Индекс цифровой экосистемы регионов России (ИЦЭР)


 

I.Методология расчета Индекса

Введение и цель методологии

Индекс цифровой экосистемы регионов (ИЦЭР), подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), представляет собой комплексный аналитический инструмент, предназначенный для оценки уровня развития и зрелости цифровой среды субъектов Российской Федерации в части оказания государственных и муниципальных услуг. Целью индекса является не просто выявление факта наличия цифровых сервисов, а их многоаспектная оценка с точки зрения инфраструктурной целостности, уникальности услуг, технологической оснащенности и качества пользовательского опыта, что влияет на качество предоставления государственных и муниципальных услуг населению.  Методология построена на принципах верифицируемости, объективности и практической значимости, что позволяет использовать ее для формирования рейтингов, выявления лучших практик и определения точек роста для регионов. Аналитический продукт состоит из двух частей: рейтинга субъектов Федерации по ИЦЭР и лучших цифровых практик 20 регионов-лидеров.

2.Структура индекса и весовые коэффициенты

ИЦЭР является композитным индексом, на основании 11 показателей агрегирующим оценки по четырем ключевым тематическим направлениям (компоненты индекса): масштаб инфраструктуры, глубина сервисов, пользовательский опыт, технологичность. Общая формула его расчета:

Где -компоненты индекса, — соответствующие им весовые коэффициенты (веса). Чем больший вес придан компоненте, тем большее влияние на значение индекса — конечный результат измерения – она будет оказывать. Сумма всех весовых коэффициентов равна единице:

 

Распределение весовых коэффициентов в методологии расчета индекса обусловлено стратегическими приоритетами цифровой трансформации государственного управления. Каждый компонент индекса вносит взвешенный вклад в общую оценку, отражая его относительную важность для создания целостной и эффективной цифровой экосистемы по оказанию услуг.

Глубина сервисов (вес 0.35) является ключевым компонентом, поскольку отражает переход от цифрового присутствия органов власти к полноценному цифровому исполнению их функций. Высокий вес данного блока обоснован тем, что именно наличие сквозных транзакционных услуг, предоставляемых полностью в электронном формате, создает реальную ценность для пользователей, сокращая административные барьеры и повышая качество жизни. Данный показатель стимулирует регионы к оцифровке наиболее востребованных услуг и внедрению комплексных решений для сложных жизненных ситуаций.

Масштаб инфраструктуры (вес 0.3) выполняет роль фундаментального базиса экосистемы. Его значительный вес объясняется необходимостью обеспечения унифицированного доступа к сервисам через единую точку входа. Без развитой и интегрированной инфраструктуры, включающей механизмы единой аутентификации (SSO), невозможно достичь целостности цифровой среды и исключить необходимость использования множественных учетных записей для получения государственных услуг.

Пользовательский опыт (вес 0.2) ориентирован на качество взаимодействия пользователя с цифровыми сервисами. Данный компонент имеет существенный вес, так как непосредственно влияет на уровень принятия цифровых услуг населением. Даже при наличии развитой инфраструктуры и широкого перечня услуг низкое качество пользовательского опыта: сложная навигация, медленная скорость работы, отсутствие обратной связи — может стать критическим барьером для использования цифровых каналов.

Технологичность (вес 0.15) играет роль катализатора развития экосистемы, однако имеет относительно меньший вес в связи со своей вторичностью. Технологические решения, такие как мультиканальность, искусственный интеллект, являются инструментами повышения эффективности и доступности сервисов, но их ценность проявляется только при наличии зрелой инфраструктуры и содержательного наполнения. Технологии имеют ценность только при наличии развитой инфраструктуры и глубоких сервисов, поэтому блок технологии является важным показателем для регионов-лидеров.

3. Детализация критериев оценки

 

Масштаб инфраструктуры

 

1.1. Количество интегрированных сайтов (0–10 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Степень цифрового присутствия органов власти региона, измеряемая количеством ведомственных сайтов, порталов, находящихся в зоне ответственности региональных ведомств, объединенных в общую экосистему.

·         Шкала оценки: Баллы начисляются по ступенчатой шкале, где максимальное количество (9-10 баллов) присваивается за наличие 20 и более интегрированных сайтов.

·         Условия снижения баллов: Обнаружение хотя бы одного неработающего (недоступного) сайта из списка интегрированных ведет к обязательному снижению итогового балла по показателю.

·         Инструменты анализа: Для верификации данных применяется аудит доменных имен (сервис Whois), анализ официальных отчетов Минцифры России, а также изучение открытых данных, опубликованных региональными ИТ-департаментами.

 

  1.2. Единый вход (SSO) (0-10 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Уровень унификации и удобства доступа к сервисам, измеряемый долей сайтов, поддерживающих авторизацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

·         Шкала оценки: 10 баллов присваивается при 100% охвате, 5 баллов — при охвате от 50% до 70%.

·         Условия снижения баллов: Баллы снижаются в случае, если на одном из региональных порталов отсутствует функционал личного кабинета пользователя, а также невозможна авторизация через ЕСИА.

·         Инструменты анализа: Проведение практического тест-драйва процедуры авторизации на ключевых сервисах региона для подтверждения работы механизма ЕСИА.

 

Глубина сервисов 2.1. Общее количество услуг в электронном формате (0-10 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Объем транзакционных услуг, предоставляемых в сквозном электронном формате, когда пользователь получает конечный результат без необходимости визита в госорган.

·         Шкала оценки: Градуированная шкала от 1 до 10 баллов в зависимости от объема услуг (максимум — за 300 и более услуг).

