это не обязательство для регионов, а возможность. Субъекты РФ сами будут решать, как им выбирать местный парламент.

По мнению депутата Госдумы РФ Олега Матвейчева, если регионы воспользуются такой возможностью, то выборы станут более конкурентными. Соответственно, и в региональных партийных отделениях будут находиться политики-бойцы, а не «старые бюрократы».

«Сейчас в основном коммунисты, в значительной степени ЛДПР, а также эсеры выставляют список, получают свои 5–10% голосов, а в итоге там сидят такие старые партийные бюрократы, которые уже избрались депутатами по 15-му разу, но избирателей в жизни не видели и никогда в выборах сами не участвовали. Они просто бесконечно попадают в думу за счет бренда партии», – поясняет эксперт.

Кроме того, преимуществом при такой системе станет то, что жители будут знать, за кого они голосуют, так как кандидаты будут встречаться с избирателями, решать проблемы.

«Когда это просто бренд, то, конечно, люди не знают, кто там стоит в этом партийном списке. Зачастую это могут быть вообще какие-то бизнесмены, которые просто купили себе место, заплатив, например, за выборную кампанию партии. И это как раз те люди, которые точно не будут работать с избирателями», – заключает Матвейчев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: