ЕДГ-2025: федеральные тренды, межпартийная конкуренция, электоральная мобилизация. Протестный потенциал: прогноз АПЭК
1.Федеральные тренды: возможности и вызовы для политических игроков
Ситуация после официального старта региональных и муниципальных избирательных кампаний связана с несколькими федеральными трендами.
1.Сохраняется устойчивое доминирование «Единой России» в политическом пространстве. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), электоральный рейтинг партии в период с 29 июня по 20 июля 2025 года находился в пределах 39-42%.
При этом потенциал роста поддержки партии не исчерпан. Так, по данным ФОМ, рейтинг «Единой России» демонстрировал существенный рост с 4 по 18 мая (с 44% до 48%) и с 1 по 22 июня 2025 года (с 44 до 47%). Колебания рейтинга создают не только вызовы, но и возможности для партии. Можно обратить внимание, что выраженный восходящий тренд затрагивал позиции «Единой России» в периоды, когда активные партийные мероприятия (скажем, решающий этап подготовки к праймериз в мае и крупные мероприятия на фоне официального старта избирательных кампании в июне) были сопряжены с резонансными событиями федерального и международного уровня (празднование Дня Победы, новые инициативы Кремля, в том числе представленные в ходе выступления Владимира Путина на планарном заседании ПМЭФ-2025).
Тренды, способствующие росту рейтингов «Единой России», обычно пересекаются в первой половине сентября, накануне Единого дня голосования, когда входит в финальную фазу агитационная кампания и начинается весенняя сессия Госдумы, в рамках которой именно новые инициативы Кремля и партии парламентского большинства будут формировать информационную и политическую повестку. Сохраняется перспектива для роста рейтингов «Единой России» и в преддверии ЕДГ-2025.
2.Конкуренция КПРФ и ЛДПР в медиа-повестке пока не ведет к существенному изменению их электоральных рейтингов. По данным как ВЦИОМ, так и ФОМ ЛДПР опережала КПРФ по этим показателям с 29 июня по 20 июля 2025 года, но слишком незначительно, чтобы это создавало устойчивый перевес. По данным ВЦИОМ, рейтинг ЛДПР в этот период колебался в диапазоне 10,9-11,2%, КПРФ — 9,6-10,2%, по данным ФОМ — на уровне 9-11% и 8-9% соответственно.
В ближайшей перспективе такие колебания могут иметь скорее психологическое значение для этих партий — мотивируя их активнее критиковать друг друга и стремиться перехватить повестку у оппонента на федеральном уровне (например, ЛДПР — чаще обращаться к социальной повестке и вопросам промышленного развития, КПРФ — чаще к теме регулирования миграции), а при работе на местах — уделить больше внимания кампаниям в тех регионах, в которых лидеры протестного фланга неоднократно менялись в ходе предыдущих выборов (например, Магаданской или Рязанской областям, где на выборах в заксобрания конкуренция двух партий может дополнительно активизироваться).
В то же время эти рейтинги свидетельствуют о том, что пока обе партии скорее проводят ситуативную мобилизацию периферии собственного электората, чем расширяют уровень поддержки за счет более широкой колеблющейся аудитории. Ближе к ЕДГ-2025 рейтинги ЛДПР и КПРФ могут несколько вырасти, но их выход за пределы электоральных ниш возможен лишь в отдельных регионах — например, на фоне пассивности игроков оппозиционного фланга, которые традиционно меньше укоренены на этих территориях.
3.Рейтинги федеральных социологических центров свидетельствуют об определенном потенциале роста поддержки СРЗП и «Новых людей». Так, по данным ВЦИОМ, поддержка «Новых людей» выросла за обозначенный период с 6,4% до 7,1%, а СРЗП — с 3,5% до 4,1%. Однако этот рост пока явно незначителен и связан скорее с дополнительной активизацией работы этих партий с регионами на старте предвыборной кампании.
Благоприятный сценарий может быть связан с определенным ростом поддержки этих партий в тех регионах, куда они направят ключевые кадровые, финансовые и медиа-ресурсы (показательно, например, выдвижение вице-спикера Госдумы от «Новых людей» Владислава Даванкова в качестве лидера списка этой партии на выборах в заксобрание Новосибирской области). Однако в таких регионах они также столкнуться с более активной конкуренцией на протестном фланге. Менее благоприятный сценарий для СРЗП и НЛ будет связан с падением интереса к ним со стороны колеблющихся избирателей в преддвеверии ЕДГ в случае, если они не смогут представить собственную повестку, связанную не с федеральной проблематикой, а со спецификой соответствующих регионов.
4.В отличие от региональных кампаний 2015 и 2020 годов, предшествовавших парламентским выборам 2016 и 2021 годов, в информационном пространстве практически не обсуждается в качестве хотя бы относительно реальной перспектива вхождения непарламентских игроков в Госдуму следующего созыва. Сохранение ряда трендов, влиявших на избирательные кампании периода СВО в 2022-2024 годах, также способствует преимущественному вниманию избирателя к системным парламентским игрокам, а не к партиям, не представленным в Госдуме.
Такая ситуация может способствовать скорее сокращению представительства непарламентских партий в заксобраниях и муниципальных представительных органах по итогам ЕДГ-2025, мотивируя их в данный момент сосредоточиваться на базовых для них регионах (как правило, в рамках выборов в городские думы). Среди примеров — визит председателя «Яблока» Николая Рыбакова в Томск, где предстоят выборы в гордуму, или активная подготовка «Родины» к участию в выборах в Думу Воронежа (об этом также — в разделе 3 о муниципальных кампаниях).
5.Начальный этап региональных и муниципальных предвыборных кампаний проходит в ситуации сравнительно низкого уровня общественной тревожности. Например, по данным ФОМ, с 22 июня по 20 июля 2025 года 52-53% респондентов характеризовали настроение окружающих как спокойное и лишь 39-40% как тревожное. Предыдущий пик общественной тревожности (на уровне 46% опрошенных, заявивших о подобных настроениях окружающих) наблюдался в конце декабря 2024 года. По данным той же социологической службы, доля респондентов, заявивших о нежелании присоединяться к протестным акциям, за период с 22 июня по 20 июля выросла с 74% до 78%.
Безусловно, значительную роль в подобных общественных настроениях играет сезонный фактор, связанный с общим снижением протестных настроений и тревожности в период отпусков. Как минимум в начале сентября 2025-го (но при определенных обстоятельствах и ранее) тревожность может несколько вырасти. Так, по данным ФОМ, в период с 1 по 15 сентября 2024 года доля респондентов, заявлявших о готовности присоединиться к акциям протеста, увеличивалась с 15 до 18%.
Преимущества в этих условиях получают партии, более плотно погруженные в локальную повестку, а значит, способные оперативнее реагировать на изменения настроений избирателей. Это будет подталкивать оппозиционных игроков чаще выступать с инициативами, затрагивающими сферу ЖКХ и интересы родительского сообщества в регионах, а «Единую Россию» — продолжать реализацию стратегии по укреплению сети первичных отделений и повышению эффективности взаимодействия с муниципальным депутатским корпусом, на чем акцентировал внимание Дмитрий Медведев на съезде партии в декабре 2024 года и с чем была связана значительная часть повестки рабочих поездок секретаря Генсовета Владимира Якушева в регионы в течение 2025 года. С учетом системной и последовательной работы «Единой России» с локальной повесткой в рамках ЕДГ-2025 она получает возможность протестировать возможности своих сетей поддержки и особенности их работы в регионах с особой спецификой (в том числе северных) накануне парламентской кампании 2026 года.
2.Губернаторские кампании: региональная специфика
Губернаторские кампании 2025 года охватывают 20 регионов из 7 федеральных округов (СЗФО, ЦФО, ПФО, ЮФО, УрФО, СФО, ДФО) с разной социально-экономической спецификой (включая, ресурсодобывающие, как Республика Коми, индустриально-аграрные, как Курская, Ростовская и Воронежская области, ярко выраженные промышленные, как Свердловская и Иркутская области).
Конечно, уровень конкуренции в ходе губернаторских кампаний 2022-2024 годов, за редким исключением, заметно снизился по сравнению с аналогичными выборами 2012-2018 годов. Однако губернаторские выборы также являются важным фактором проверки эффективности работы каналов обратной связи и тестирования разных подходов по реагированию на кризисные и ситуации и точки локального протеста, что приобретает дополнительное значение для подготовки к парламентской кампании.
Ниже — несколько ключевых тенденций на начальном этапе губернаторских кампаний 2025 года.
1.Предвыборные кампании большинства врио губернаторов проходят в регионах с заметным протестным потенциалом. В качестве примеров можно выделить кампании в Республике Коми, Свердловской, Новгородской, Оренбургской областях, Еврейской автономной, а также в Курской области, где губернаторские выборы 2024 года также продемонстрировали потенциал протестного голосования.
Трое выходящих на выборы врио губернаторов (Александр Хинштейн в Курской области, Евгений Первышов в Тамбовской и Евгений Солнцев в Оренбургской) являются «варягами» в соответствующих регионах.
Обе тенденции (сохранение тренда на назначение в часть регионов на должности врио губернаторов внешних по отношению к региону кадров и проведение кампаний в субъектах с протестным потенциалом) усиливают роль «Единой России» в качестве ключевой платформы для взаимодействия основных кандидатов с общественностью. Особую роль в рамках решения предвыборных задач играют форумы муниципальных депутатов на уровне предвыборных регионов, а также форумов первичных отделений в городах таких субъектов.
Подобная тактика «Единой России» играет существенную роль и в кампаниях врио губернаторов, имеющих существенный опыт работы с регионами, где они баллотируются. Так, врио главы Республики Коми Ростислав Гольдштейн отметил роль первичных отделений партии в сфере оперативного реагирования на локальные проблемы и подготовки инфраструктурных проектов («координации партии и власти»).
2.Четверо губернаторов, участвующих в кампаниях 2025 года, работают на своих постах более 10 лет (глава Татарстана Рустам Минниханов с 2010 года, губернатор Костромской области Сергей Ситников и глава Ленинградской области Александр Дрозденко с 2012-го, руководитель Краснодарского края Вениамин Кондратьев с 2015-го). Хотя в 3 из 4 указанных случаев протестный потенциал предвыборных регионов ограничен (за исключением Костромской области), кампании связаны с рисками для таких руководителей регионов, но не электоральными, а информационными и имиджевыми.
Методом превентивной нейтрализации таких рисков становится дифференцированный подход к организации независимого общественного контроля за реализацией социально значимых проектов на местах. Например, в Ленинградской области при поддержке губернатора Александра Дрозденко реализуется проект «провереноСВОими», в рамках которого ветераны спецоперации оценивают качество и доступность необходимой инфраструктуры, обеспечивающих доступ к социальным учреждениям для людей с инвалидностью.
3.На системном оппозиционном фланге выдвижение кандидатов для участия в губернаторских кампаниях становится дополнительным фактором привлечения внимания СМИ к ключевым политическим игрокам и мобилизации сторонников в ходе подготовки к парламентской кампании.
В целом ряде случаев такие партии сделали ставку на кандидатов, тесно связанных с соответствующими регионами и уже имевших опыт участия в губернаторских выборах в тех же субъектах. Довольно часто к такой тактике обращалась КПРФ (выдвижение не только Сергея Левченко в Иркутской области, но и, например, Николая Яшкина в Калужской, Александра Ивачева в Свердловской, Евгения Бессонова в Ростовской области, Александра Сафронова в Краснодарском крае). Можно отметить и пример Андрея Кузнецова, представляющего СРЗП на выборах главы Свердловской области.
В других регионах, напротив, была сделана ставка на статусных кандидатов, начинавших в свою карьеру в других регионах, — как в случае с тактикой ЛДПР по выдвижению кандидатов в Камчатском крае (депутат Госдумы Василина Кулиева, основная часть карьеры которой была связана с Забайкальем) и в Республике Коми (депутат Госдумы Сергей Каргинов, для которого базовым регионом ранее была Вологодская область). В подобных случаях (например, в ситуации с Василиной Кулиевой) можно говорить о губернаторских кампаниях как способе дополнительного информационного продвижения федеральных спикеров партии.
4.Для кандидатов непарламентских партий в ходе губернаторских кампаний возможности усиления поддержки и роста узнаваемости на долгосрочную перспективу расширяются в случае выбывания из кампании парламентского игрока, конкурирующего с ними за одну электоральную нишу. Ярким примером является участие в таких выборах кандидатов от «Коммунистов России» в регионах, где по разным причинам не смогли зарегистрироваться в качестве кандидатов представители КПРФ. Это случаи кандидатов от «Коммунистов России» Сергея Малинковича на губернаторских выборах в Ленинградской области и Александра Касьяненко в Республике Коми.
Можно предположить, что результативность участия кандидатов от непарламентских сил в губернаторских кампаниях может стать дополнительным фактором оценки потенциала таких партий в преддверии парламентских выборов представителями региональных внутриполитических блоков (в том числе с точки зрения электорального эффекта участия их представителей в выборах по одномандатным округам на выборах в Госдуму). Отметим также на этом фоне выдвижение непарламентскими игроками кандидатов в губернаторы регионов с протестным потенциалом Российской партией пенсионеров за социальную справедливость (скажем, в Костромской, Новгородской, Калужской, Архангельской областях, Чувашии и Еврейской автономной области), а также, например, «Зеленой альтернативой» (в Архангельской и Новгородской областях).
В августе-начале сентября 2025 года можно ожидать более интенсивных информационных кампаний оппозиционных кандидатов по сравнению с региональными выборами 2022-2024 годов — с учетом активизации подготовки партий к парламентским выборам, что может мотивировать местных и федеральных спикеров таких политических сил на более активную критику если не глав субъектов, то региональных и муниципальных чиновников. Действующих губернаторов и врио жесткая тактика оппозиции будет ориентировать на продолжение интенсивной работы с проблемной информационной повесткой между ЕДГ-2025 и парламентскими выборами-2026 (особенно в регионах, включающих в свой состав крупные города), что потребует эффективной работы не только пресс-служб и внутриполитических блоков, но и региональных общественных институтов, нацеленных на оперативное выявление и купирование точек социальной напряженности.
3.Выборы в законодательные собрания: социально-экономические акценты
Одной из особенностей ЕДГ-2025 является проведение значительной части кампаний по выборам в заксобрания в этот период сразу в нескольких индустриальных (прежде всего в Калужской, Курганской, Новосибирской, Челябинской областях), индустриально-аграрных (Белгородская, Воронежская области) и ресурсодобывающих регионах (Республика Коми, ЯНАО). Эта специфика влияет не только на экономические программы участников кампании, но и на социальные акценты в рамках их предвыборной работы.
1.Уроженцами индустриальных и ресурсодобывающих регионов является заметная часть участников СВО, что способствует усилению тренда на выдвижение ветеранов спецоперации в качестве кандидатов в депутаты, а также более широкую повестку, с которой могут работать эти политики.
Ярким примером стала Челябинская область, где в первую тройку предвыборного списка «Единой России» на выборах в заксобрание при поддержке лидера этого списка, главы региона Алексея Текслера, вошли два участника СВО: депутат Госдумы Олег Голиков, а также Андрей Орехов, до участия в спецоперации получивший определенный политический опыт (он, например, возглавлял Магнитогорское отделение «Молодой гвардии «Единой России»).
Можно отметить, что в ряде случаев участники СВО заняли ключевые места в предвыборных списках и системных оппозиционных партий. Например, первым номером списка ЛДПР на выборах в Госсовет Коми стал муниципальный депутат и участник спецоперации Максим Крайн, участник региональной кадровой программы «Пера. Путь героя», стартовавшей при поддержке врио главы республики Ростислава Гольдштейна.
2.Партии — за некоторым исключением — при формировании общерегиональной части списков чаще делали ставку на региональных деятелей, чем на федеральных политиков. Даже в ЛДПР, где списки партии на выборах в заксобрания традиционно возглавляет лидер организации, было сделано исключение для выборов в Госсовет Коми. В партии «Новые люди» ставка на федерального политика, ранее не связанного с регионом, была сделана только на выборах в заксобрание Новосибирской области — здесь лидером списка стал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков.
Подобная тактика партий может быть связана как с намерением протестировать электоральный потенциал региональных политиков накануне парламентской кампании, так и со снижением узнаваемости федеральных оппозиционных политиков нового поколения по сравнению с партийными лидерами, начинавшими карьеру в конце 1980-х — середине 2000-х годов.
3.Специфика ведения кампаний в индустриальных и ресурсодобывающих регионах ведет к усилению внимания ключевых партийных фигур к взаимодействию с трудовыми коллективами. Так, секретарь Генсовета «Единой России» Владимир Якушев весной — в первой половине лета 2025 года посетил в ходе своих рабочих поездок целый ряд промышленных предприятий, включая «Калужские двигатели» и «Курганприбор» в тех субъектах, где предстоят выборы в заксобрания, а также завод «Купол» в Ижевске (в городе предстоит муниципальная кампания).
В августе-первой половине сентября 2025 года вероятно усиление внимания к работе с промышленными центрами со стороны системных оппозиционных игроков, намеренных привлечь голоса протестной части индустриальных рабочих. Прежде всего подобная тактика может быть характерна для КПРФ, ЛДПР и, возможно, СРЗП.
Так, ранее ЛДПР провела заседание своего Экономического совета на площадке «Ростсельмаша» в Ростовской области, где предстоят выборы губернатора и муниципальных депутатов в административном центре. Но вполне вероятно расширение подобного внимания оппозиционных партий и к регионам, где предстоят выборы в заксобрания.
4. «Новые люди», а также большинство непарламентских игроков сделали ставку на экономию ресурсов на пути к думской кампании. Так, «Новые люди» отказались от выдвижения списков на выборах в Белгородской области и ЯНАО (в ходе парламентских выборов 2021 года в первом из названных регионов результат партии составил 5,51%, а во втором — 1,21%).
Среди непарламентских игроков, например, «Родина» выдвинула списки своих кандидатов на выборах в заксобрание только в Республике Коми, Новосибирской, Воронежской, Костромской областях, «Коммунисты России» в Республике Коми, Костромской, Белгородской, Рязанской областях, «Яблоко» — в заксобрания Курганской и Челябинской областей. Лидером по числу выдвинутых списков на выборах в региональные парламенты среди непарламентских сил стала Российская партия пенсионеров за социальную справедливость (охватив 7 из 11 соответствующих субъектов).
Подобная тактика непарламентских игроков сопряжена с более масштабным трендом на менее активное обсуждение их перспектив по сравнению с периодами накануне выборов в Госдуму в 2016 и 2021 годах (подробнее об этом — также в разделе 4 о муниципальных кампаниях).
Обозначенные тренды кадровой и программной политики могут получить дальнейшее развитие после ЕДГ-2025, в рамках ротаций и корректировки тактики партий на дальнем старте парламентской кампании. Могут расшириться возможности не только участников СВО и связанных с этой тематикой волонтеров, но и выходцев из индустриальных регионов — в рамках отбора потенциальных кандидатов для выдвижения в Госдуму.
4.Муниципальные кампании: формируя повестку-2026
Муниципальные кампании 2025 года охватывают 25 административных центров субъектов (около 28% региональных столиц), что протестировать подходы к работе с городским колеблющихся и протестным электоратом при подготовке к парламентской кампании 2026 года. С учетом этого фактора стоит обратить внимание на следующие тенденции/
1. Предвыборные города с наибольшим протестным потенциалом входят в состав северных и сибирских (Сыктывкар, Новосибирск, Томск, Магадан), поволжских (Ульяновск, Самара, Чебоксары, Астрахань, Ижевск) либо экономически проблемных регионов ЦФО (Кострома, Орел, Смоленск, Владимир, Иваново).
Это может мотивировать все участвующие в этих выборах партии на еще более плотное внимание к вопросам ЖКХ, расселения ветхого и аварийного жилья, модернизации социальной инфраструктуры. Для «Единой России» это будет стимулом для активизации взаимодействия с федеральным стройкомплексом и социальными ведомствами (например, в рамках работы Всероссийского штаба по капремонту и строительству учреждений образования в рамках совместной работы партии с Минпросвещения под председательством Владимира Якушева и Сергея Кравцова), а для оппозиционных игроков — поводом для более активной критики в адрес региональных кураторов этих направлений (в том числе со стороны федеральных спикеров таких партий).
2.Муниципальные кампании-2025 охватывают 7 из 16 российских городов-миллионников (Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Самару, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар), что будет усиливать внимание партий к градостроительным конфликтам. В ряде случаев в условиях совмещения региональных и муниципальных кампаний в выборах на уровне регионов участвуют кандидаты, вовлеченные в организацию локальных протестных кампаний. Например, на Кубани на фоне совмещения губернаторской кампании и выборов в городскую Краснодара кандидатом от КПРФ стал Александр Сафронов, ранее выступивший одним из организаторов кампании против принятия Генплана города.
Такая специфика создает новые вызовы для действующих глав регионов (особенно находящихся в должности более одного срока), в ряде случаев повышая значение проблемных градостроительных тем и в рамках повестки предстоящей парламентской кампании.
Однако «градостроительные» темы создают дополнительные возможности для врио губернаторов регионов в работе не только с крупными, но также с малыми и средними городами. Например, в Республике Коми в условиях совмещения региональных кампаний с выборами в Совет Сыктывкара начало подготовки к празднованию юбилея города в 2030 году становится дополнительным фактором формирования позитивной повестки как для кандидатов в депутаты различных уровней от «Единой России», так и для врио главы республики Ростислава Гольдштейна, акцентировавшего внимание на том, что «создание специального организационного комитета и системная подготовка к юбилею дают уникальную возможность кардинально изменить облик города».
3.В большинстве административных центров, в которых пройдут муниципальные кампании, лидером на протестном фланге является КПРФ, что создает дополнительные возможности для этой партии по привлечению колеблющегося городского протестного электората на раннем старте думской кампании-2026.
При этом в крупных протестных городах, где конкуренция между оппозиционными игроками усиливается, у партий, намеренных, по крайней мере, частично изменить баланс сил на этом фланге в свою пользу, появляются возможности для проверки потенциала своих политических менеджеров и ключевых политических фигур в преддверии парламентской гонки. Среди примеров — Новосибирская область, где совмещены выборы в заксобрание города и Совет депутатов административного центра, а в конце 2024 года произошла смена команды в руководстве отделения ЛДПР (координатором стал Никита Столповский, начинавший политическую карьеру в Алтайском крае, а ключевым публичным лицом партии — бывшая заммэра Новосибирска Анна Терешкова). Можно предположить, что итоги муниципальных кампаний в административных центрах могут стать фактором как карьерного роста для функционеров, например, ЛДПР и «Новых людей» в случае относительного успеха этих партий, так и новых кадровых перестановок в соответствующих региональных отделениях осенью 2025 года в случае неудачных для парламентских игроков итогов кампаний.
4.Для непарламентских игроков итоги муниципальных кампаний 2025 года могут стать одной из последних возможностей укрепить переговорные позиции в диалоге со спонсорами, администрациями различных уровней и более крупными партиями (демонстрируя возможности своих сетей поддержки в случае успеха) в рамках подготовки к парламентской кампании 2026 года.
В этих условиях ожидаемо то, что непарламентские партии (в том числе их федеральное руководство) делают ставку на работу с базовыми для них территориями. Так, председатель «Яблока» Николай Рыбаков посетил партийную конференцию в Томской области, где прошло выдвижение кандидатов, в том числе, в думу Томска (в 2020 году список «Яблока» получил 9,34% голосов по итогам аналогичной кампании, также 2 кандидата от партии победили в одномандатных округах). В 2025 году «Яблоко» выдвинуло в этот городской парламент 16 человек по спискам и 5 по одномандатным округам, а также 5 кандидатов в думу Северска в том же регионе.
В свою очередь, «Родина» выдвигает 71 кандидата в Думу Воронежа. В 2020 году эта партия стала единственным непарламентским игроком, прошедшим по спискам в парламент этого административного центра, получив 5,4% голосов.
В случае выступления непарламентских партий успешнее ожидаемого это приведет к ослаблению позиций думских партий, конкурирующих за одну или смежные электоральные ниши (например, как в случае с «Яблоком» и «Новыми людьми» или «Коммунистами России» и КПРФ). В итоге результативность участия непарламентских партий в муниципальных кампаниях также может влиять на кадровые перестановки в региональных отделениях оппозиционных парламентских сил в преддверии думских выборов.