·         Условия снижения баллов: Баллы снижаются при выявлении неработающих ссылок на услуги («битых ссылок»), а также при обнаружении значительного количества неактивных или нефункциональных веб-форм для подачи заявлений.

·         Инструменты анализа: Автоматизированный парсинг каталога услуг на региональном портале и порталах региональных МФЦ (с использованием инструментов типа PаrseHub), сверка с данными Минцифры, анализ публичных заявлений руководства регионов.

 

  2.2. Уникальные региональные услуги/сервисы (0-10 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Способность региона разрабатывать и внедрять собственные цифровые сервисы, не дублирующие функционал федерального портала Госуслуг.

·         Шкала оценки: Наличие 5 и более уникальных услуг оценивается в 8-10 баллов.

·         Инструменты анализа: Сравнительный анализ перечня услуг с федеральным реестром портала Госуслуг с последующей экспертной оценкой их уникальности.

 

  2.3. Суперсервисы (0-10 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Участие региона во внедрении федеральных и разработке собственных суперсервисов — комплексных решений, ориентированных на жизненные ситуации.

·         Шкала оценки: Внедрение 9 и более федеральных суперсервисов дает 5 баллов, дополнительные баллы за собственные сервисы.

·         Инструменты анализа: Изучение отчетов Минцифры, анализ презентаций региональных властей и сайтов, парсинг основных порталов для подтверждения фактической доступности сервисов.

 

Технологичность 3.1. Мультиканальность (0-5 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Доступность сервисов через различные цифровые каналы помимо официального сайта.

·         Шкала оценки: Поддержка 5 и более каналов (мобильное приложение, Telegram-бот, VK Mini Apps и др.) оценивается в 5 баллов.

·         Инструменты анализа: Практическое тестирование работы всех заявленных каналов, анализ скриншотов интерфейсов, проверка наличия приложений в официальных магазинах (App Store, RuStore, Google Play).

 

  3.2. ИИ-инструменты (0-5 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Внедрение элементов искусственного интеллекта для коммуникации с пользователем и прогнозирования запросов.

·         Шкала оценки: Наличие чат-ботов с NLP-функционалом и предиктивной аналитикой — 5 баллов; простые чат-боты — 3 балла.

·         Инструменты анализа: Тест-драйв функционала путем отправки реальных запросов (напр., «Как записаться к врачу») для оценки интеллектуального уровня системы.

 

  3.3. Интеграция с IoT (0-5 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Наличие реализованных проектов в сфере Интернета вещей в рамках городского хозяйства.

·         Шкала оценки: Реализация 10 и более кейсов дает 5 баллов.

·         Инструменты анализа: Анализ отчетов по проекту «Умный город», результаты III Национальной премии за вклад в развитие городского хозяйства «Умный город».

Пользовательский опыт 4.1. Навигация и доступность (0-5 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Простота поиска и унификация доступа к услугам.

·         Шкала оценки: Максимальный балл — за единый каталог с функциями персонализации.

·         Инструменты анализа: Проведение стандартизированных юзабилити-тестов (например, задача найти конкретную услугу за 3 клика).

 

  4.2. Скорость работы (0-5 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Техническая производительность и отзывчивость ключевых веб-ресурсов.

·         Шкала оценки: Загрузка страниц менее чем за 2 секунды оценивается максимально-5 баллов.

·         Инструменты анализа: Инструментальные замеры с помощью сервисов (напр., GTmetrix) по репрезентативной выборке из 10 ключевых страниц.

 

  4.3. Обратная связь (0-5 баллов)

·         Оцениваемый показатель: Зрелость системы работы с обращениями и жалобами граждан.

·         Шкала оценки: Высший балл получают системы, включающие не только прием жалоб, но и механизм публичной оценки услуг и открытой публикации ответов.

·         Инструменты анализа: Проверка раздела «Отзывы» на портале, анализ данных рейтинга Минцифры по внедрению Платформы обратной связи в регионах РФ

 

На основании указанных инструментов сбора данных проводится верификация и оценка каждого из 11 критериев для всех субъектов Федерации. Для каждого критерия выставляется балл в соответствии со шкалой. Далее сумма баллов по критериям внутри каждого направления взвешивается, суммируется и приводится к 100-балльной шкале. Формируется итоговое значение ИЦЭР в диапазоне от 0 до 100.

ИЦЭР определяется по формуле:

ИЦЭР= (Инфраструктура × 0.3) + (Сервисы × 0.35) + (Технологии × 0.15) + (UX × 0.2)

Учитывая максимально возможную сумму взвешенных баллов — 21,75, приведение к 100-балльной шкале осуществляется по формуле:

 ИЦЭР = (сумма взвешенных баллов / 21,75) × 100

II. Индекс цифровой экосистемы регионов России

 

III. Лучшие цифровые практики регионов-лидеров

Регион Год Цифровое решение Характеристика и эффект
г. Москва 2025 Система адаптации к электронным сервисам Москва как лидер цифровизации государственных и муниципальных услуг инициирует внедрение системы адаптации населения к использованию цифровых сервисов (прежде всего ориентирована на граждан «серебряного возраста»). В 2025 году данная программа представляет собой стратегический шаг в развитии цифровой экосистемы города, направленный на обеспечение инклюзивного доступа к электронным ресурсам для всех категорий граждан. Ключевыми компонентами системы являются: специальные обучающие зоны — оборудованные компьютерные площадки в Центрах долголетия с персональными консультантами, помогающими оформить доступ к электронным услугам и ЭМК. Это сочетание офлайн-инфраструктуры с индивидуальным сопровождением. Программа компьютерной грамотности — системные занятия по развитию цифровых навыков, ориентированные на практическое применение сервисов (запись к врачу, получение услуг). Внедрение ИИ-технологий — голосовой помощник в Общегородском контакт-центре, способный не только консультировать, но и предоставлять сервисы, адаптируясь к речевым особенностям пожилых пользователей. Персонализированные инструкции — контекстно-зависимые руководства (например, для участников реновации), учитывающие конкретные жизненные обстоятельства и предлагающие релевантные электронные услуги.
Республика Татарстан 2025 Услуги РТ 2.0 Представляет собой платформу-маркетплейс, интегрирующую государственные и муниципальные сервисы в единый персонализированный интерфейс. Его суть заключается в переходе от предоставления разрозненных онлайн-услуг к созданию целостной цифровой среды для взаимодействия граждан с государством. Ключевые инновационные преимущества платформы: сервис «Госконсьерж» является уникальным для России решением, реализующим модель «видео-МФЦ»; гибкая персонализация интерфейса; внедрение геймификации.
г.Санкт-Петербург 2025 Сервис для блокадников Ленинграда Решение представляет собой специализированный сервис на региональном портале госуслуг, централизующий информацию и услуги для жителей блокадного Ленинграда. Его суть заключается в агрегации всех федеральных и региональных льгот — от медицинского обслуживания и денежных выплат до жилищных компенсаций и транспортных преференций — в едином интуитивном интерфейсе, структурированном по жизненным ситуациям.
Тульская область 2025 Работа проекта «Арсенал услуг» (новые функции) Представляет собой развивающуюся платформу-агрегатор, ключевой задачей которой является консолидация государственных и муниципальных сервисов в едином интерфейсе. К 2025 году проект выходит на новый уровень за счет внедрения целевых функций, направленных на расширение охвата аудитории и углубление персонализации. Главным нововведением становится запуск специализированного модуля для учащихся системы СПО — студентов колледжей и техникумов.
Ханты-Мансийский АО — Югра 2025 Цифровой сервис — портал «Охота в Югре» Цифровой сервис представляет собой специализированную отраслевую платформу, направленную на цифровизацию процесса получения охотничьих разрешений и управления природными ресурсами. Ключевой акцент в развитии сервиса на 2025 год сделан на создание комплексной экосистемы для охотников и органов власти.

Основным нововведением стала полная цифровизация административных процедур. Сервис позволяет подавать заявления на добычу охотничьих ресурсов в электронном виде, отслеживать очередь в режиме реального времени, а также управлять заявками (перенос, отмена) без необходимости личного посещения ведомств.

Московская область 2025 «Открытый ДК» Представляет собой инновационную платформу для цифровизации доступа к инфраструктуре домов культуры. Ключевым нововведением 2025 года стала система онлайн-бронирования помещений, трансформирующая традиционные механизмы организации культурных мероприятий. Сервис обеспечивает полный цифровой цикл: от выбора среди 250 помещений (залы, мастерские, сцены) и 1500+ временных слотов до заказа оборудования и дополнительных услуг. Это позволяет гражданам самостоятельно организовывать мероприятия различного формата — от репетиций до фотосессий — без необходимости прямого взаимодействия с администрацией учреждений.
Ямало-Ненецкий автономный округ 2025 Сервис для присутствия в заповедных зонах Представляет собой специализированный сервис для оформления разрешений на перемещение транспорта в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Его ключевая инновация 2025 года заключается в создании интегрированной отраслевой платформы, обеспечивающей легитимность хозяйственной деятельности при минимизации антропогенного воздействия на хрупкие экосистемы Арктики. Центральным новым функционалом является интеграция с Единой картографической системой ЯНАО, что позволяет пользователям графически обозначать маршруты непосредственно на интерактивной карте. Это не только упрощает процедуру подачи заявки, но и позволяет органам власти проводить автоматизированную проверку маршрутов на соответствие природоохранным регламентам.
Нижегородская область 2025 Внедрение ИИ ассистента для регионального портала госуслуг Внедрение ИИ-ассистента на региональном портале госуслуг, основанного на нейросети GigaChat для бизнеса. Ключевой акцент в развитии сервиса на 2025 год сделан на создании гибридной системы поддержки пользователей, сочетающей искусственный интеллект и человеческую экспертизу.

Основным нововведением является способность ассистента обрабатывать естественно-языковые запросы, позволяя пользователям формулировать вопросы в свободной форме. Технологически система реализует двухуровневую модель обработки: простые запросы обрабатываются по шаблонным алгоритмам, а сложные случаи автоматически перенаправляются живому оператору.

Белгородская область 2024–2025 Проект «КиберЩит», обучение робота Макса «КиберЩит» представляет собой инновационный образовательный проект, направленный на формирование цифровой грамотности и кибербезопасности среди школьников. Ключевым нововведением 2025 года стала интеграция проекта с виртуальным ассистентом портала «Госуслуги», что существенно расширяет его доступность и функциональность. Новая функциональность позволяет получать консультации по курсу непосредственно через интерфейс государственного портала. Виртуальный помощник Робот Макс теперь способен не только предоставлять информацию о записи на курс и получении доступа, но и давать персонализированные рекомендации по вопросам кибербезопасности.
Республика Саха (Якутия) 2024–2025 Сервис «Медицинский помощник» Система индивидуального сопровождения семей с детьми первого года жизни. Ключевым нововведением 2025 года стало внедрение предиктивной аналитики и расширенной интеграции с медицинскими информационными системами региона. Сервис реализует проактивную модель уведомлений о профилактических осмотрах, автоматизируя не только напоминания, но и процесс записи к специалистам. Новая функциональность включает интеллектуальное планирование визитов с учетом территориальной удаленности пациентов в условиях Крайнего Севера, а также динамическую корректировку расписания медучреждений при изменении записей.
Челябинская область 2025 Инновационная система обработки обращений в госструктуры Система автоматизированной обработки обращений граждан в государственные структуры на основе технологий искусственного интеллекта. Разработка Южно-Уральского государственного университета характеризуется качественным прорывом в скорости и точности обработки данных. Ключевым нововведением 2025 года является достижение рекордной точности анализа (99%) при обработке 10 тысяч обращений за 40 минут, что принципиально отличает систему от аналогов с их 80-85% точностью. Технология реализует полный цикл обработки: автоматическую регистрацию, тематическую классификацию, анализ специализированной терминологии и интеллектуальную маршрутизацию к ответственным исполнителям. Особую значимость система приобретает в контексте обработки срочных обращений (например, об отсутствии отопления), где скорость реакции критически важна.
Свердловская область 2025 Цифровая система «Сфера туризма и туристская деятельность» Цифровая платформа «Сфера туризма и туристская деятельность», -отраслевое решение для комплексной цифровизации туриндустрии региона. Ключевым нововведением 2025 года стала сквозная автоматизация процессов получения государственной поддержки и регистрации туристических объектов. Система реализует принцип «одного окна» для предпринимателей: подача заявок на конкурсы субсидий, внесение объектов в региональный реестр и получение выписок осуществляются в полностью цифровом формате.

Новая функциональность включает интеллектуальные шаблоны заявлений, систему отслеживания статуса обращений в реальном времени и аналитический модуль для мониторинга туристического потока.

Вологодская область 2025 Сервис «Жизненная ситуация «Ребенок с ОВЗ в семье» Представляет собой комплексное решение для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сервис интегрирует ранее разрозненные функции: от предоставления информации о льготах и специализированных выплатах до организации онлайн-консультаций с профильными специалистами (психологами, логопедами, дефектологами). Технологическим преимуществом является внедрение интеллектуальной системы маршрутизации запросов, которая автоматически подбирает доступные меры поддержки исходя из индивидуальных характеристик ребенка. Особую инновационность представляет интерактивный функционал обратной связи, позволяющий пользователям оценивать качество услуг и влиять на дальнейшее развитие сервиса. Это создает цикл непрерывного улучшения на основе данных о реальных потребностях семей.

Проект демонстрирует переход от фрагментарных цифровых услуг к целостному электронному сопровождению сложных жизненных ситуаций.

Ростовская область 2025 Сервис поиска бесплатных точек Wi-Fi Геоинформационный сервис агрегации и визуализации точек доступа к бесплатному Wi-Fi. Ключевым нововведением 2025 года стала интеграция системы с региональным геопорталом, что обеспечило единое пространство для мониторинга и планирования цифровой инфраструктуры. Сервис решает актуальную проблему перебоев мобильного интернета через создание альтернативной сети доступа в публичных пространствах. Технологической особенностью является автоматизированное обновление базы данных о доступных точках подключения в банках, МФЦ и других социально значимых объектах.

Важным преимуществом стало обеспечение территориального паритета — сервис покрывает как крупные города (Ростов-на-Дону, Таганрог), так и отдаленные муниципалитеты, снижая цифровое неравенство в регионе. Интерактивная карта позволяет пользователям оперативно находить ближайшие точки доступа, оптимизируя маршруты перемещения.

Тюменская область 2025 Виртуальное Государственное юридическое бюро Тюменской области Инновационный сервис навигации в системе бесплатной правовой помощи. Ключевым нововведением 2025 года стала реализация интеллектуальной системы маршрутизации, которая на основе ответов на три целевых вопроса (категория заявителя, тематика вопроса, место жительства) формирует персонализированную карту релевантных услуг.

Технологической особенностью является интеграция с геопорталом региона, обеспечивающая визуализацию расположения ближайших адвокатов и юридических служб на интерактивной карте. Сервис демонстрирует переход от простого информирования к комплексному навигационному решению, включающему не только контакты организаций, но и перечень нормативных актов по конкретной проблематике.

Калужская область 2025 «Сервисный консультант» Представляет собой модель гибридного обслуживания, сочетающего цифровые технологии и персональную методическую поддержку граждан. Ключевым нововведением 2025 года стал временный отказ от традиционной системы талонов и очередей в пользу мобильных консультантов, оказывающих целенаправленную помощь в цифровизированном МФЦ. Технологическим преимуществом является создание «живого интерфейса» между населением и цифровыми сервисами, где обученные сотрудники выполняют роль навигаторов в сложных административных процедурах. Особую значимость проект приобретает для преодоления цифрового разрыва среди пенсионеров и социально уязвимых групп населения. Статистика (447 граждан за начало года) демонстрирует востребованность персонализированного подхода в цифровой трансформации.
Ленинградская область 2025 Онлайн-портал «Ладога» Комплексная платформа для интеллектуального планирования мультимодальных поездок. Ключевым нововведением 2025 года стала интеграция всех видов регионального транспорта в единый цифровой контур с функцией сквозного планирования маршрутов. Технологическим преимуществом является реализация алгоритмов интеллектуальной маршрутизации, учитывающих не только временные интервалы и пересадки, но и стоимость проезда для разных вариантов перемещения. Особую значимость приобрела функция пополнения ЕСПБ-карт, создающая замкнутый цикл услуг — от планирования до оплаты. Проект демонстрирует ориентацию на инклюзивность — адаптация интерфейса для всех возрастных групп и наличие во всех онлайн-магазинах приложений (App Store, Google Play, RuStore) обеспечивает равный доступ к сервису. Это особенно важно для регионального контекста с разнородным населением.
Камчатский край 2025 Цифровой сервис оформления опеки Комплексное решение для цифровизации процесса установления опеки и попечительства. Технологической особенностью является реализация автоматизированной проверки данных через систему межведомственного электронного взаимодействия, что значительно сокращает сроки рассмотрения заявлений. Сервис предусматривает интеллектуальное заполнение форм с использованием данных из государственных реестров, минимизируя ручной ввод информации.

Особое внимание уделено обеспечению прозрачности процедуры: заявители могут в реальном времени отслеживать статус рассмотрения заявления и получать уведомления о необходимых действиях.

Липецкая область 2024–2025 Развитие цифровой платформы «Забота» Платформа «Забота» (ранее «Патронаж») представляет собой модульную систему адресной социальной поддержки различных категорий населения. Ключевым развитием 2025 года стало расширение функционала платформы и создание новых специализированных модулей для различных социальных групп. Технологической особенностью является реализация многоканального доступа через интеграцию с социальной сетью «ВКонтакте», что обеспечивает высокую доступность сервиса для всех возрастных и социальных групп. Новые модули «Инклюзия48» и «Кадры» демонстрируют ориентацию на конкретные жизненные ситуации людей с инвалидностью и молодежи. Проект выделяется комплексным подходом к цифровизации социальной сферы, объединяя в единой экосистеме поддержку многодетных семей, старшего поколения, людей с инвалидностью и молодежи.
Краснодарский край 2025 Мобильный сервис — приложение МФЦ для смартфонов Мобильное приложение МФЦ, интегрированное в экосистему государственных услуг региона. Ключевым нововведением 2025 года стала реализация концепции «проактивного сервиса» с использованием технологий искусственного интеллекта для прогнозирования потребностей пользователей. Внедрена функция автоматического распознавания документов через камеру смартфона, что исключает необходимость повторной подачи бумажных носителей. Особую значимость приобрела реализация биометрической аутентификации, обеспечивающая безопасный доступ к услугам без необходимости личного посещения. Разработана система умных уведомлений, информирующая пользователей об этапах рассмотрения заявлений и требуемых действиях. Проект демонстрирует переход от модели цифрового аналога офлайн-услуг к созданию комплексной мобильной экосистемы в регионе.

 

IV.Лидеры и аутсайдеры ИЦЭР

 1.Логика лидерства

Безусловным лидером рейтинга с результатом 96.76 балла является Москва. Город демонстрирует эффективное развитие по всем компонентам: обладает самой развитой инфраструктурой (портал mos.ru с более чем 420 услугами и большим количеством интегрированных сайтов), максимальной глубиной сервисов, внедряет инновационные технологии (ИИ, IoT, мультиканальность) и обеспечивает высокое качество пользовательского опыта. Москва выполняет роль драйвера цифровой трансформации, выступая поставщиком практик и технологическим ориентиром для остальных регионов.

В топ-10 рейтинга, помимо Москвы, вошли: Республика Татарстан (89.22), Санкт-Петербург (82.85), Тульская область (80.99), Ханты-Мансийский АО – Югра (75.13), Московская область (74.37), Ямало-Ненецкий автономный округ (73.63), Нижегородская область (68.14), Белгородская область (67.79) и Республика Саха (Якутия) (66.64). Для лидеров характерна сбалансированность развития по всем компонентам индекса.

Важной отличительной чертой большинства регионов-лидеров является наличие собственных развитых региональных порталов госуслуг (РПГУ) с уникальными доменами (8 из 10 регионов-лидеров имеют свои уникальные платформы).  Эталонную модель цифровой трансформации, эволюционировав за десятилетие от информационного ресурса до интегрированной платформы типа «единого окна», демонстрирует московский портал mos.ru.  Его лидерство подтверждается беспрецедентными показателями востребованности: ежедневная аудитория портала превышает 2 млн обращений. Ключевым фактором устойчивого развития проекта является непрерывная модернизация: ежегодно внедряется около 100 новых онлайн-инструментов, включая высокочастотные сервисы («Электронная медицинская карта», «Передача показаний приборов учета», «Электронный дневник»). Системная работа с пользовательским опытом привела к расширению аудитории, в том числе среди молодежи — зафиксирован 14-процентный  рост количества пользователей 14–18 лет за 2024 год. Подобная динамика отражает стратегическую эффективность экосистемного подхода: техническая эволюция сочетается с адресными решениями для разных возрастных групп. Mos.ru не только сохраняет статус наиболее востребованного регионального портала, но и формирует отраслевой стандарт для разработки РПГУ в субъектах Федерации.

Из числа лидеров помимо Москвы уникальные платформы предоставления государственных и муниципальных услуг имеют Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Тульская область, Московская область, Нижегородская область, Белгородская область и Республика Саха (Якутия). Такой подход позволяет развивать уникальный подход на основе наиболее популярных запросов жителей «своего» конкретного региона. Вместе с тем, наблюдается и альтернативная стратегия, которую демонстрируют ХМАО и ЯНАО, делая ставку на глубокую интеграцию с федеральным порталом Госуслуг (gosuslugi.ru) и развивая вокруг него вспомогательные цифровые продукты. Например, в ЯНАО это сервис «Морошка», Портал с форматом обсуждений и опросов «Живем на Севере», «Социальный навигатор», в рамках которого собраны все меры поддержки по линии соцзащиты, портал образовательных услуг ЯНАО. ХМАО обеспечивает уникальность подхода к запросам жителей с помощью специального приложения «Госуслуги. Моя Югра».

2.Регионы-лидеры по масштабу инфраструктуры: Москва (19.3), Тульская область (18), Ханты-Мансийский АО – Югра (17.3), Республика Татарстан (17), Ямало-Ненецкий автономный округ (16.5), Санкт-Петербург (16.2), Московская область (15.9), Ростовская область (15.8), Челябинская область (14.9), Нижегородская область (14.6). Регионы обладают развитой инфраструктурой большим количеством сайтов по оказанию услуг, интегрированных в единую систему. Так, на региональном портале Тульской области интегрированы переход на порталы «Арсенал услуг», Туристический портал, Открытый регион, Мои документы, Доктор71, Дневник 71, Дополнительное образование, Навигатор физкультуры и спорта. Кроме того, в рамках цифровых экосистем этих регионов обеспечен единый вход (SSO) c авторизацией через ЕСИА.

3.Регионы-лидеры по глубине сервисов: Москва (29,2), Республика Татарстан (27.6), Санкт-Петербург(26,1), Тульская область (23.3), Ямало-Ненецкий автономный округ(22.9), Московская область (22.7), Ханты-Мансийский АО – Югра (22.4), Республика Саха (Якутия) (22) к лидерам общего рейтинга добавляются Вологодская область (21.8), Тюменская область (21.2). Регионы являются лидерами по количеству услуг, предоставляемых в электронном виде на собственных региональных сайтах.  Лидеров в этом направлении выделяет не только активное внедрение федеральных сервисов и суперсервисов (Рождение ребенка, поступление в ВУЗ), но и создание уникальных, актуальных для собственной территории: «Мой питомец», «Переезд в Москве», «Вывоз ненужных вещей» (Москва); «Забота», «Я-школьник», «Я строю», «Мои субсидии» (Республика Татарстан); «Дополнительное образование ребенка», «Льготы для жителей блокадного Ленинграда», «Организация отдыха детей», «Мой дом – объект культурного наследия» (Санкт-Петербург); «Безработные», «Беременность и роды» (Тульская область»);  «включение гражданина в список получателей соцвыплат по программе «Сотрудничество» (ЯНАО); «Расту в Югре», «Актированные дни» (ХМАО); «Выдача и аннулирование охотничьих билетов», «Переезд, переселение для трудоустройства» (Республика Саха); Сервис «Жизненная ситуация «Ребенок с ОВЗ в семье» (Вологодская область); Получение единовременной материальной помощи в рамках программы «Сотрудничество» (Тюменская область); «Получение разрешения на посещение территории КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», Оформление путёвки на добычу (вылов) водных биоресурсов, «Экологический проект «Жизнь камчатскому лососю!» (Камчатский край). Высокие баллы регионов по этому направлению в значительной степени обусловлены либо наличием мощного креативного сектора (в случае столичных агломераций), либо успешной цифровой адаптацией уникальных сервисов, направленных на удовлетворение специфических географических и социокультурных потребностей населения.

4.Регионы-лидеры по технологичности: Москва (14.5), Республика Татарстан (12.7), Республика Саха (Якутия) (12.3), Санкт-Петербург (12.3), Новосибирская область (11.7), Нижегородская область (11.3), Тульская область (11.2), Московская область (10), Ханты-Мансийский АО – Югра (9,4), Ростовская область (9.3). Для этих регионов характерна мультиканальность: обеспечение доступа к услуге различными способами. Региональные проекты Москвы представлены в четырех онлайн-магазинах приложений (RuMarket (специальный сервис для загрузки московских приложений), AppStore, AppGallery, RuStore), Республика Татарстан – также в четырех (GooglePlay, AppStore, AppGallery,  RuStore), Санкт-Петербург – в трех (AppStore, AppGallery,  RuStore). Также свои приложения в онлайн магазинах имеют ХМАО, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Тульская область, Смоленская область, Красноярский край, Ставропольский край, Московская область, Челябинская область, Хабаровский край. Чат-бот внедрен на порталах Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия), Нижегородской области, Хабаровского края. Наблюдается корреляция между уровнем цифрового развития региона и сложностью реализуемых им коммуникационных моделей. Регионы с высокой степенью инновационности и социальной устойчивости внедряют специализированные цифровые сервисы (приложения), в то время как менее развитые субъекты ограничиваются пассивным информированием населения через популярные социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники). Другой аспект технологичности фиксируется по результатам реализации проекта «Умный город». В топ-10 регионов с наибольшим количеством программ в рамках проекта «Умный город» входят: Москва, Тульская область, Челябинская область, Московская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская область, Белгородская область, Курганская область, Нижегородская область.

5.Регионы-лидеры по пользовательскому опыту: Москва (14.3), Республика Татарстан (13.7), Тульская область (11.9), Пермский край (11.8), Калужская область (11.1), Вологодская область (11), Санкт-Петербург (10.9), Ленинградская область (10.5), Белгородская область (10.1), Свердловская область (10.1), Липецкая область (10.1). Регионы-лидеры обеспечивают высокое качество навигации, скорость работы порталов, доступность сервисов и эффективные каналы обратной связи. Их порталы, а также сайты региональных ведомств и МФЦ отличаются продуманным интерфейсом и минимальным количеством технических ошибок.

