Закон об отзыве глав регионов полезен, но требует существенных доработок


В мае президентом был подписан федеральный закон, предусматривающий возможность досрочного прекращения полномочий глав регионов. Ряд субъектов федерации в настоящее время готовит свои законопроекты для реализации этого закона.

В частности, правительство Забайкальcкого края внесло в заксобрание законопроект об отзыве губернатора, который могут инициировать партии, общественные объединения и группы из не менее 100 граждан. Такая инициатива голосования по отзыву главы региона может быть выдвинута не раньше, чем через год после вступления его в должность. Отзыв возможен в случае доказанного в суде нарушения губернатором федерального или краевого законодательства или неоднократного неисполнения губернатором своих полномочий без уважительных причин. Согласно федеральному законодательству, отзыв губернатора признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа зарегистрированных избирателей. 

Сходный законопроект разрабатывается в Рязанской области и в Москве. В столице предполагается, что документ будет действовать в отношении градоначальников, избранных прямыми выборами избирателей. В соответствии с этим законопроектом для проведения голосования по отзыву мэра инициативной группе потребуется собрать не менее 25% числа столичных избирателей. По информации Мосгоризбиркома, в настоящее время в Москве зарегистрировано 7 млн 289 тыс. избирателей. Таким образом, для инициирования референдума по отзыву потребуется собрать не менее 1 млн 822 тыс. подписей.

Дмитрий Журавлев:

— Я считаю, что вообще этот закон очень полезен, потому что, в условиях выборности, не говоря уже о назначении глав регионов, проблема остается – выбрать, как говорится, вы можете, а дальше от избирателей ничего и не зависит.

Однако я считаю, что нужно предусмотреть ряд обстоятельств. Например, стоит предоставить право инициирования процесса отстранения губернатора законодательному органу, а не только партиям, общественным объединениям и отдельным группам граждан. Хотя ограничение по численности этих инициативных групп, например, для Москвы – 25 % избирателей опять же избыточно. Конечно, все зависит от главы региона. Может быть такой губернатор или мэр, против которого и 2 млн. подписей соберут, и 4 млн.

А вот насчет того, что проголосуют, это уже менее вероятно, потому что половина списочного состава избирателей у нас в этот раз даже на региональные выборы почти нигде не пришла. То есть даже просто не пришла, не говоря уже о том, чтобы проголосовать. Таким образом, условие отзыва главы региона при голосовании на референдуме более половины от числа зарегистрированных избирателей в нынешних условиях невыполнимо. Это очевидно при нашей явке. Иначе говоря, такая норма выполнима только, если губернатор так всем успел надоесть, так всех уже замучил, что света белого уже совсем никто не видит. В противном случае вы не соберете достаточное количество голосов даже при мощной инициативной группе, определенном финансировании и при наличии известных политтехнологий. Все равно — поднять явку очень трудно, это вам любой скажет. Вот здесь главная каверза этого закона. Может быть, в 90-х гг. такой закон бы прекрасно работал, тогда явка была другая, сейчас она очень низкая.

Что касается остальных пунктов – все хорошо, все, действительно, очень-очень нужно. Но надо понимать еще одну вещь. Вот суд должен определить, что губернатор не исполняет свои обязанности. По какому законодательному акту? То есть, какая формализованная система должна определять обязанности губернатора и их исполнение? Если, вот например, дом упал – это губернатор виноват или нет? Или это будет решать сам судья? И как он должен это решать, не будучи ни инженером, ни экспертом?

Здесь очень важный момент – если решает суд, то должен быть законодательный акт. Это не проблема, это можно сделать. Но это надо сделать тогда. Прописать в законе для губернатора набор формальных требований, которые глава региона обязан реализовать. Если он этого не выполняет – пожалуйста, вот правовое основание для отстранения. Судебная система всегда формальна, когда она становится неформальной, это уже называется не суд, а произвол, только уже судебной власти, а не исполнительной. Не может же сам судья решать с точки зрения своего правового правосознания выполняет или нет губернатор свои функций. Это не смертельная проблема, это вопрос доработок. Но доработок, которые должны быть обязательно осуществлены.

Вот здесь главные моменты – в принципе очень полезный закон, но нужны доработки по законодательству и нужно подумать об избирательном пороге. Потому что при нашей активности такой порог можно перешагнуть, только если в области вообще не работает свет, не ходят автобусы, все время холодно. Слава богу, у нас таких регионов очень мало. А как вы помните, президент и так отрешал глав субъектов от должности в связи с потерей доверия – это значит есть кого и есть за что. Но даже в этих регионах нельзя было бы собрать достаточно количество голосов. Не собрали бы вы в Москве против Лужкова 50 %, которого отрешили от должности. Так что относительно этого законопроекта три пункта: два узких места и общая положительная оценка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: