«Черти, шабаш и раскол»: в чем обвиняет главу Бурятии лидер российских буддистов?


В Бурятии новый виток конфликта между главой Буддийской традиционной сангхи хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым и руководителем республики Алексеем Цыденовым. Лидер российских буддистов раскритиковал Цыденова за посещение центра «Ринпоче Багша», который не относится к традиционной сангхе. В начале октября хамбо-лама обвинял власти Бурятии в нежелании поддерживать овцеводство в регионе и в плачевной ситуации с изучением бурятского языка. Собеседники «РК» рассуждают об истинных причинах конфликта, а также подчеркивают, что сегодня практически каждый шаг и каждое решение руководства Бурятии политизируются. Подробности – в нашем обзоре.

Чем недоволен хамбо-лама

Хамбо-лама Дамба Аюшеев в Facebook раскритиковал главу Бурятии Алексея Цыденова за то, что он посещает ресторан, расположенный в центре тибетского буддизма «Ринпоче Багша», который не относится к традиционной сангхе.

«Говорят, что на Лысой горе черти устроили шабаш. Говорят, там в ресторане Цынгуева у ученика и спонсора нашего оппонента Еши Лодоя Цыденов любит угощать гостей. Если так, здесь уже раскол», – написал Аюшеев.

Далее в комментариях он уточнил, что уже просил главу Бурятии не посещать Лысую гору, на которой располагается центр «Ринпоче Багша», не относящийся к Буддийской традиционной сангхе.

Первый публичный выпад в адрес Цыденова Аюшеев сделал в сентябре после протестных акций недовольных результатами выборов мэра Улан-Удэ. Хамбо-лама возмутился, что глава республики не вышел к протестующим. После того как Цыденов пришел на очередной митинг, Аюшеев заявил, что руководитель субъекта «хорошо лавировал от острых вопросов». «У наших руководителей нет человечности и возможности говорить с людьми и друг с другом простым человеческим языком. Один каленым, другой только правовым языком выражаются. Поэтому народ незаслуженно будет дальше прозябать и страдать», – дал тогда свою оценку хамбо-лама.

Как сообщает «Коммерсантъ», 2 октября Цыденов проигнорировал праздник в честь хамбо-ламы Итигэлова, куда был приглашен. После этого Дамба Аюшеев провозгласил, что присутствие главы Бурятии там было нежелательным, а пресс-служба Иволгинского дацана распространила официальный комментарий главы российских буддистов, в котором к критике регионального правительства за пренебрежение к бурятской культуре добавился упрек в нежелании развивать в республике овцеводство. В ответ в правительстве республики заявили, что «высоко оценивают усилия и проекты Буддийской традиционной сангхи по сохранению и развитию бурятского языка, традиционных видов спорта, развитию скотоводства в селах республики». Также в пресс-релизе говорилось, что в этом году из бюджета республики выделено 70 млн рублей на развитие бурятской породы крупнорогатого скота, 20 млн рублей — на строительство дацанов.

Деньги для овцеводов и спекуляции

Ос­но­ва­тель ин­фор­ма­ци­он­но­го агент­ства «Бай­кал-Daily» Виктор Золотарев объясняет, что конфликт между хамбо-ламой и главой Бурятии «лежит в области хозяйственных отношений».

«Хам­бо-лама тра­ди­ци­он­но мно­гие годы под­дер­жи­ва­ет мест­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей. В дан­ном слу­чае речь идет об ов­це­вод­стве и про­из­вод­стве шер­сти. В 2018 году была до­стиг­ну­та до­го­во­рен­ность меж­ду гла­вой Бу­ря­тии, хам­бо-ла­мой и, по­черк­ну, фе­де­раль­ны­ми вла­стя­ми в Москве о том, что хам­бо-ламе для под­держ­ки мест­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей вы­де­лят 30 млн руб­лей на от­кры­тие цен­тра по пе­ре­ра­бот­ке шер­сти», – рассказывает Золотарев.

По его словам, хамбо-лама подготовил здание и ждет оборудование, но обещанные 30 млн рублей до лидера российских буддистов так и не дошли.

«Он ока­зал­ся в несколь­ко неудоб­ном по­ло­же­нии пе­ред сво­ей паст­вой, в том чис­ле теми, кто за­ни­ма­ет­ся ов­це­вод­ством, по­то­му что лет­няя стриж­ка овец за­вер­ше­на, те­перь нуж­но пе­ре­ра­ба­ты­вать шерсть. Фе­де­раль­ная власть мол­чит, и за­лож­ни­ком си­ту­а­ции ока­зал­ся гла­ва Бу­ря­тии, как пред­ста­ви­тель ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Вот и про­изо­шло та­кое про­из­вод­ствен­но-хо­зяй­ствен­ное недо­ра­зу­ме­ние, кон­фликт, ко­то­рый вы­шел за пре­де­лы ка­би­не­тов. По-че­ло­ве­че­ски кто-то на кого-то оби­дел­ся, вспы­лил – и по­нес­лось», – дает свою трактовку ситуации собеседник «РК».