6.Регионы-аутсайдеры

В конце рейтинга с индексом ниже 30 баллов расположились Республика Тыва (24.07), Карачаево-Черкесская Республика (28.23), Чукотский автономный округ (28.51), Республика Алтай (28.97) и Республика Ингушетия (30.44). Низкие показатели аутсайдеров обусловлены комплексом факторов: недостаточным финансированием, слабой ИТ-инфраструктурой, низкой плотностью населения и географической удаленностью, дефицитом квалифицированных кадров, а также сложной социально-экономической ситуацией. Новые субъекты (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) находятся в начале пути интеграции и формирования цифровой экосистемы, поэтому на данном этапе не оцениваются.

V.Основные тенденции развития цифровых экосистем регионов 

  1. Значительная дифференциация цифрового развития регионов. Наблюдается серьезный разрыв между лидерами и аутсайдерами. Разрыв между Москвой (96.76) и Республикой Тыва (24.07) составляет более 72 баллов. Это свидетельствует о значительной цифровой дифференциации, которая непосредственно влияет на качество жизни граждан в разных регионах. Лидеры (Москва, Татарстан, Санкт-Петербург) демонстрируют сбалансированное развитие по всем компонентам индекса (инфраструктура, сервисы, технологии, UX), в то время как аутсайдеры (республики Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока) отстают по всем направлениям одновременно.
  2. Доминирование столичных и ресурсно обеспеченных регионов. Высокие позиции в рейтинге закономерно занимают регионы исполнения административных функций и концентрации финансовых ресурсов. Столицы: Москва и Санкт-Петербург — используют статус административных и культурных центров для концентрации компетенций и создания эталонных сервисов (mos.ru, gu.spb.ru). Ресурсные регионы: Тюменская область, ХМАО-Югра, ЯНАО — несмотря на сложные климатические условия, обеспечивают высокое качество цифровых услуг за счет высокой бюджетной обеспеченности, что подчеркивает критическую роль финансирования.
  3. Тиражирование столичных цифровых решений как модель развития региональных экосистем. Москва утвердилась в роли системного поставщика готовых цифровых решений для регионов. Это формирует модель технологического трансфера с четкой иерархией. Столичные платформы: mos.ru, ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система), МЭШ (онлайн-сервис, на котором собрана вся основная информация, необходимая ученикам школы и их родителям) — становятся отраслевыми эталонами, которые адаптируются и внедряются в субъектах Федерации. Например, ЕМИАС, интегрирующая все этапы медицинского обслуживания, развивается в Московской области (ЕМИАС Московской области), в Челябинской области (сервис «Талон»). Соглашение о внедрении ЕМИАС до конца 2025 года в 35 больницах заключено между Москвой и Санкт-Петербургом. Образовательная платформа «Московская электронная школа» (МЭШ) работает уже в 4,3 тыс. школ пяти регионов: Московской, Калужской, Тюменской областях, Республиках Татарстан и Дагестан. Таким образом, формируется модель, при которой Москва выполняет функцию центра компетенций и генератора стандартов для цифровой трансформации субъектов. Это не только повышает эффективность внедрения цифровых сервисов на местах, но и способствует созданию единого цифрового пространства страны, обеспечивая совместимость и взаимодополняемость региональных экосистем.
  4. Спецификация и гиперлокализация цифровых сервисов. Цифровизация смещается от унификации к персонализации и адресности, что становится новым конкурентным преимуществом регионов. Регионы-лидеры переходят от тиражирования стандартных услуг к созданию уникальных сервисов, решающих специфические проблемы их территории и населения. Учет географического фактора: Сервисы для оформления разрешений на перемещение в заповедных зонах (ЯНАО), портал «Охота в Югре», учет территориальной удаленности в сервисе «Медицинский помощник» (Якутия). Учет демографического и социального фактора: Сервис для блокадников (Санкт-Петербург), «Жизненная ситуация «Ребенок с ОВЗ в семье» (Вологодская область), платформа «Забота» (Липецкая область). В Москве эта тенденция проявляется через создание сервисов, ориентированных на повышение комфорта жителей в ключевых жизненных ситуациях: «Переезд в Москве», «Переезд по программе реновации», «Прозрачная сделка». Эти решения демонстрируют, как мегаполис, обладая развитой цифровой инфраструктурой, фокусируется на адресном решении конкретных урбанистических проблем, связанных с высокой мобильностью населения, масштабными программами обновления жилого фонда и необходимостью обеспечения безопасности на рынке недвижимости.
  5. Технологическое развитие опережает удобство использования (UX). Даже в топ-20 рейтинга у многих регионов наблюдается дисбаланс: относительно высокие баллы за «Технологичность» при более низких за «Пользовательский опыт». Регионы внедряют чат-ботов, мобильные приложения, обеспечивая мультиканальность, но не всегда обеспечивают интуитивную навигацию (логичную архитектуру сайта), высокую скорость работы порталов и эффективную обратную связь.
  6. Формирование двух стратегических моделей развития. Эволюция платформы «Госуслуги», одним из аспектов которой стало предоставление регионам инструментов для самостоятельного создания сервисов (визуальный конструктор, 2022 г.), способствовала обозначению двух основных подходов к развитию цифровой экосистемы регионов. Модель независимой платформы (централизованно-автономный подход): создание и развитие собственного регионального портала с уникальным доменом. На данный момент собственные проекты есть у 39 регионов. Яркие примеры: Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область. Этот подход позволяет полностью контролировать UX и разрабатывать уникальные сервисы, но требует значительных ресурсов. Вторая модель — глубокой интеграции с федеральным порталом (централизованно-интегрированный): развитие услуг через субдомен gosuslugi.ru с созданием вспомогательных сервисов вокруг него (ХМАО, ЯНАО). Обеспечивает надежность, безопасность и экономию ресурсов, но ограничивает в кастомизации и уникальности.
  7. Данные и искусственный интеллект как новый рубеж развития. Ценность смещается от количества оцифрованных услуг к интеллектуальной обработке данных для упреждающего решения проблем граждан. Регионы-лидеры переходят от автоматизации процессов к предиктивной и проактивной модели работы с данными. AI-ассистенты: Внедрение интеллектуальных помощников, обрабатывающих запросы на естественном языке, проактивное информирование граждан о подходящих услугах и пособиях. Системы на основе данных: интеллектуальная маршрутизация обращений (Челябинская область) и планирование маршрутов (Ленинградская область).

 

 VI. Как развивать цифровые экосистемы регионов: базовые рекомендации АПЭК

 1.Для регионов-лидеров (топ-20):

  • Продолжать развивать уникальные цифровые сервисы, ориентированные на специфические потребности населения и бизнеса региона. В частности, можно внедрить регулярный (ежеквартальный) анализ данных с порталов и из соцсетей для выявления новых потребностей граждан и бизнеса (например, через краудсорсинговые платформы или анализ поисковых запросов на региональном портале). Это обеспечит повышение лояльности населения, рост использования цифровых сервисов, укрепление имиджа региона как инновационного и внимательного к запросам граждан.
  • Активно тиражировать успешные практики и выступать центрами компетенций для других субъектов. Например, может быть востребован опыт Московской области по созданию портала «Цифровой регион» — всероссийской платформы для обмена ИИ-практиками между регионами.
  • Сфокусироваться на дальнейшем повышении качества пользовательского опыта (UX) и внедрении новых технологий (ИИ, Big Data, IoT).

2.Для регионов со средними показателями (21-60 места):

  • Проведение комплексного аудита и устранение «технического долга». Провести полный аудит всех цифровых сервисов и официальных региональных сайтов с точки зрения «битых» ссылок, неработающих форм, устаревшего контента и медленной скорости загрузки. Оптимизировать работу с обратной связью: внедрить систему трекинга обращений и жалоб на технические ошибки, гарантировать их устранение в кратчайшие сроки. Это позволит сократить долю технических ошибок до уровня лидеров (2-4%), повлиять на рост доверия пользователей.
  • Оценка эффективности текущей модели: регионам с собственными порталами (напр., Пермский край, Красноярский край) провести анализ необходимости затрат на поддержку и развитие собственной платформы. Для регионов, использующих федеральную платформу (напр., Свердловская, Ростовская области) — максимально полно перенести все услуги на единый федеральный портал, обеспечив их полную функциональность и актуальность.
  • Поэтапное улучшение пользовательского опыта (UX). Внедрить стандартизированные шаблоны и формы, адаптированные под мобильные устройства. Развивать каналы обратной связи: не просто форма для жалоб, а система публичного отслеживания статуса обращения и открытости данных об ответах.
  • Развитие компетенций и тиражирование успешных практик. Взаимодействие с регионами-лидерами для обучения команд и копирования успешных практик.

3.Для регионов-аутсайдеров (61-85 места):

  • Стратегический отказ от самостоятельной разработки и поддержки собственных порталов. Необходимо принять решение о прекращении разработки и поддержки уникальных региональных порталов госуслуг, которые не могут быть обеспечены качественно из-за недостатка ресурсов и компетенций. Содержание собственного портала сопряжено с высокими издержками на разработку, техническую поддержку и контент-менеджмент. Как показывает практика (на примере сайтов Республики Бурятия, Республики Ингушетия, Республики Марий Эл, Псковской области), это приводит к созданию неработающих, пустых ресурсов с «битыми» ссылками и устаревшей информацией, что дискредитирует саму идею цифровизации и ухудшает качество услуг для граждан.
  • Фокусирование на обеспечении качества базовых социально значимых услуг. Рекомендуется сконцентрировать усилия не на создании уникальных сервисов, а на переводе в электронный вид и обеспечении бесперебойной работы ключевых услуг: запись к врачу, подача заявлений в школу и детский сад, получение справок, оформление социальных выплат и льгот. Для граждан отстающих регионов первостепенное значение имеет надежность и доступность базовых услуг, а не наличие узкоспециализированных цифровых продуктов. Качественное предоставление основного перечня услуг даст больший положительный эффект, чем попытки копировать сложные практики лидеров.
  • Активная работа с базой знаний цифрового помощника «Макс». Необходимо организовать систематическую работу сотрудников региональных ведомств по наполнению и обучению федерального цифрового помощника «Макс» применительно к специфике своего региона. Как показывают примеры ХМАО и Санкт-Петербурга, активное обучение «Макса» позволяет значительно повысить качество и точность ответов на запросы граждан, перенеся основную нагрузку с call-центров на искусственный интеллект. Регионами-лидерами по обучению робота «Макса» являются: ХМАО, Санкт-Петербург, Омская область, Новосибирская область, Республика Коми. С появлением в 2024 году «Конструктора знаний» этот подход — эффективный и малозатратный способ улучшить пользовательский опыт, используя готовый федеральный инструмент.
  • Проведение технического аудита и «заморозка» неработающих ресурсов цифровой экосистемы региона. Рекомендуется провести инвентаризацию всех существующих цифровых сервисов и официальных сайтов. Неработающие ресурсы с устаревшим контентом, «битыми» ссылками и медиафайлами следует либо эффективно модернизировать, либо закрыть, перенаправив пользователей на актуальные разделы портала Госуслуг. Наличие неработающих официальных ресурсов подрывает доверие к власти и создает негативный образ региона.

 

 

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: