Ради конкуренции и избирателей: почему регионы делают ставку на одномандатников
Госдума приняла во втором чтении законопроект о публичной власти в субъектах РФ. Главным новшеством чтения стала правка, в соответствии с которой регионы сами смогут решать, избирать им парламент по смешанной системе или только по одномандатным округам. Эксперты уверены, что второй случай будет эффективен в малонаселенных регионах, выборы при этом станут более конкурентными, а жители будут знать, за кого они голосуют, что тоже является преимуществом. Подробности – в обзоре РК.
Формирование парламента
Вчера, 9 декабря, Государственная дума приняла во втором чтении законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».
Напомним, в парламент проект закона внесли глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Новые нормы, кроме прочего, позволят губернаторам находиться в должности более двух сроков подряд, а длительность полномочий составит пять лет вместо четырех. Также, согласно законопроекту, президент сможет снимать глав регионов с должности в связи с утратой доверия. Кроме того, всех высших должностных лиц регионов предлагается называть главами субъектов РФ.
Ко второму чтению авторы внесли несколько изменений в проект. Самой обсуждаемой стала правка, позволяющая регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в свои парламенты, сообщает РБК.
По действующему законодательству, не менее 25% мандатов должно распределяться по партийным спискам в законодательных органах субъектов РФ. Исключением являются города федерального значения. Например, Москва уже использует это право, а парламент формируется только из депутатов, избранных по одномандатным округам.
Во время голосования поправки одобрили 309 депутатов, против выступили 86.
Во втором чтении регионам также вернули право именовать высшие исполнительные органы по собственному желанию с учетом исторических, национальных и иных традиций. Ранее предлагалось во всех регионах называть их правительствами субъектов РФ.
Кроме того, депутаты одобрили поправку, внесенную в раздел про отношения в сложносоставных субъектах РФ. Таким образом сохраняются ранее заключенные договоры о реальном распределении полномочий между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО и между Архангельской областью и НАО.
Поправку Госсовета Татарстана о праве называть главу республики президентом парламентарии не поддержали.
Дополнительный стимул
Авторы Telegram-канала «Темник» уверены, что поправка, позволяющая регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в парламент, вполне объективна.
«Есть регионы, в которых оппозиционные фракции настроены на конструктивную парламентскую работу. А есть такие, в которых оппозиция откровенно использует свои полномочия только для создания помех в деятельности представительного органа, саботажа протокольных процедур и общей дискредитации системы власти», – поясняет свою позицию канал.
По мнению блогеров, чтобы избежать появления неадекватных персонажей в парламентах, нужен адекватный инструментарий. Принятая поправка способна решать такие точечные проблемы, не нарушая «общий баланс легитимности власти на местах».
Авторы «Полярного дозора» считают, что поправка призвана не ущемлять оппозиционные партии, а служить дополнительным стимулом для качественной работы «на земле».
«Партийные функционеры будут вынуждены ставить на сильных кандидатов, что оживит политику в регионах и в конечном счете приблизит власть к людям», – полагают блогеры.
Председатель совета директоров некоммерческого фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский полагает, что теоретически выборы по мажоритарным округам подталкивают систему к двухпартийности. Тем более что по итогам одномандатных выборов в Госдуму можно заметить доминирование ЕР и КПРФ. Его мнение приводит канал «Политфорум».
По словам Бадовского, партиям теперь нужно будет прикладывать больше усилий, чтобы оставаться конкурентоспособными. Кроме того, можно ожидать, что на выборах будут возникать альянсы.
Не обязательство, а возможность
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин в разговоре с РК рассказал, что проведение выборов по одномандатным округам, а не по партспискам будет гораздо более эффективно для малонаселенных регионов.
«Действительно, если регион маленький, то чем больше в нем одномандатников, тем они лучше будут работать. Это более честная конкуренция среди тех политиков, которые смогли проявить себя совсем недавно. Чем меньше регион, тем более удобно, просто, эффективно и открыто будут проходить такие выборы», – комментирует Данилин.
Эксперт подчеркивает, что это не обязательство для регионов, а возможность. Субъекты РФ сами будут решать, как им выбирать местный парламент.
По мнению депутата Госдумы РФ Олега Матвейчева, если регионы воспользуются такой возможностью, то выборы станут более конкурентными. Соответственно, и в региональных партийных отделениях будут находиться политики-бойцы, а не «старые бюрократы».
«Сейчас в основном коммунисты, в значительной степени ЛДПР, а также эсеры выставляют список, получают свои 5–10% голосов, а в итоге там сидят такие старые партийные бюрократы, которые уже избрались депутатами по 15-му разу, но избирателей в жизни не видели и никогда в выборах сами не участвовали. Они просто бесконечно попадают в думу за счет бренда партии», – поясняет эксперт.
Кроме того, преимуществом при такой системе станет то, что жители будут знать, за кого они голосуют, так как кандидаты будут встречаться с избирателями, решать проблемы.
«Когда это просто бренд, то, конечно, люди не знают, кто там стоит в этом партийном списке. Зачастую это могут быть вообще какие-то бизнесмены, которые просто купили себе место, заплатив, например, за выборную кампанию партии. И это как раз те люди, которые точно не будут работать с избирателями», – заключает Матвейчев.