Во второй половине 2025 — 2026 годах по мере усиления экономических вызовов вероятно смещение проблемной повестки с инфраструктурных вопросов на темы, связанные с ценовым регулированием (в том числе в сфере коммунальных тарифов), и программы поддержки социально уязвимых групп населения. Тем не менее в условиях такой смены повестки наличие в регионах (прежде всего в их административных центрах — как зонах протестного голосования) активистских сетей и локальных лидеров общественного мнения из среды муниципальных депутатов также останется важным конкурентным преимуществом партий в рамках подготовки к парламентской кампании. Уже в краткосрочной перспективе это может стать фактором особого внимания как «Единой России», так и оппозиционных игроков к ходу муниципальных кампаний-2025, а также поиску наиболее успешных кандидатов-участников этих выборов, некоторые из которых могут быть выдвинуты в Госдуму от соответствующих партий в 2026 году.
- Кампании-2025: уровни протестного потенциала
1.Регионы с протестным потенциалом выше среднего — субъекты, в которых уровень протестного голосования в ходе предыдущих кампаний (прежде всего на думских выборах-2021) был выше показателей федерального уровня, наблюдается особая активность оппозиционных игроков или факторы, которые потенциально могут вести к росту протестного голосования.
2.Регионы с ограниченным протестным потенциалом — территории, в которых ранее могли фиксироваться достаточно высокие результаты оппозиционных сил, но в ходе кампаний-2025 такие партии могут получить заметный результат лишь по отдельным районам или одномандатным округам.
3.Патерналистские и электорально управляемые регионы, как правило, характеризуются максимально ограниченным уровнем поддержки оппозиционных партий и кандидатов, а также доминированием «Единой России» и кандидатов лояльного пула в ходе предыдущих кампаний.
Таблица 1. Губернаторские кампании
Регион | Протестный потенциал | Факторы лояльного голосования |
Регионы с протестным потенциалом выше среднего | ||
Республика Коми | В предыдущие годы регион характеризовался ярко выраженным протестным потенциалом. Например, на думских выборах 2021 года результат «Единой России» по региону (29,44%) был заметно ниже среднего по стране. Во многом такая ситуация была связана с протестными настроениями в отношении тогдашнего главы республики Владимира Уйбы.
Ключевым игроком протестного фланга оставалась КПРФ (26,88% голосов по итогам парламентской кампании).
|
Назначение на пост врио главы региона Ростислава Гольдштейна, по многим оценкам, могло стать фактором снижения протестных настроений в регионе. Можно отметить его особое внимание к вопросам модернизации транспортной инфраструктуры, объектов здравоохранения и образования, в том числе на уровне малых населенных пунктов. Можно ожидать уверенного лидерства Р.Гольдштейна по итогам кампании.
Учитывая, что кандидат от КПРФ Олег Михайлов не смог пройти муниципальный фильтр, заметные шансы выйти на второе место получает кандидат от ЛДПР, депутат Госдумы Сергей Каргинов (ЛДПР в ходе думских выборов 2021 года занимала третье место по региону с результатом 11,96% голосов). Но также базовым регионом для С.Каргинова является не республика Коми, а Вологодская область (здесь он ранее избирался в заксобрание и участвовал в выборах губернатора). Поэтому возможно объединение заметной части протестного электората также вокруг депутата Госсовета региона, кандидата от СРЗП Татьяны Саладиной и представителя «Коммунистов России» Александра Касьяненко, что усиливает конкуренцию в борьбе за второе место.
|
Камчатский край | В регионе фиксировался заметный уровень протестного голосования на парламентских выборах 2021 года — результат «Единой России» здесь (34,17%) был ниже среднего по стране, ключевым игроком оппозиционного фланга стала КПРФ (23,87% против 11,66% у ближайших соперников из ЛДПР).
Среди значимых тем проблемной повестки региона — вопросы расселения аварийного жилья и состояние сетей ЖКХ. Дополнительные вызовы для руководства региона создает необходимость реагирования на последствия природных ЧС, как в случае с землетрясениями в 2025 и 2024 годах.
|
В 2020 году ныне баллотирующийся на второй срок Владимир Солодов одержал победу на губернаторских выборах с результатом 80,51% голосов. В 2025 году скептическое отношение избирателей к руководству региона может быть более выраженным, а кампания системных оппозиционных кандидатов достаточно активной, но для лидерства В.Солодова в ходе выборов это не создает особых препятствий.
Ключевым претендентом на второе место является депутат заксобрания региона от КПРФ Роман Литвинов, однако выдвижение от ЛДПР депутата Госдумы Василины Кулиевой может привести к более активной конкуренции за протестные голоса в ходе кампании (впрочем, стоит учесть, что карьера В.Кулиевой ранее была связана не с Камчаткой, а в Забайкальем, что может быть скептически воспринято частью протестных избирателей).
|
Архангельская область | Регион с высоким протестным потенциалом. Например, по итогам парламентской кампании 2021 года «Единая Россия» получила по региону 32,21% голосов. Отметим и достаточно заметный уровень протестного голосования на губернаторских выборах в регионе в 2020 году, хотя среди участников гонки не было представителя КПРФ. Напомним, что тогда выступавший в статусе врио губернатора Александр Цыбульский получил 69,63% голосов.
|
Стоит отметить существенный рост результатов «Единой России» на выборах в областное собрание депутатов в 2023 году — до 50,18% голосов, что говорит и о заметных возможностях мобилизации лояльных избирателей. Представляется наиболее вероятной победа действующего губернатора А.Цыбульского в первом туре.
На протестном фланге традиционна активная конкуренция. Так, если на думских выборах в 2021 году на второе место по региону вышла КПРФ (18,7%), то на выборах в областное собрание в 2023 году — ЛДПР (14,88%), при довольно незначительном отставании КПРФ (10,92%) и СРЗП (8,99%). В 2025 году можно ожидать достаточно активной конкуренции за второе место между кандидатами от этих партий: депутатом Архангельской городской Думы Марией Харченко (ЛДПР), депутатами Госдумы Романом Лабиховым (КПРФ) и депутатом областного собрания Олегом Черненко (СРЗП).
|
Иркутская область | Регион, как правило, характеризовался высоким уровнем протестного голосования. Например, по итогам губернаторских выборов 2020 года высокий результат здесь получил занявший второе место кандидат от КПРФ Михаил Щапов (25,5%), а в ходе парламентских выборов 2021 года Компартия получила 27,81% голосов, впрочем, выступив более скромно по итогам кампании в заксобрание в 2023 году (15,47%).
|
Действующий губернатор Игорь Кобзев уже получил опыт участия в конкурентной кампании в 2020 году, победив тогда с результатом 60,79% голосов. При этом показатели «Единой России» на выборах по региону в предыдущие годы заметно улучшились. Так, на выборах в заксобрание 2023 году эта партия получила 54,6% голосов против 35,53% на думских выборах 2021 года. При существенном потенциале лояльного голосования наиболее вероятной остается победа И.Кобзева уже в первом туре.
Основным претендентом на второе место (со значительным результатом) при условии регистрации в качестве кандидата остается экс-глава региона и депутат Госдумы, кандидат от КПРФ Сергей Левченко.
|
Калужская область | Калужская область отличается достаточно заметным протестным потенциалом, ключевым игроком оппозиционного фланга традиционно оставалась КПРФ (подробнее — в части 2 настоящего раздела).
Регион сталкивается с вызовами, которые обычно характерны для крупных промышленных центров в условиях внешнего санкционного давления, а также высокой ключевой ставки. Также в рамках проблемной повестки стоит отметить вопросы городского благоустройства, регулирования миграции, функционирования городского транспорта, а также полигонов твердых коммунальных отходов.
|
Несмотря на экономические вызовы, в регионе были приняты достаточно активные антикризисные меры, в том числе по поддержке автомобильного кластера. В 2020 году губернатор Владислав Шапша победил на выборах с результатом 71,19% голосов, в 2025 году, предварительно, также можно ожидать уверенного лидерства действующего главы региона.
На второе место с заметной вероятностью, как и в 2020 году, может выйти кандидат от КПРФ Николай Яшкин (5 лет назад он получил в ходе аналогичной кампании 9,93% голосов).
|
Костромская область | Регион отличается заметным протестным потенциалом. Так, на выборах в заксобрание в 2020 году результат «Единой России» здесь составлял 31,9%, в ходе думской кампании — 30,26%.
Дополнительным фактором протестной мобилизации может становиться длительное пребывание в должности действующего губернатора Сергея Ситникова (с 2012 года).
|
У С.Ситникова уже был опыт успешного участия в губернаторских выборах на фоне активного протестного голосования в рамках других избирательных кампаний в регионе. Так, в ходе выборов главы региона в 2020 году он лидировал с результатом 64,65% голосов. Наиболее вероятным сценарием остается победа действующего главы региона и в ходе выборов 2025 года.
На второе место может выйти кандидат от КПРФ Сергей Шпотин, учитывая роль этой партии как ключевого протестного игрока региона. И в 2020 году в ходе губернаторских выборов по региону на второе место с результатом 16,3% голосов выходил кандидат от КПРФ, ветеран областной политики Валерий Ижицкий (о ситуации на протестом фланге — см. также в части 2 настоящего раздела).
|
Курская область | В ходе предыдущих избирательных кампаний для Курской области был характерен более заметный протестный потенциал, чем у ряда других территорий Центрального Черноземья. Так, в ходе парламентских выборов 2021 года результат «Единой России» по региону был ниже среднего по стране (43,48%), достаточно высоким был уровень поддержки КПРФ (19,9%). В ходе губернаторской кампании 2024 года результат тогдашнего врио губернатора Алексея Смирнова был менее высоким, что у большинства участников других губернаторских кампаний в рамках того же Единого дня голосования (65,28% голосов). Антикоррупционные расследования в отношении целого ряда областных чиновников могут приводить к сохранению скепсиса избирателей в отношении системы региональной власти, проблемы же восстановления инфраструктуры освобожденных от ВСУ пограничных районов, а также оперативного оказания помощи гражданам и территориям, подвергающимся атакам БПЛА, остаются важным вызовом для администрации этого субъекта.
|
Если не будет наблюдаться существенных недоработок региональных или муниципальных властей в ходе избирательной кампании, у врио губернатора Александра Хинштейна («Единая Россия») есть высокие шансы получить более значительный результат, чем у А. Смирнова в 2024-м. Значение имеет как эффект политической перезагрузки, так и возможные надежды части местной общественности на избрание главой региона политика с существенными связями на федеральном уровне.
Учитывая, что список оппозиционных кандидатов в ходе кампании остается тем же, что в 2024 году, на протестном фланге возможно распределение их поддержки, близкое к сценарию предыдущей избирательной гонки. Тогда на второе место вышел кандидат от КПРФ Алексей Бобовников (13,53% голосов), хотя представитель ЛДПР Алексей Томанов лишь незначительно отстал от него по уровню поддержки (11,81%).
|
Оренбургская область | В ходе парламентской кампании 2021 года КПРФ по региону получила результат заметно выше среднего по России, выйдя на уровень поддержки 26,16% голосов. В 2025 году, в отличие от губернаторской кампании по региону в 2024-м, в числе участников гонки есть кандидат от КПРФ (глава фракции этой партии в Оренбургском городском совете Денис Батурин). Отметим также, что врио губернатора Евгений Солнцев является в регионе «варягом», что может скептически восприниматься частью избирателей. Безусловно, в ходе губернаторских кампаний мобилизация протестного электората затруднена. Тем не менее, вероятность заметной активности оппозиционных избирателей в ходе данной кампании сохраняется.
|
В ходе кампании 2024 года бывший губернатор Денис Паслер получил результат в 78,14% голосов, хотя баллотировался на второй срок на фоне достаточно активной критики со стороны оппонентов в предыдущие годы и после весенних паводков, сопровождавшихся рядом скандалов с федеральным резонансом. Смена губернатора становится фактором перезагрузки политической повестки области. В нынешних условиях можно ожидать уверенного лидерства врио губернатора Евгения Солнцева («Единая Россия») по итогам кампании, хотя с учетом более широкого круга кандидатов, чем в 2024-м году, возможно, его результат будет несколько ниже, чем тогда получил Д.Паслер.
В борьбе за второе место пока остается более высокой вероятность выхода на эту позицию кандидата от КПРФ Д.Батурина, хотя проблемным фактором для него может быть размывание лево-консервативного электората из-за участия в гонке представителя «Коммунистов России» Рамиля Гафарова, уже выдвигавшегося на губернаторский пост в 2024 году (тогда он занял второе место с 7,28%, но это произошло в условия отсутствия кандидата от КПРФ среди участников кампании). На близкую электоральную нишу будет претендовать и кандидат от СРЗП Оксана Набатчикова (в 2024 году она также участвовала в губернаторской кампании, выйдя на четвертое место с результатом 6,15% голосов).
|
Свердловская область | Свердловская область традиционно отличается высоким протестным потенциалом. Так, в ходе думских выборов 2021 года «Единая Россия» здесь получила 34,71% голосов, ключевым игроком протестного фланга выступила КПРФ (21,31% против 12,85% у ближайших конкурентов из СРЗП).
В рамках проблемной повестки региона можно отметить локальные конфликты в сфере застройки и функционирования полигонов твердых коммунальных отходов, вызовами для областных властей могут становиться и природные ЧС.
|
Отставка предыдущего губернатора Евгения Куйвашева, занимавшего этот пост чуть менее 13 лет (с мая 2012 года), создает для врио губернатора Дениса Паслера возможности задать собственную позитивную повестку, в том числе на фоне перезагрузки региональной системы власти. Выигрышной стороной кампании Д.Паслера является и то, что он не является «варягом» в регионе, начав карьеру именно здесь. Е.Куйвашев был переизбран на очередной срок с результатом 65,78% голосов. По предварительной оценке, результат Д.Паслера на выборах также может быть близок к этому показателю.
Довольно заметными остаются шансы на выход на второе место кандидата от КПРФ Александра Ивачева (в ходе губернаторских выборов 2022 года он также стал лидером на протестном фланге, получив 12,9% голосов). При этом можно ожидать повторения сценария, близкого к прошлой губернаторской кампании, когда основная конкуренция за второе место развернулась между А.Ивачевым и кандидатом от СРЗП Андреем Кузнецовым, вновь баллотирующимся на этот пост в 2025 году (в 2022 году занял третье место с результатом 9,15% голосов).
|
Регионы с ограниченным протестным потенциалом | ||
Чувашская республика | Регион обладает заметным протестным потенциалом. Так, в ходе думской кампании 2021 года результат «Единой России» здесь (37,18%) был ниже среднего по стране, ключевыми игроками протестного фланга оставались КПРФ (22,51%) и СРЗП (14,91%).СРЗП представляет действующий глава региона Олег Николаев.
Проблемная повестка региона связана, в т.ч, с износом коммунальной инфраструктуры, также имеют место инциденты в природоохранной сфере (можно отметить, например, массовую гибель рыбы в реке Алатырь в мае 2025 года). |
Главу республики О. Николаева (СРЗП) поддержали при его выдвижении на второй срок «Единая Россия» и КПРФ. В ходе выборов 2020 года О.Николаев победил с результатом 75,61% голосов, в 2025 году также можно ожидать лидерства этого кандидата без существенных электоральных проблем.
Среди партий парламентской оппозиции своих кандидатов в ходе текущей кампании выдвинули ЛДПР и «Новые люди», в ходе думских выборов 2021 года получивших близкие результаты по региону (6,79% и 5,71% голосов соответственно). На выборах главы региона в 2025 году можно ожидать конкуренции за второе место между кандидатами этих партий — депутатом Госсовета республики Константином Степановым и гендиректором «Мариинско-Посадского Маслозавода» Максимом Морозовым.
|
Краснодарский край | Регион традиционно характеризовался ограниченным уровнем протестного голосования. Так, на думских выборах 2021 года результат «Единой России» здесь (60,98%) был заметно выше среднего по стране. Ключевым игроком протестного фланга оставалась КПРФ (15,52% голосов).
В то же время важными составляющими проблемной повестки региона остаются последствия разлива мазута в Керченском проливе в декабре 2024 года, а также локальные градостроительные и экологические конфликты. Длительное пребывание в должности действующего губернатора Вениамина Кондратьева (был назначен на пост врио главы региона в апреле 2015 года) также наверняка будет обыгрываться его критиками и на решающем этапе кампании.
|
Даже при условии вызовов в рамках информационной и локальной повестки вряд ли кампания будет связана для В.Кондратьева с серьезными электоральными рисками. В ходе губернаторских выборов 2020 года он получил 82,97% голосов. Вероятно сохранение им высокого уровня поддержки и в 2025 году. При этом не исключено, что его результат будет несколько ниже, чем 5 лет назад.
Второе место, скорее всего, сохранит один из активных критиков региональных властей, кандидат от КПРФ Александр Сафронов (в 2020 году он также участвовал в аналогичных выборах с результатом 8,21% голосов). |
Пермский край | Пермский край обладает заметным протестным потенциалом. Так, на выборах в Госдуму в 2021 году «Единая Россия» получила здесь 33,56% голосов, ключевым игроком протестного фланга стала КПРФ (22,75% голосов против 10,79% у ближайших соперников из СРЗП). Однако в рамках губернаторской кампании стоит ожидать гораздо менее активной мобилизации протестного электората.
В рамках проблемной повестки региона можно отметить проблемы в работе системы здравоохранения (на них, в частности, акцентировала внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко), а также коммунальной и энергетической инфраструктуры в ряде городов края. |
В 2020 году Дмитрий Махонин (на тот момент в статусе врио губернатора) вышел на первое место с результатом 75,69% голосов. В 2025 году можно ожидать сопоставимых показателей для него при переизбрании на второй срок. В рамках позитивной повестки действующего руководства региона можно отметить акцент на модернизацию транспортной и социальной инфраструктуры.
Второе место, как и в 2020 году, может занять кандидат от КПРФ Ксения Айтакова (5 лет назад она получила 13,63% голосов). Однако при условии, что до финала кампании дойдет большинство подавших документы кандидатов, можно ожидать более активной конкуренции именно в лево-консервативном сегменте протестного фланга.
|
Брянская область | Несмотря на традиционно высокий уровень лояльного голосования в Брянской области, факторы мобилизации протестного электората в регионе также присутствуют. Действующий глава области Александр Богомаз занимает свой пост почти 11 лет (если считать с момента его назначения на должность врио губернатора в сентябре 2014 года), что может быть фактором запроса на перемены со стороны части избирателей.
Среди проблемных фактором также можно отметить расследования в отношении некоторых областных чиновников и управленцев (в частности, в июле 2025 года были арестованы замгубернатора Николай Симоненко и директор областного управления капстроительства Евгений Жура).
|
Результаты «Единой России» на выборах в Брянской области, как правило, являются достаточно высокими. Например, в ходе парламентской кампании 2021 года результат партии по региону существенно превысил федеральный, выйдя на уровень 64,32% голосов. В ходе губернаторских выборов 2020 был продемонстрирован достаточно высокий уровень электоральной управляемости, А.Богомаз по итогам этой кампании получил результат 71,7% голосов. Победа действующего губернатора с высоким результатом ожидаема и в 2025 году.
Как в 2020 году, в кампании участвуют представители только 2 из 4 парламентских оппозиционных партий, включая кандидата от КПРФ Андрея Архицкого, который баллотировался на тот же пост 5 лет назад и занял второе место. Позицию основного игрока протестного фланга региона КПРФ сохранила и в ходе думской кампании 2021 года (13,7%). Наиболее ожидаем выход А.Архицкого на второе место и в 2025 году.
|
Ленинградская область | Хотя на федеральных выборах уровень протестного голосования в регионе остается довольно заметным, для губернаторских кампаний в регионе характерен лишь ограниченный уровень поддержки оппозиционных сил.
Определенные вызовы для руководства региона в предвыборный период могут создавать проблемы локального уровня (скажем, в экологической и инфраструктурной сфере), но плотная работа действующего губернатора Александра Дрозденко с местной повесткой, скорее всего, позволит оперативно нейтрализовать большинство связанных с ними информационных вызовов.
|
Губернаторские кампании в регионе традиционно связаны с высокими результатами основного кандидата. Например, в 2020 году глава региона А.Дрозденко получил 83,61% голосов. С учетом плотного внимания действующего губернатора к реализации социальных и инфраструктурных проектов на территории области, можно ожидать его уверенной победы и на выборах-2025.
Ключевым игроком протестного фланга в регионе по итогам думских выборов 2021 года была КПРФ (18,41% голосов против 9,76% у СРЗП и 8,34% у ЛДПР), однако кандидат от партии Лариса Мухина не смогла собрать необходимое число подписей для преодоления муниципального фильтра. Вероятно, будет наблюдаться конкуренция за второе место между кандидатом от ЛДПР, депутатом заксобрания Андреем Лебедевым (на губернаторских выборах-2020 уже выходил на второе место), представителем СРЗП Игорем Новиковым и лидером «Коммунистов России» Сергеем Малинковичем (как показали, например, итоги выборов губернатора Санкт-Петербурга в 2024 году, представители этой партии могут привлекать заметную долю голосов лево-консервативных избирателей при отсутствии среди участников кампании кандидата от КПРФ).
|
Новгородская область | Как у многих регионов СЗФО, протестный потенциал Новгородской области сохраняется. Скажем, в ходе думских выборов 2021 года «Единая Россия» здесь получила 32,51% голосов. Впрочем, стоит отметить снижение масштабов протестного голосования в ходе муниципальных кампаний в области. Так, на выборах в думу Великого Новгорода в 2023 году показатели «Единой России» выросли по сравнению с аналогичной кампанией 2018 года с 24,39% до 41,29%.
Ключевым игроком протестного фланга остается КПРФ (21,33% голосов на думских выборах 2021 года), при этом характерной особенностью региона, как и ряда других территорий СЗФО, является более выраженная поддержка СРЗП (14,37% в ходе последней парламентской кампании) и «Яблока» (в 2023 году прошло в думу Великого Новгорода с результатом 7,37% голосов).
|
В ходе губернаторской кампании 2022 года тогдашний глава региона Андрей Никитин был переизбран на второй срок с результатом 77,03% голосов. Вероятен достаточно высокий результат на выборах и для врио главы региона Александра Дронова, баллотирующегося в 2025 году. Проблемный фактор для Дронова – арест во время кампании ряда заметных деятелей региональной администрации, в том числе близкого к нему вице-губернатора Шульцева.
Вероятно сохранение второго места за кандидатом от КПРФ Ольгой Ефимовой (в ходе аналогичной кампании 2022 года получила 10,99% голосов).
|
Ростовская область | Регион традиционно оставался электоральной управляемым, но с достаточно высоким уровнем лояльного голосования. Так, в ходе думских выборов 2021 года результат «Единой России» здесь составил 51,59% голосов, основным игроком протестного фланга оставалась КПРФ (20,19% против 6,97% у ближайших конкурентов из ЛДПР).
Среди элементов проблемной повестки региона — состояние коммунальной инфраструктуры, вызовы, которые встают перед промышленными предприятиями и АПК региона в новых экономических условиях, а также необходимость реагирования на последствия масштабных атак украинских БПЛА по объектам в городах области.
|
Назначение на пост врио губернатора Юрия Слюсаря (экс-глава региона Василий Голубев занимал этот пост более 14 лет) позволяет обратиться к повестке кадровой перезагрузки в области. В.Голубев на выборах 2020 года победил с результатом 65,53% голосов. Возможно, уровень поддержки Ю.Слюсаря будет несколько выше.
Как и в 2020 году, вероятен выход на второе место кандидата от КПРФ Евгения Бессонова (5 лет назад получил результат 17,63%).
|
Тамбовская область | Область, в целом, характеризовалась ограниченным уровнем протестного голосования на выборах федерального и регионального уровня. Так, на думских выборах 2021 года результат «Единой России» здесь был выше федеральных показателей (56,92%), ключевым игроком оппозиционного фланга стала КПРФ (15% голосов).
Среди составляющих проблемной повестки области — состояние инфраструктуры ЖКХ и ряд экологических вызовов.
|
Назначение на пост врио губернатора Евгения Первышова позволяет обратиться к повестке обновления системы областной власти, что приобретает дополнительное значение на фоне ареста экс-главы области Максима Егорова. Е.Первышов является для региона «варягом» (ранее его карьера была связана с Краснодарским краем). Но, с учетом специфики политической обстановки в области и укрепления позиций «Единой России» в этом субъекте РФ (отметим вступление в партию главы администрации Тамбова Максима Косенкова, ранее сотрудничавшего с «Родиной») существенных электоральных проблем для нового руководства региона в ходе ближайшей кампании, предварительно, не ожидается.
Предварительно, наиболее вероятен выход на второе место кандидата от КПРФ Андрея Жидкова (в 2022 году участвовал в аналогичных выборах, заняв второе место с результатом 6,77% голосов).
|
Севастополь | Фактором, снижающим интенсивность публичных конфликтов в городе, остается высокий уровень вызовов в сфере безопасности региона в условиях СВО.
Тем не менее локальная протестная повестка в городе присутствует. Среди поводов для жалоб жителей — вопросы функционирования общественного транспорта в ряде районов и проблемы ЖКХ.
|
В ходе выборов в заксобрание Севастополя в 2024 году «Единая Россия» существенно улучшила позиции по сравнению с аналогичной кампанией 2019 года (71,62% против 38,50% соответственно). В ходе выборов губернатора в 2020 году регион также демонстрировал высокую электоральную управляемость, баллотировавшийся на первый срок Михаил Развожаев тогда получил результат 85,72% голосов. Можно ожидать уверенного лидерства действующего главы региона и на выборах 2025 года.
При этом в губернаторской кампании-2025 участвуют представители всех парламентских оппозиционных партий. В ходе кампании в заксобрание в 2024 году результаты «Новых людей», ЛДПР и КПРФ были сопоставимы (6,98%, 6,87% и 5,79% голосов соответственно), что может говорить и о достаточно активной конкуренции за второе место на выборах губернатора.
|
Еврейская автономная область | Несмотря на целый ряд социально-экономических вызовов для руководства региона, уровень протестного голосования в ЕАО на федеральных выборах оставался ограниченным. Так, в ходе парламентской кампании 2021 года результат «Единой России» здесь был выше среднего по стране (56,39% голосов), основным игроком протестного фланга выступила КПРФ (18,74% против 8,29% у ближайших конкурентов из ЛДПР).
|
Ростислав Гольдштейн в 2020 году победил на выборах губернатора ЕАО с результатом 82,5% голосов. Возможно, результат врио губернатора Марии Костюк будет несколько ниже – в условиях допуска более широкого круга кандидатов для участия в выборах. При этом сильной стороной М.Костюк остается ее укорененность в регионе (основная часть ее карьеры была связана с ЕАО), а также активная работа с социальной повесткой.
Вероятен выход на второе место кандидата от КПРФ Александра Щербины (в ходе кампании 2020 года кандидат от этой партии не был зарегистрирован).
|
Электорально управляемые и патерналистские регионы | ||
Республика Татарстан | Татарстан остается примером ярко выраженного патерналистского региона с доминированием «Единой России» и ее кандидатов в ходе выборов различных уровней.
Вызовы для баллотирующегося на новый срок главы республики Рустама Минниханова, скорее всего, могут носить не электоральный, а информационный характер, например, в случае элитных конфликтов, сбоев в работе коммунальных сетей или социальных учреждений.
|
В рамках кампании в Госсовет региона в 2024 года «Единая Россия» получила 76,75%, а ранее на выборах главы республики в 2020 году результат Рустама Минниханова составил 83,2% голосов. Кампания по выборам главы региона в 2025 году также должна завершиться заметной победой действующего главы.
Ключевым игроком протестного фланга региона традиционно оставалась КПРФ, например, занявшая второе место на выборах в Госсовет республики в 2024 году (10,54%). Наиболее вероятен выход на второе место в ходе выборов главы региона кандидата от этой партии Хафиза Миргалимова.
|
2.Кампании по выборам в региональные законодательные собрания
Регион | Протестный потенциал | Факторы лояльного голосования |
Регионы с протестным потенциалом выше среднего | ||
Республика Коми | Одновременное проведение кампаний по выборам главы региона, Госсовета и муниципальных представительных органов (в том числе в Сыктывкаре) создают дополнительные вызовы для команды «Единой России» в республике. Однако оперативное реагирование руководства региона на локальные проблемы может приводить к частичной нейтрализации протестного потенциала региона.
(об игроках протестного фланга региона см. также раздел о ситуации на выборах главы республики в части 1 настоящего раздела).
|
Предвыборная кампания врио главы республики Р.Гольдштейна становится фактором мобилизации лояльного и привлечения голосов колеблющегося электората «Единой Россией». Можно ожидать выхода партии на первое место и усиления ее позиций по сравнению с думской кампанией по региону в 2021 году.
На второе место с высокой вероятностью выйдет КПРФ — с учетом ее роли ключевого игрока. Тем не менее то, что кандидат от этой партии не участвует в губернаторской кампании, может стать и фактором перехода части колеблющего протестного электората к другим игрокам оппозиционного фланга.
|
Калужская область | В Калужской области традиционно сохранялся заметный протестный потенциал, что характерно для регионов ЦФО, окружающих Московский регион. Так, в ходе думских выборов 2021 года результат «Единой России» здесь (36,33%) был ниже среднего по стране, ключевым оппозиционным игроком являлась КПРФ (22,02%) при заметной дробности протестного фланга. Сопоставимых друг с другом результатов в ходе данной кампании достигли СРЗП (10,81%), ЛДПР (9,44%) и «Новые люди» (8,05%).
|
Достаточно вероятным остается укрепление позиций «Единой России» на выборах в заксобрание региона по сравнению с показателями 2020 года (тогда партия получила по итогам данной кампании 42,43% голосов). Можно отметить внимание партии к вопросам развития социальной инфраструктуры региона, а также работу с трудовыми коллективами (отметим, в частности, встречу Владимира Якушева с сотрудниками предприятия «Калужский двигатель» в ходе рабочей поездки в область).
Можно ожидать также сохранения лидерства на протестном фланге и выхода на второе место списка КПРФ.
|
Костромская область | Ключевым игроком протестного фланга традиционно является КПРФ, на выборах в облдуму в 2020 году получившая 17,23%, а на думских выборов 2021 года — 28,47% голосов. При этом в 2020 году в региональный парламент по пропорциональной системе прошли не только ЛДПР (12,1% голосов) и «Справедливая Россия» (9,16%), но также на тот момент не представленные в Госдуме «Новые люди» (7,46%) и непарламентская Партия пенсионеров (8,34%). (о некоторых других фактах электоральной истории региона — также в части 1 этого раздела).
Среди составляющих проблемной повестки региона — состояние дорожной и транспортной инфраструктуры, коммунальных сетей (включая качество питьевой воды), проблемы в работе системы здравоохранения.
|
В рамках выборов в Костромскую облдуму-2025 ожидается лидерство «Единой России». Важными факторами для предвыборной кампании партии остаются реагирование на вопросы локальной повестки, внимание к ситуации в регионе со стороны центрального руководства «Единой России» (отметим визит в регион секретаря Генсовета Владимира Якушева) и возвращение в актуальную повестку обсуждения ряда крупных проектов (прежде всего строительства второго моста через Волгу).
Второе место, скорее всего, вновь займет КПРФ — с учетом того, что ключевым кандидатом оппозиционного фланга в ходе совмещенной с выборами в облдуму губернаторской кампании с высокой вероятностью может стать кандидат от этой партии С.Шпотин. |
Курганская область | Парламентская кампания 2021 года по Курганской области характеризовалась достаточно высоким уровнем поддержки оппозиционных сил. Так, КПРФ здесь получила 23,45%, ЛДПР 11,78, СРЗП — 10,51% голосов. Выборы в думу Кургана в 2021 году характеризовались более высоким уровнем мобилизации лояльного электората и его консолидации вокруг партии парламентского большинства. Тем не менее уровень протестного голосования остался заметным. «Единая Россия» получила по итогам этой кампании 46,38% голосов. Кроме того, в городской парламент по пропорциональной системе прошли ЛДПР с 11,92% голосов, КПРФ с 10,39%, «Новые люди» с 9,77%, СРЗП с 7,53%, а также Партия пенсионеров с 9,04%. Дополнительным фактором мобилизации протестного электората в будущем могут стать стихийные бедствия, в частности, природные пожары — в случае, если реагирование на них будет недостаточно оперативным.
|
Ранее электоральные тренды в регионе свидетельствовали скорее о росте поддержки «Единой России». Так, на выборах в думу Кургана ее результат в 2024 году по сравнению с кампанией 2019 года вырос с 33,05% до 46,38% голосов. Предварительно можно прогнозировать уверенное лидерство «Единой России» и на выборах в областную Думу.
При этом борьба за второе место может развернутся между ЛДПР и КПРФ, при бОльших шансах на удержание лидерства на протестном флаге для последней. |
Новосибирская область | Новосибирская область традиционно отличается достаточно высоким протестным потенциалом. Скажем, на думских выборах 2021 года результат «Единой России» здесь был ниже среднего по стране (35,25%), ключевым игроком оппозиционного фланга выступила КПРФ (25,86% голосов).
Среди элементов проблемной повестки региона — состояние энергетической инфраструктуры в ряде районов, расследования в отношении высокопоставленных чиновников (отметим, например, задержание в мае 2025 года министра промышленности, торговли и развития предпринимательства области Андрея Гончарова).
|
Плотное внимание «Единой России» к вопросам расширения социальной инфраструктуры региона и благоустройства населенных пунктах позволяет преодолеть влияние проблемной и протестной повестки. Обратим внимание и на существенный рост числа проголосовавших на праймериз «Единой России» по региону (с 3,5% от числа избирателей области в 2020 году до 11,7% в 2025-м), что может свидетельствовать о заметном расширении мобилизационных возможностей партии. Можно ожидать укрепления позиций партии в регионе по итогам выборов.
Основным претендентом на второе место в ходе кампании по выборам в заксобрание, безусловно, остается КПРФ.
|
Челябинская область | Челябинская область традиционно обладала заметным протестным потенциалом — при этом его характерной особенностью является высокий уровень конкуренции на оппозиционном фланге. Так, в ходе парламентской кампании 2021 года сопоставимые результаты здесь получили КПРФ (19,69% голосов) и СРЗП (17,25%). | Политика губернатора Алексея Текслера, возглавившего список «Единой России» на выборах в заксобрание, по развитию социальной и транспортной инфраструктуры региона уже становилась фактором мобилизации лояльных и привлечения колеблющихся избирателей в пользу партии. Так, в 2024 году «Единая Россия» получила более 54% голосов на выборах в Думу Челябинска против 34,3% в ходе думских выборов 2021 года.
На второе место, вероятно, может выйти СРЗП, но стоит учитывать и фактор дробности оппозиционного фланга. Например, в думу Челябинска в прошлом году также прошли ЛДПР (12,25%), «Новые люди» (7,44%) и КПРФ (6,38%). В результате тогда результат СРЗП по городу (более 17%) оказался несколько ниже ожидавшегося рядом экспертов.
|
Регионы с ограниченным протестным потенциалом | ||
Белгородская область | Регион традиционно характеризовался ограниченным протестным потенциалом — так, на думских выборах 2021 года «Единая Россия» здесь получила результат 51,65%, близкий к федеральному, основным игроком протестного фланга осталась КПРФ (18,67% голосов).
Ключевым вызовом для региона, безусловно, остаются атаки ВСУ. Проблемным фактором являются и расследования в отношении высокопоставленных управленцев, в том числе арест вице-губернатора и министра имущественных и земельных отношений области Рустэма Зайнуллина.
|
«Единая Россия» плотно работает с муниципальном повесткой региона, взаимодействуя с активистами волонтерского движения, оказывающим поддержку жителям приграничных районов. Можно ожидать некоторого укрепления позиции партии по итогам выборов.
Второе место на выборах в облдуму, скорее всего, может занять КПРФ. |
Воронежская область | В Воронежской области сложилась характерная для ряда регионов Центрального Черноземья ситуация с поддержкой «Единой России» выше федеральных показателей и лидерством КПРФ на протестном фланге. Уровень поддержки этих партий по итогам выборов в Госдуму по региону составил 55,89% и 19,51% голосов соответственно.
В рамках проблемной повестки региона можно отметить вопросы городского благоустройства, расселения ветхого и аварийного жилья, работы системы здравоохранения. В рамках проблемного фона для региональных властей отметим также расследования в отношении чиновников — например, задержание экс-министра предпринимательства области Геннадия Швыркова.
|
«Единая Россия» в регионе ведет дифференцированную работу с ключевыми социальными и возрастными группами. Например, в области при поддержке партии запускается новый проект для садоводов. С высокой вероятностью партия сохранит доминирование в областном парламенте по итогам выборов.
На второе место, скорее всего, выйдет КПРФ, хотя, вероятно, с меньшим результатом, чем в ходе парламентской кампании. В ходе предыдущих выборов в областную Думу в 2020 году «Единая Россия» получила результат 66,94% голосов, а ее ближайшие оппоненты из КПРФ — 12,81%. Возможно, конфигурация текущей региональной предвыборной кампании будет близка к этому сценарию.
|
Магаданская область | Протестный фланг в регионе традиционно отличается дробностью и постоянной конкуренцией КПРФ и ЛДПР за место второй по уровню поддержки партии в области. Так, на выборах в облдуму в 2020 году ЛДПР получила результат чуть выше, чем у Компартии (11,61% против 10,31% соответственно). В свою очередь, в ходе парламентских выборов 2021 года КПРФ существенно опередила ЛДПР (20,67% против 8,95%).
Традиционными составляющими проблемной повестки региона остаются ситуация в сфере ЖКХ, уровень цен на продовольственные товары, состояние транспортной инфраструктуры и работа системы здравоохранения.
|
Уровень поддержки «Единой России» в ходе предыдущих избирательных кампаний был выше федерального. Так, по итогам выборов в облдуму в 2020 году партию поддержали 58,32% избирателей, принявших участие в голосовании, в ходе думских выборов аналогичный показатель составил 50,08% голосов. Вероятно, результаты «Единой России» в ходе выборов 2025 года по региону могут быть близки к сценарию 2020 года.
На протестном фланге вероятна активная конкуренция за второе место между КПРФ и ЛДПР.
|
Рязанская область | Регион характеризуется ограниченным протестным потенциалом с активной конкуренцией между КПРФ и ЛДПР. Так, на выборах в облдуму в 2020 году с незначительным опережением лидировала ЛДПР (11,99% против 9,07% у Компартии), а в ходе парламентской кампании КПРФ существенно усилила позиции на оппозиционном фланге (19,99% голосов против 9,13% у либерал-демократов).
В рамках проблемной повестки региона можно отметить экологические вопросы, ситуацию в сфере ЖКХ и здравоохранения. Также в регионе имели место резонансные расследования в отношении управленцев, прежде всего принадлежавших к команде экс-губернатора Николая Любимова.
|
Уровень поддержки «Единой России» в регионе традиционно приближен к федеральным показателям. Так, в ходе выборов в облдуму в 2020 году партия получила 47,65% голосов, а в Госдуму в 2021-м — 47,79% голосов. Вполне вероятно определенное укрепление позиций партии в ходе ближайшей региональной кампании.
Более вероятен выход на второе место КПРФ при сохранении активной конкуренции между КПРФ и ЛДПР в ходе кампании. |
Патерналистские регионы | ||
Ямало-Ненецкий автономный округ | ЯНАО является примером ярко выраженного патерналистского региона. Тем не менее различные инциденты на местах могут создавать информационные вызовы для руководства автономного округа — например, вопросы к реагированию региональных властей на ЧС, трудовые конфликты, расследования в отношении высокопоставленных чиновников (как в случае с уголовным делом против бывшего замгубернатора ЯНАО Андрея Воронова в 2024 году).
|
Предвыборные кампании в ЯНАО традиционно связаны с доминированием «Единой России». Так, на выборах в Госдуму в 2021 году партия большинства получила по региону 68,92% голосов. Можно ожидать уверенного лидерства партии и на выборах в заксобрание округа в 2025 году.
Традиционным лидером на протестном фланге региона остается ЛДПР (скажем, на думских выборах 2021 году эта партия получила 13,29% против 7,16% у ближайших соперников из КПРФ). Вероятен выход ЛДПР на второе место и на выборах в заксобрание .
|
©АПЭК
Август 2025