Ленинградская область: конкурентные преимущества инфраструктуры, опережающее социальное развитие, факторы роста-2030
1.Экономика региона: высокие темпы развития, перспективные инвестпроекты
В ходе рабочей встречи с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, состоявшейся 28 марта 2025 года, Владимир Путин специально отметил «хорошие заделы» по инвестпроектам, реализуемым в регионе. Позитивные тенденции в развитии экономики области стали одним из мотивов для заявления президента о том, что федеральный центр готов поддержать новые инициативы команды губернатора и «вписать ваши потребности и стоящие перед вами задачи в общенациональный план развития». Проведение этой встречи стало очевидным сигналом о поддержке Кремлем выдвижения действующего главы региона на новый губернаторский срок.
Доля инвестиций в ВРП Ленинградской области составляет 55,4%. Регион демонстрирует существенно более высокие показатели по сравнению с теми, на которые ориентировал федеральный центр (30%). Как подчеркнул в ходе встречи с президентом Александр Дрозденко, только за 2024 год в различные проекты в регионе было привлечено более 1,1 трлн. рублей, всего же на сопровождении областных властей находится 354 проекта на общую сумму около 7 трлн. рублей. Поступательное социально-экономическое развитие области ставит перед ее руководством в 2025-2030 годах новые задачи в рамках как федеральных целей по расширению промышленного, транспортно-логистического потенциала и укрепления продовольственной безопасности, так и по созданию новых рабочих мест для жителей.
В решении этих вопросов руководство региона плотно работает с правительством и ведущими федеральными корпорациями. Как отмечал в январе 2025 года губернатор региона, в перспективе ближайших 3 лет Ленинградская область планирует привлечь около 34 млрд рублей на решение задач, обозначенных Кремлем и правительством в рамках национальных проектов.
Стоит выделить несколько значимых направлений экономического развития области.
1.По итогам 2024 года Ленинградская область, по подсчетам группы компаний FinExpertiza, вышла на 4-е место в России по показателю превышения числа вновь открываемых коммерческих предприятий над ликвидируемыми (после Москвы, ДНР и Московской области). Проекты, сопровождаемые Агентством экономического развития региона, реализуются прежде всего в сферах газохимии, машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности.
В соответствии со статистикой, представленной в преддверии Петербургского экономического форума—2024, регион вышел на первое место по Северо-Западному федеральному округу про объему промышленных инвестиций (его доля составила 55,3% от общего масштаба таких капиталовложений по СЗФО).
Индекс промышленного производства за 11 месяцев 2024 года составил в регионе 109,2% по сравнению к аналогичными показателям 2023 года, опережая темпы изменения того же индекса на федеральном уровне (по России в целом этот показатель за указанный период — 104,3%).
Среди новых проектов, реализация которых начинается или планируется в области: запуск литейно-механического предприятия в индустриальном парке «Левобережный» в городе Кириши к 4 кварталу 2025 года, строительство «Северо-западного битумного терминала» в селе Ушаки к 2027 году, глиноземного завода «Русал» мощностью 4,8 млн тонн и глубоководного порта (с вводом первой очереди предприятия до конца 2028-го, а второй — к 2032 году), завода по производству аккумуляторов в городе Сланце к 2030 году.
В ряде случаев реализуемые в регионе промышленные проекты предполагают сопряжение экономических и экологических задач. Например, в Гатчинском районе должен начать работу первый в стране экопромпарк (в состав которого войдет и научно-технический центр), где по ситуации на январь 2025 года уже было зарегистрировано 3 резидента.
Привлекательная для инвесторов особенность области — развитая портовая инфрастурктура, позволяющая быстро выводить продукцию на внешние рынки, а также внимание областных властей к расширению транспортно-логистических возможностей региона (об этом также — в разделе 2 данного доклада) и потенциала энергосектора (о значимых проектах в этой сфере — также в разделе 4).
2.По материалам Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития на январь 2024 года Ленинградская область входит в группу лидеров по объему средств, привлеченных для реализации проектов по строительству грузовых терминалов: на регион приходится 21,3% от общего объема финансирования таких проектов по этой отрасли в России в целом.
Среди подобных проектов, запуск которых должен состояться в регионе в ближайшие годы, несколько особо значимых связано с развитием порта Усть-Луга: это терминал для минеральных удобрений Port Favor, универсальный терминал компании «Новотранс», а также готовящаяся компанией Global Ports модернизация контейнерного терминала. Можно отметить, например, и проект модернизации порта «Высоцкий».
Ленинградская область является удобным для бизнеса логистическим узлом для поставок продукции в страны «Глобального Юга» — от Африканского континента и Индии до Латинской Америки. Безусловно, выход сотрудничества Кремля с такими государствами на новый уровень будет способствовать созданию дополнительных преимуществ портово-логической инфраструктуры региона на перспективу 2025-2030 годов.
3.Хотя Ленинградская область находится в зоне рискованного земледелия, здесь активно развиваются проекты в сфере АПК. Как отметил Александр Дрозденко в ходе визита в регион вице-премьера Дмитрия Патрушева в ноябре 2024 года, финансирование различных программ в агросфере и укрепления продовольственной безопасности составило на тот момент около 6,6 млрд. рублей, при этом в 2025 году запланирован рост финансирования отрасли на 11%.
Такая политика дает конкретные результаты. По оценке региональных властей, на Ленинградскую область в настоящий момент приходится 41% от общего объема продуктов питания, выпускаемых в СЗФО. Область является лидером федерального уровня по производству яиц, занимает 2-е место по стране по показателям мясного птицеводства и 3-е — по производству рыбы. Объемы выпуска продукции пищевой промышленности в регионе за первые 8 месяцев 2024 года выросли на 24%, производства яиц на 4,8%, мяса — на 5,5%. По данным на апрель 2024 года, в регионе функционировало более 620 предприятий АПК, на которых трудится 31 тыс. человек, действовало 762 фермерских и более 254 тыс. личных подсобных хозяйств.
Среди перспективных проектов в агросфере, реализуемых в регионе, — строительство в Лужском районе молочной товарной фермы, рассчитанной на 8 тыс. голов скота. После завершения строительных работ летом 2025 года этот объект станет одним из крупнейших в Европе.
Регион остается важным звеном обеспечения продовольственной безопасности СЗФО и Центральной России, а также сохраняет потенциал для наращивания аграрного экспорта (в том числе путем развития животноводства и тепличных хозяйств).
4.Конкурентное преимущество региона — квалифицированные кадры. При этом областные власти предпринимают постоянные усилия для создания новых возможностей в сфере подготовки специалистов для реализации высокотехнологичных проектов.
Так, в ноябре 2024 года Александр Дрозденко и руководитель «Сбербанка» Герман Греф подписали соглашение по проекту «Школа 21» на базе Гатчинского госуниверситета. На базе этого вуза создается кампус школы цифровых технологий под эгидой этой корпорации, где любой житель области в возрасте от 18 лет сможет на безвозмездной основе получить востребованную профессию в сфере IT.
5.В регионе оказывается поддержка и проектам, связанным со сферой обслуживания, в том числе туристической отраслью. По предварительным итогам за 2024 год область посетило около 7 млн. гостей. Среди перспективных направлений развития туристических объектов в регионе — дальнейшее расширение подобного потенциала территорий области, расположенных на Карельском перешейке (по данным зампреда областного Комитета по культуре и туризму Ольги Голубевой, здесь находится 60% отелей региона), а также реализация новых проектов (например, запуск в 2025 году нового национального маршрута по историческим местам, связанным с биографией Александра Пушкина; развитие гастрономического, промышленного и событийного туризма).
Областные власти тесно сотрудничают с муниципальными администрациями по поддержке инициатив, способствующих повышению туристической привлекательности районов и городов региона. Например, в конце февраля 2025 года региональный оргштаб по проектному управлению поддержал инициативы «Вуокса — поток впечатлений», «Приморск — морской центр Выборгского района» и «Тихвин. Монастырь+», предполагающих модернизацию ряда инфраструктурных объектов и благоустройство общественных пространств на этих территориях.
Ряд инициатив, касающихся расширения потенциала туристической отрасли, выдвинутых руководством Ленинградской области, обсуждались и на федеральном уровне. Например, на заседании подгруппы Госсовета по повышению производительности труда, заседание которой состоялось под председательством главы Ленинградской области в декабре 2024 года, было предложено создать в регионах Центры компетенций в сфере туризма для тиражирования лучших практик, позволяющих повысить пропускную способность туристических объектов (о работе представителей региона на федеральных площадках — также в разделе 4 доклада).
Курс Владимира Путина на новую индустриализацию, поддержку АПК и частной инициативы создает дополнительные возможности и для федеральной поддержки ключевых инвестпроектов в Ленинградской области. При этом внимание Кремля к муниципальной повестке, поступательно возраставшее в 2021-2024 годах (это подтверждают и заявления президента по приоритетным темам), повышает востребованность разностороннего управленческого опыта Александра Дрозденко, работавшего с этой тематикой как в качестве главы Кингисеппского района на начальных этапах своей биографии, так и позднее на уровне региональной администрации. Стратегическое значение Ленинградской области как важного звена логистических коридоров для связи с дружественными и нейтральными странами, промышленного и аграрного кластера и при этом приграничного субъекта, где особое значение имеет реализация мер безопасности в условиях внешних угроз, способствует росту внимания Кремля к региону и сохранению ставки на опытные кадры при реализации долгосрочных перспективных проектов для этой территории.
2.Инфраструктура и строительство: комфортная среда для жизни
Строительный сектор традиционно является одним из драйверов экономического роста в Ленинградской области. Так, в рамках ввода жилья по итогам 2024 года регион на 23,2% перевыполнил плановые показатели (было введено 4,065 млн. кв. м жилья вместо 3,3 млн. изначально запланированных на этот период). Среди муниципальных образований области лидерами в этой сфере по итогам 2024 года стали Всеволожский, Ломоносовский и Гатчинский районы. За прошедшие 3 года руководство региона добилось восстановления прав более 40 тыс. обманутых дольщиков и исключения из реестра проблемных 423 объектов в этой сфере.
При этом региональные власти уделяют особое внимание не только вводу жилья, но и созданию необходимой инфраструктуры в городах и поселках области, что способствует укреплению социально-политической стабильности и создает дополнительные возможности для экономического развития таких территорий (в том числе поддержки малого и среднего бизнеса).
Как отмечал глава региона Александр Дрозденко по итогам съезда строителей региона в апреле 2024 года, «каждый рубль, вложенный в стройку, привлекает в экономику области от 7 до 12 рублей в смежных отраслях — от транспорта до лесной промышленности и торговли».
1.Перспективным направлением в работе областного стройкомплекса является индивидуальное жилищное строительство — его объемы по итогам прошедшего года составили 2,7 млн. кв. м. В этих условиях дополнительное значение приобретает модернизация сопутствующей инфраструктуры. Так, совместно с властями Санкт-Петербурга власти Ленинградской области реализуют масштабную программу реконструкции дорог к садоводческим товариществами — в 2024 году было обновлено 14 подобных трасс, а в 2025-м планируется провести подобные работы еще на 20.
Учитывая, что садоводческие товарищества нередко становятся дополнительными драйверами экономического развития и формируют новые возможности в сфере занятости для жителей ближайших сельских населенных пунктов (например, в строительстве, розничной торговле, АПК), внимание региональных властей к поддержке инфраструктурного строительства, значимого для СНТ, также является важной составляющей стратегии по развитию сельских территории — с учетом задач в этой сфере, на которых неоднократно акцентировал внимание Владимир Путин.
2.Важным фактором развития сельских территорий региона остается дальнейшая реализация программы социальной газификации. Так, по итогам 2024 года более 6,7 тыс. домов в области было подключено к газовым сетям (общий размер региональных субсидий, компенсирующих затраты граждан на проведение таких работ, составил более 500 млн рублей). Было построено 20 межпоселковых и 89 внутрипоселковых газопроводов общей протяженностью 785 км.
В целом догазификацией в регионе может быть охвачено более 75 тыс. частных домов. Как отмечал в декабре 2024 года гендиректор АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» Вячеслав Бузин, среди субъектов с потенциалом догазификации более 50 тыс. домов регион занимает лидирующие позиции.
Среди территорий, где в будущем могут быть проведены такие работы, — более 200 садоводческих товариществ, например, в Всеволожском и Выборгском районах, а также Сосновоборском городском округе. При этом во Всеволожском, Приозерском, Тихвинском и Волосовском районах в 2025 году планируется возвести значимые объекты в сфере газораспределения.
Заметна последовательная работа ленинградских областных властей по модернизации сетей ЖКХ — так, на реконструкцию объектов теплоснабжения в 2025 году в регионе выделено около 700 млн. рублей.
3.С учетом логистического значения Ленинградской области особую роль в ее экономическом развитии играет состояние дорожной сети. Среди проектов федерального значения, реализованных в этой сфере в 2024 году, можно выделить реконструкцию участка трассы А-181 «Скандинавия» протяженностью 24 км. В рамках торжественной церемонии открытия нового шестиполосного участка магистрали Александр Дрозденко обратил внимание на значение проведенных работ не только для социально-экономических задач, но и в рамках повышения уровня безопасности дорожного движения.
На 2025 год в Ленинградской области запланированы работы по модернизации 215 км региональных трасс. В рамках реализации нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» планируется продолжение работ по реконструкции трасс Ушково – Гравийное и Комсомольское – Приозерск. Для повышения эффективности реализации проектов в этой сфере по решению руководства региона «Ленавтодор» был преобразован в государственное бюджетное учреждение, в его состав будут входить дорожные ремонтно-строительные управления.
Взаимодействие властей Ленинградской области с коллегами из Санкт-Петербурга и руководством федеральных ведомств позволяет также начать реализацию стратегически важных проектов по расширению инфраструктуры общественного транспорта. Один из наиболее амбициозных — проект строительства линии метрополитена до метро «Кудрово» на территории области с федеральным софинансированием (запуск движения от станции «Улица Дыбенко» до «Кудрово» предварительно запланирован в 2031 году). Подобные межрегиональные проекты позволяют расширить возможности для трудоустройства жителей области и предоставить новые аргументы для продолжения масштабного жилищного строительства в регионе.
Расширению логистического потенциала региона способствует и реализация проектов в сфере железнодорожного транспорта. Одним из самых масштабных подобных инициатив, безусловно, является строительство ВСМ Москва-Санкт-Петербург. Кроме того, в ходе рабочей встречи с президентом в марте 2025 года Александр Дрозденко заявил о проработке планов восстановления железнодорожной линии Псков – Гдов – Сланцы в сторону Усть-Луги, что может стать дополнительным драйвером развития как для Ленинградской, так и для Псковской области.
4.Важным направлением реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на уровне региона является реализация проектов в сфере городского благоустройства. На 2025 год запланировано проведение подобных работ на 97 территориях области, на эти цели выделено около 1,26 млрд. рублей (70 % — из областного бюджета). Наиболее масштабные работы запланированы в Заневском, Мурино и Тихвине.
Подобные работы, безусловно, затрагивают и ключевые туристические центры области. Например, в Выборге, куда в начале января 2025 года совершил первую в новом году рабочую поездку глава региона, готовится проект реконструкции набережной, прошел экспертизу план проведения масштабных работ в историческом квартале Сета Солберга (в частности, обсуждается возможность предоставление средств на подобные цели со стороны Нового банка развития БРИКС, а также из федерального бюджета).
Отдельное внимание в регионе уделяется реконструкции мемориалов, посвященных памяти о Великой Отечественной войне. Например, на 2026 год запланировано начало масштабных работ по модернизации мемориально-ландшафтного комплекса «Дорога жизни», на эти цели выделено около 3 млрд. рублей как из федерального, так и из областного бюджетов.
5.Ленинградская область также проводит масштабные строительные работы в подшефном городе Енакиево в ДНР. В частности, в 2025 году в этом городе силами ленинградских областных специалистов планируется провести капремонт детской поликлиники и дошкольного учреждения, а также продолжить реконструкцию коммунальной и спортивной инфраструктуры. Кроме того, уже в рамках работы социального блока дети из этого города будут проходить отдых в Ленинградской области. Решение этих задач способствует усилению связей между соответствующим регионом СЗФО и новыми территориями, в том числе, расширяя возможности для задействования строительных компаний из Ленинградской области при реализации масштабных проектов на Донбассе, а также для поставок продукции областных предприятий в эту часть России.
Также стоит отметить, что высокое качество реализации проектов в Енакиево силами ленинградских строителей уже получало одобрение федеральных властей (эта тема затрагивалась, например, в ходе рабочей встречи Александра Дрозденко с главой Минстроя Иреком Файзуллиным в октябре 2024 года), создавая для области дополнительные преимущество по получению федеральной поддержки уже для реализации значимых инфраструктурных проектов в собственном регионе.
Поступательное повышение эффективности работы стройкомплекса Ленинградской области способствует как решению приоритетных задач в сфере жилищного и инфраструктурного строительства, так и достижению более широкого круга экономических целей — от формирования новых возможностей для развития малого и среднего бизнеса (в том числе в отдаленных районах области) до повышения туристической привлекательности региона. Стратегия губернатора Александра Дрозденко включает в себя как эффективный контроль за работой профильных региональных предприятий, так и результативное взаимодействие с федеральными властями и руководством Санкт-Петербурга. Это позволяет расширить экономический эффект от реализации транспортных проектов федерального значения, затрагивающих Ленинградскую область как часть Санкт-Петербургской агломерации — от КАД-2 до ВСМ «Москва-Санкт-Петербург», реализация которых обсуждалась, например, в ходе совещания под председательством вице-премьера Виталия Савельева в сентябре 2024 года.
3.Социальная сфера: комплексная работа, уникальные решения
Руководство Ленинградской области уделяет специальное внимание реализации социальных программ, в том числе в рамках заданных Владимиром Путиным приоритетов по народосбережению и поддержке семей с детьми. В бюджете региона на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов около 43 млрд. рублей выделено на осуществление различных мер социальной поддержки граждан.
1.В 2024 году в регионе было возведено 33 различных социальных объекта. При этом областные власти предпринимают последовательные шаги для того, чтобы темпы ввода социальной инфраструктуры не отставали от масштабов жилищного строительства. Так, в истекшем году у застройщиков для нужд региона было выкуплено 15 дошкольных учреждений и 2 школы. Еще 4 школы и 1 детский сад были в тот же период отремонтированы по федеральной программе «Модернизации школьных систем образования», а в 2025 году подобные работы планируются провести уже на 12 объектах в 7 районах региона.
На ремонт медучреждений из областного бюджета ежегодно выделяется около 1,5 млрд. рублей, из них около половины средств идет на закупку современного оборудования. Например, новая поликлиника в Мурино, рассчитанная на 600 посещений в смену, оборудована новым хирургическим блоком и современной диагностической техникой.
Внимание к развитию социальной сферы становится и важным элементом демографической политики, способствующей как увеличению продолжительности жизни граждан, так и созданию условий для семей с детьми, формируя благоприятную среду, мотивирующую молодежь оставаться и продолжать работать в регионе.
2.В Ленинградской области предусмотрены специальные меры в рамках политики народосбережения и поддержки молодых семей. Так, в рамках реализации программы «студенческого семейного капитала» Александр Дрозденко принял решение о выплатах в размере 300 тыс. рублей для молодых родителей в возрасте до 25 лет, являющихся студентами вузов или учреждений среднего профессионального образования (как по очной, так по очно-заочной форме) и зарегистрировавших с начала 2025 года рождение своих детей в регионе.
3.Уникальные решения реализуются в регионе в сфере поддержки участников спецоперации. Стоит выделить работу первого в России Кластера комплексного сопровождения и реабилитации ветеранов СВО во Всеволожске, к деятельности которого привлечены квалифицированные специалисты-медики и психологи. По вопросам развития кластера в конце января 2025 года состоялось совещание Александра Дрозденко с представителями фонда «Защитники Отечества». В декабре 2024 года аспекты реализации проекта стали важной составляющей в рамках рабочей поездки в регион статс-секретаря-замминистра обороны Анны Цивилевой. Вопросы развития кластера становятся важным фактором и для сотрудничества области с крупными федеральными корпорациями, например, «Ростехом».
Для оказания помощи ветеранам СВО, нуждающимися в медицинской реабилитации, на базе кластера в рамках сотрудничества региональных властей с компаний «ЦИТО» планируется организовать полный цикл высокотехнологичного протезирования, который должен начать работу в полном объеме, предварительно, со второго квартала 2025 года. Кроме того, для участников спецоперации в рамках работы кластера будут доступны и спортивные объекты (физкультурно-оздоровительный комплекс и спортивная арена).
Открываются и учреждения для медицинской реабилитации ветеранов СВО в других городах региона. Например, осенью 2024 года начал работу санаторий этого профиля в городе Сланцы.
Власти области поддерживают не только крупные проекты с госучастием, но и деятельность социально ориентированных НКО, связанной с помощью российским подразделениям в зоне спецоперации. Например, региональный грант был выделен проекту по обеспечению расходными материалами 20 волонтерских организаций, ведущих подобную работу в разных районах области.
Реализуются программы по адаптации к мирной жизни участников СВО, в том числе получивших ранения в ходе решения боевых задач. В частности, из областного бюджета выплачиваются субсидии работодателям в размере до 1 млн. рублей на обустройство рабочих мест для инвалидов боевых действий. К марту 2025 года благодаря этой инициативе в Ленинградской области было трудоустроено 873 ветерана спецоперации.
Александр Дрозденко регулярно проводит встречи с семьями участников спецоперации для оценки результативности реализации существующих и подготовки новых инициатив для их поддержки. Например, в ходе такого мероприятия, состоявшегося в ноябре 2024 года, был подготовлен ряд мер для поддержки семей погибших участников СВО, в том числе обеспечение земельных участков родных участников спецоперации инженерными коммуникациями целиком за счет областного бюджета.
В регионе реализуется 84 меры поддержки участников СВО и членов их семей, в 2024 году на эти цели было направлено 9,4 млрд. рублей. В целом, программы поддержки для участников СВО и их семей в Ленинградской области становятся драйвером развития социальной, а в ряде случаев — и иной инфраструктуры на местах, в перспективе способствуя расширению возможностей по оказанию квалифицированной помощи и другим социально уязвимым категориям граждан. Например, создаваемые для медицинской реабилитации участников СВО медучреждения со временем могут начать работу и с более широким кругом граждан, нуждающихся в подобной поддержке.
4. Регион начинает реализацию собственной программы «Герои команды 47» (по образцу федерального проекта «Время героев») для переподготовки участников СВО с целью их дальнейшего привлечения для руководящей работы в органах власти областного и муниципального уровня, а также в общественных организациях. По ситуации на март 2025 года заявки на участие в ней подали 433 участника СВО, в том числе 26 кавалеров Ордена Мужества и один Герой России.
В декабре 2024 года в администрациях всех районов области были введены должности заместителей глав по вопросам поддержки участников спецоперации и членов их семей — такую работу будут проводить деятели, также получившие опыт участия в СВО. Уже есть примеры перехода ветеранов спецоперации при поддержке областных властей на посты глав муниципалитетов — например, в Лужском районе администрацию Торковичского поселения возглавил Владимир Перфильев, в 2022 году отправившийся на СВО в качестве добровольца.
Поддержку региональных властей получают и участники СВО, которые хотели бы попробовать свои силы в сфере бизнеса. В частности, индивидуальные предприниматели с таким опытом могут получить гранты в размере до 750 тыс. рублей, а также налоговые льготы.
Программы, реализация которых позволяет применить в мирной жизни управленческие способности участников СВО, фактически становятся новым фактором развития муниципальных образований области, перезагрузки местных элит, а также повышения эффективности работы каналов обратной связи с гражданами.
5.В регионе реализуются программы трудоустройства для социально уязвимых категорий граждан, неоднократно получавшие позитивную оценку на федеральном уровне. Например, в ноябре 2024 года на заседании Совета по попечительству в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что опыт Ленинградской области по субсидированию рабочих мест для инвалидов получит применение в федеральном масштабе. Эта программа реализуется в регионе с 2016 года.
Подобные проекты решают не только социальные, но и экономические задачи, расширяя кадровый потенциал для реализации инвестпроектов в регионе (в том числе силами малого и среднего бизнеса). Это становится одним из преимуществ области в условиях федеральных трендов, связанных с дефицитом кадров.
Реализуются и программы, предоставляющие безработным стартовые возможности для того, чтобы начать свои бизнес-проекты. Так, 1 января 2025 года был увеличен размер единовременных выплат для реализации бизнес-планов безработными, которые зарегистрируются в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей (до 70 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно).
6.В регионе ведется комплексная работа по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан. Так, в год 80-летия Победы губернатором было подписано распоряжение о выплатах инвалидам и участникам войны, гражданам, пережившим блокаду, работникам обороны и труженикам тыла, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, награжденным знаками «Житель осажденного Севастополя» и «Житель осажденного Сталинграда» по 15 тыс. рублей, а также детям войны, вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны — по 10 тыс. рублей. Ветераны войны могут получить субсидии в размере 200 тыс. рублей на ремонт квартир.
Кроме того, в регионе проводится постоянный мониторинг нужд таких граждан. Так, губернатор Ленинградской области еще в 2022 году, действуя совместно с «Единой Россией» и «Волонтерами Победы», добился закрепления за гражданами, пережившими блокаду, кураторов из числа депутатов.
Социальная политика команды Александра Дрозденко, создавая условия для поддержки наиболее уязвимых слоев населения и удержания в регионе перспективных и квалифицированных кадров, становится драйвером экономического роста Ленинградской области и Северо-Западного федерального округа в целом на перспективу 2025-2030 годов, а также способствует укреплению политической стабильности в электорально значимом субъекте накануне парламентской кампании 2026 года. Расширение и модернизация социальной инфраструктуры создает для Ленинградской области новые преимущества, делая регион привлекательным для проживания молодых семей, а значит, становясь драйвером развития строительного сектора и реализации в этом субъекте новых инвестпроектов (в том числе в высокотехнологичной сфере).
4.Лоббистский потенциал, международное сотрудничество, факторы роста-2030
Сочетание транспортно-логистического, промышленного, аграрного потенциала и культурно-исторического наследия Ленинградской области позволяет существенно расширить ее возможности не только в экономической сфере, но и для продвижения интересов региона на федеральном и международном уровне. При этом сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе, а также ряд проблем, связанных с развитием транскаспийского маршрута коридора «Север-Юг» дополнительно способствуют укреплению роли Ленинградской области как одного из ключевых портово-логистических узлов в европейской части России.
При этом возрастающая активность Кремля по развитию связей с дружественными и нейтральными странами способствует усилению роли региона как перспективной переговорной площадки. В этих условиях эффективная работа команды Александра Дрозденко по взаимодействию с федеральными властями и внешнеэкономическими партнерами позволяет не только результативно использовать имеющиеся возможности для решения текущих управленческих задач, но и формировать базу для дальнейшего развития региона на перспективу 2026-2030 годов.
1.Владимир Путин неоднократно акцентировал внимание на вопросах развития индустриального и транспортного потенциала Ленинградской области. В марте 2024 года президент (по видеосвязи) официально дал старт строительству 7-го энергоблока Ленинградской АЭС. После ввода объекта в эксплуатацию в 2030 году он сможет вырабатывать около 9 млрд кВт · ч электроэнергии в год, что станет еще одним преимуществом региона как для энерго- и теплоснабжения микрорайонов в зоне масштабного жилищного строительства, так и для реализации новых инвестпроектов в следующем десятилетии.
Президент (также в дистанционном формате) принял участие и в запуске работы в регионе комплекса группы «ФосАгро», специализирующегося на производстве минеральных удобрений, в том числе водорастворимого аммофоса, являющегося инновационным продуктом. Внимание президента к подобным инвестпроектам, реализуемым в Ленинградской области, можно объяснить тем, что расширение экспортного потенциала региона в сфере поставок минеральных удобрений на рынки стран «Глобального Юга» становится важным элементом продвижения российского внешнеполитического влияния в таких государствах.
2.Показательно, что именно глава Ленинградской области Александр Дрозденко возглавил подкомиссию «Промышленный экспорт» комиссии Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт». Например, заседание подкомиссии в декабре 2024 года было посвящено разработке механизма компенсации затрат в целях обеспечения перевозки продукции по приоритетным международным транспортным коридорам.
Губернатор Ленинградской области также является руководителем подгруппы Госсовета по производительности труда — например, в декабре 2024 года заседание этой структуры под председательством Дрозденко было посвящено анализу реализации ранее выдвинутого руководством региона предложения о внедрении бережливых бизнес-практик в работу соцучреждений (ранее президент поддержал эту инициативу и поставил задачу к 2030 году внедрить инструменты повышения производительности труда во всех подобных организациях).
Деятельность главы региона в Госсовете позволяет как масштабировать наиболее эффективные практики, применяемые на уровне субъекта на другие части страны, так и привлечь к Ленинградской области дополнительное внимание крупного бизнеса и правительства, расширяя возможности по реализации новых инвестпроектов и социальных программ при федеральной поддержке.
3.В условиях усиления атак ВСУ на объекты в регионах российского Северо-Запада важное значение получает взаимодействие руководства Ленинградской области с федеральными структурами, отвечающими за вопросы безопасности. В частности, в конце января 2025 года состоялась рабочая встреча Александра Дрозденко с зампредом Совета безопасности Дмитрием Медведевым, в ходе которой, в частности, были затронуты вопросы сотрудничества региональных властей с Минобороны для нейтрализации угроз, связанных с атаками БПЛА.
Руководство региона выступает с инициативами и реализует программы, которые затем можно применять на федеральном уровне. Так, в рамках встречи главы Ленинградской области с Дмитрием Медведевым обсуждались вопросы формирования межведомственной программы по обеспечению инженерно-технической безопасности регионов, граничащих с недружественными государствами, а также корректировок зафиксированных в федеральном законодательстве требований к укрытиям для гражданского — с учетом современных потенциальных рисков и развития военных технологий.
Повышенное внимание региональных властей к вопросам безопасности позволяет как минимизировать риски в этой сфере для гражданского населения, так и усилить конкурентные преимущества области для привлечения инвестиций, с учетом создания новых факторов защиты расположенных в регионе промышленных и инфраструктурных объектов. Кроме того, плотное взаимодействие областных властей с руководством федерального силового блока позволяет решить и ряд других задач — от более оперативного обеспечения нужд уроженцев региона, проходящих службу в зоне проведения СВО до расширения возможностей привлечения региональных предприятий к заключению госконтрактов в сфере обороны и безопасности.
4.Благоприятный фон для сотрудничества региона с федеральными властями создают опережающие темпы решения областью значимых задач, соответствующих федеральной стратегии по утилизации ТБО. Так, в ходе рабочей встречи губернатора региона с вице-премьером Дмитрием Патрушевым в ноябре 2024 года было отмечено, что Ленинградская область находится в первой десятке лучших в стране по темпам ликвидации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов. Положительный опыт в сфере обращения с отходами был выделен Дмитрием Патрушевым и в ходе посвященного этой теме совещания в феврале 2025 года — в частности, было отмечено, что в настоящий момент в области уже около 60% отходов проходит сортировку.
Среди значимых региональных проектов в сфере утилизации отходов — Комплекс по переработке отходов в Кингисеппском районе, мощность которого составляет 320 тыс. тонн переработки отходов в год. Подобные программы имеют значение для решения не только природоохранных, но и демографических задач (с учетом формирования благоприятной природной среды, что обеспечивает более здоровую обстановку для роста рождаемости и увеличения продолжительности жизни), а также экономического развития области (за счет освобождения для более перспективных проектов земельных участков, которые могли быть заняты полигонами ТБО, и повышения туристической привлекательности области по мере улучшения здесь экологической обстановки).
5.Культурно-историческое наследие и рекреационный потенциал области создает возможности не только для реализации туристических проектов, но и для проведения крупных международных мероприятий, что дополнительно усиливает роль региона в рамках реализации внешнеполитической стратегии Кремля. Отметим, например, проведение на курорте «Игора» в Ленинградской области саммита ЕАЭС и неформального саммита СНГ в декабре 2024 года. Подготовка к таким мероприятиям позволяет руководству региона активнее контактировать с его зарубежными участниками. Например, в преддверии упоиянутых международных мероприятий в конце 2024 года Александр Дрозденко встречал одного из участников этих саммитов, президента Эмомали Рахмона.
Руководство региона ведет активную работу со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Например, в июне 2024 года состоялась встреча губернатора с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, в ходе которой обсуждались в том числе перспективы расширения использования портовой инфраструктуры Ленинградской области для поставок белорусской продукции на внешние рынки (в рамках такого сотрудничества, например, был создан Высоцкий зерновой терминал в Выборгском районе — первый подобный объект на российской Балтике), а также приглашения строительных компаний из страны-партнера для осуществления проектов в регионе.
Многоплановое взаимодействие развивается с КНР, в том числе, на уровне межрегионального сотрудничества, — например, с китайскими провинциями Пекин, Хэбэй и Гуанчжоу. Обсуждаются вопросы привлечения в регион китайских инвестиций для реализации промышленных проектов — так, в октябре 2024 года по одному из таких вопросов прошли переговоры представителей областных властей с делегаций из КНР. Ведется работа и с другими перспективными партнерами. Например, в ходе переговоров Александра Дрозденко с вице-премьером Монголии Саинбуяном Амарсайханом в конце декабря 2024 года обсуждались перспективы поставок для нужд этой страны стройматериалов и продукции АПК из Ленинградской области.
С учетом новых внешнеполитических тенденций сохраняются заметные шансы на возвращение в регион и ряда европейских инвесторов. Например, в конце марта 2025 года президент отменил решение о передаче во временное управление компании «Газпром бытовые системы» российских активов итальянской компании Ariston, что позволяет этому концерну продолжить развивать производство водонагревателей и отопительного оборудования во Всеволожском районе Ленинградской области.
Команда Александра Дрозденко ведет комплексную работу по повышению устойчивости региональной экономики, что позволило области выстроить и реализовать стратегию эффективной нейтрализации последствий западного санкционного давления в 2022-2024 годах. Подобная политика региональных властей становится фактором расширения экспортного потенциала, а значит, создания новых рабочих мест на предприятиях области в период 2025-2030 годов.
Прогноз АПЭК: Ленинградская область сохранит стратегическое значение для внешнеэкономических связей России как в случае «разрядки» в отношениях с ЕС и США (что может предполагать возвращение в регион ряда европейских инвесторов, а также укрепление роли портово-логистической инфраструктуры региона при условии снижения напряженности на Балтике), так и при сохранении напряженности между Москвой и западными игроками (при этом сценарии значимой останется роль региона в качестве важного звена логистических маршрутов, необходимых для поддержания торговых отношений с дружественными и нейтральными государствами «Глобального Юга», а также с учетом потенциала региона в сфере промышленности и АПК). Эффективная стратегия Александра Дрозденко по работе с федеральным центром и иностранными инвесторами позволяет реализовать потенциал развития области (в том числе осуществления проектов долгосрочного значения) более оперативными темпами, укрепляя базу развития субъекта на перспективу — как минимум до конца 2030-х годов.