Политолог Алексей Михалев считает, что утвер­жде­ние хамбо-ламы о рас­ко­ле, спро­во­ци­ро­ван­ном гла­вой Бу­ря­тии, име­ет ярко вы­ра­жен­ную эмо­ци­о­наль­ную оцен­ку и не со­всем спра­вед­ливо.

В данной истории важно другое, говорит Михалев: сегодня прак­ти­че­ски каж­дый шаг и каж­дое ре­ше­ние ру­ко­вод­ства Бу­ря­тии по­ли­ти­зи­ру­ет­ся, будь то вы­бо­ры мэра, во­прос о бу­рят­ском язы­ке или от­но­ше­ния с буд­дист­ски­ми об­щи­на­ми.­

«От­ча­сти это свя­за­но с нере­а­ли­зо­ван­ны­ми мас­штаб­ны­ми ожи­да­ни­я­ми на­се­ле­ния от ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, на ко­то­рых спе­ку­ли­ру­ют раз­лич­но­го рода по­ли­ти­че­ские ли­де­ры. Сам факт су­ще­ство­ва­ния этих ожи­да­ний в виде це­ло­го ком­плек­са по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний со­зда­ет ос­но­ву для по­пу­лиз­ма в Бу­ря­тии. Прак­ти­че­ски каж­дый бо­лее или ме­нее ве­со­мый по­ли­тик в рес­пуб­ли­ке пы­та­ет­ся на этом спе­ку­ли­ро­вать», – делает вывод Михаев.

Собеседники «РК» отмечают, что конфликт между главой Бурятии и хамбо-ламой перегрет социальными сетями.

Telegram-поддержка

Высказывания лидера российских буддистов в адрес главы Бурятии действительно активно обсуждаются в соцсетях и мессенджерах. Причем авторы местных Telegram-каналов в данном случае высказываются в поддержку Цыденова.

Так, например, авторы канала «Степной дозор», комментируя заявление хамбо-ламы о «расколе», сделали вывод, что Аюшеев «опять интригует».

«Решил накануне собрания общественности в Кремле 4 ноября пощекотать нервишки главе Бурятии. Ничего не скажешь – артист», – выразили свое мнение блогеры.

Ранее они также утверждали, что в администрации президента якобы неоднозначно относятся к хамбо-ламе Дамбе Аюшееву.

«На Старой площади считают, что его деятельность попахивает национализмом. А монгольская тема навязана Дамбе Аюшееву из Монголии недружественными России элементами. СД («Степной дозор») не исключает возникновения серьезных проблем у хамбо-ламы в случае обострения конфликта с главой Бурятии», – предупреждали авторы.

Канал «Вся бурятская рать» (с) в октябре публиковал большой пост о том, «как поссорились два главных патриота Бурятии». Авторы признавали, что хамбо-лама – автор значимых социальных, культурных, спортивных проектов, которые, впрочем, реализуются преимущественно на бюджетные деньги, а часть – на средства меценатов.

«Несомненно, идеи здравые и полезные, актуальные, нужные, креативные: социальная отара, конкурс бурятского языка, спортивные праздники «три игры мужей» и так далее. Факт, который никто не оспорит: хамбо-лама искренне болеет за бурятский народ. Он обладает волей, харизмой и притягивает к себе одних людей, отталкивает других, но определенно создает созидательные движения», – писали блогеры и при этом подчеркивали, что Аюшеев не один такой в Бурятии.

«Алексей Цыденов также болеет за республику, за народ. За 2,5 года он сделал столько всего, что это стало нормой для людей. О том, как он пропадает на работе, слагают легенды. Он не просто там пропадает: он принимает решения, находит решения», – высоко оценили авторы деятельность Цыденова.

Как утверждают блогеры, история с 30 млн рублей на цеха для обработки шерсти, о которых говорит хамбо-лама, «проста как мир». Финансирование, по их сведениям, «застопорила Москва».

«Выделить бюджетные деньги – это же даже не кредит в банке получить. Нужно пройти круги ада – финансовое обоснование, проектно-сметная документация, договор, проверка на коррупционные составляющие и так далее, и так далее. Можно поликлинику построить за такие деньги. Обвинения главы буддистов – это нежелание понимать объективные вещи. Информация по ситуации с этими деньгами доводилась до него», – рассказывают блогеры.

Они подчеркивают, что в этом году поддержка проектов сангхи из бюджета «увеличилась раза в три-четыре».

«И это личная позиция главы – поддерживать проекты хамбо. При Наговицыне и Потапове такого и в помине не было. Справедливо ли обвинять главу сейчас в обмане? Нет. И не по-буддийски это», – делают вывод блогеры.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: