ХМАО-Югра: новая повестка Руслана Кухарука, каналы обратной связи, долгосрочные стратегические проекты


1.Приоритеты Руслана Кухарука: системный подход и новая повестка

 В ходе первой рабочей встречи с Русланом Кухаруком после его назначения на пост врио губернатора Ханты-Мансийского автономного округа 30 мая 2024 года Владимир Путин специально акцентировал внимание на опыте работы управленца в качества мэра Тюмени, выразив надежду, что эти навыки «будут использованы на более высоком уровне».

Результаты развития Тюмени в период, когда городом руководил Руслан Кухарук (в 2018-2024 годах), традиционно получали высокую оценку федеральных ведомств и рейтинговых агентств. Например, в соответствии с индексом качества городской среды за 2023 год,  подготовленным Минстроем  России совместно с институтом развития ДОМ.РФ, Тюмень вышла на второе место среди  1117 городов страны, где проводился мониторинг (индекс рассчитывался по 36 параметрам).

Лучшие тюменские городские практики получали признание и на международном уровне. Скажем, подходы Тюмени к созданию сервисов «умного города» (в рамках цифровой трансформации городского хозяйства, а также повышения качества и сокращения сроков обслуживания населения) подробно обсуждались на Международном Муниципальном Форуме стран БРИКС+  в ноябре 2022 года. Чуть ранее в Рейтинге индекса интеллекта российских городов, представленном на третьем Всероссийском форуме по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город» в июле 2022 года, Тюмень заняла первое место среди городов с населением от 250 тыс. до 1 млн. жителей.

Большой опыт работы Руслана Кухарука в сфере муниципального управления, сочетание эффективного стимулирования развития городской экономики и инфраструктуры с навыками выстраивания эффективно работающих каналов обратной связи с гражданами стали важными мотивами для Кремля при принятии решения по его назначению на пост врио главы ХМАО, а для региональных элит — для оказания поддержки новому руководству региона. Для Югры Руслан Кухарук выступил одновременно в роли губернатора и «большого мэра», плотно занимающегося как региональной, так и муниципальной повесткой.

 Такой выбор федерального центра можно связать  и с фиксировавшимся социологами запросом жителей ХМАО на омоложение руководства региона, но с опорой на местные кадры. Кухарук родился в городе Урай в Ханты-Мансийском округе, а его становление в качестве управленца проходило в Тюменской области (в том числе на уровне регионального правительства).

Вероятными мотивами для назначения Кухарука могли быть также:

  • необходимость усилить внимание элит ХМАО к муниципальной повестке (включая формирование комфортной городской среды, благоустройство, комплексное развитие территорий).
  • запрос на выстраивание эффективно работающих каналов обратной связи с населением,
  • потребность в дальнейшей диверсификации региональной экономики,
  • необходимость выстраивания более тесного сотрудничества с федеральными ведомствами для подготовки новых программ развития на 2030-2036 годы (именно такой горизонт планирования был упомянут в ходе встречи Руслана Кухарука с президентом).
  • запрос федеральных властей на организацию более эффективного взаимодействия между ХМАО, Тюменской областью и Ямало-Ненецким автономным округом.

Новое качество взаимодействия округа и муниципалитетов в интересах повышения качества жизни людей, реализации нацпроектов и экономического развития региона стало одним из основных направлений работы нового главы ХМАО в течение лета-начала осени 2024 года. Руслан Кухарук в течение лета посетил все 22 муниципалитета автономного округа, в том числе, детально ознакомившись с ситуацией на уровне ряда поселков и конкретных строящихся объектов.

Важной стратегической составляющей политики нового губернатора стал принцип «работать там, где живут люди».  Как неоднократно подчеркивал новый глава ХМАО,  «ключ к росту  качества жизни — в муниципалитетах». А для этого важно понимание того, что «для полноценного развития муниципалитетов требуется внимание не только местной власти, но и координации со стороны региональной».

Кроме того, одной из ключевых характеристик управленческого стиля Руслана Кухарука является системный подход к развитию региона, не ситуативное реагирование на отдельные вызовы, а создание четко работающих механизмов и институтов, призванных решать подобные задачи в долгосрочной перспективе. Такой подход применяется новым руководством ХМАО по максимально широкому кругу вопросов — от реализации новой адресной программы расселения аварийного жилого фонда и подготовки необходимых решений по капремонту коммунальных сетей до региональных мер профилактики преступлений с использованием IT-технологий.

Прогноз АПЭК: в рамках работы с региональной и муниципальной повесткой ключевые приоритеты нового руководства региона будут связаны с несколькими содержательными линиями.

1.Кадровая политика Руслана Кухарука связана с соблюдением баланса между привлечением в команду специалистов-практиков, уже получивших опыт работы в ХМАО, а также зарекомендовавших себя управленцев, ранее отвечавших за важные направления в городской администрации Тюмени и правительстве Тюменской области.

Среди деятелей, вошедших в состав новой администрации и уже имеющих существенный опыт работы в  ХМАО — первый замгубернатора Алексей Забозлаев, заместитель губернатора по финансовым вопросам Вера  Дюдина, а также замгубернатора Эдуард Исаков, координирующий вопросы поддержки участников СВО и работу с новыми регионами, более 18 лет проработавший в бюджетных учреждениях округа, а затем 9 лет представлявший Югру в Совете Федерации. С работой в системе здравоохранения ХМАО связана  профессиональная биография заместителя губернатора региона Всеволода Кольцова, курирующего Департаменты здравоохранения, соцразития и Службы архивов региона. Почти 13-летний опыт работы в ХМАО имеет заместитель губернатора Анатолий Уткин, курирующий работу Департаментов административного обеспечения, а также по управлению госимуществом округа. Более 20 лет работают в округе курирующий вопросы экономики замгубернатора  Сергей Афанасьев, а также замгубернатора-директор Департамента информационных технологий и цифрового развития   Павел Ципорин.

При этом вместе с Русланом Кухаруком в руководство Югры пришли опытные управленцы, ранее работавшие за пределами округа: замгубернатора, глава Аппарата Губернатора и Правительства ХМАО Ирина Чудова, курирующий вопросы ЖКХ  и строительного надзора Владимир Кильтау, координирующая вопросы промышленного развития, охраны объектов культурного наследия и работу ветеринарной службы Наталья Огородникова, курирующий вопросы госзаказа и тарифов Аркадий Пилипчук.

Среди опытных управленцев, большая часть профессиональной карьеры которых была связана с другими регионами, отметим куратора дорожного хозяйства, строительства и технического надзора замгубернатора Азата Ислаева, с марта 2022 года занимающего этот пост в ХМАО, а до этого работавшего в сфере земельных отношений в Татарстане и Приморском крае.

Показателен пример заместителя губернатора Елены Майер, которая   начинала свою управленческую карьеру с работы в Комитете по внешним связям ХМАО, продолжила ее в органах власти Тюменской области (в том числе в качестве главы Департамента культуры региона), а затем была приглашена Русланом Кухаруком вернуться в администрацию Югры в новом качестве.

Ставка делается и на молодые кадры. Среди подобных примеров — назначение главой нового Департамента ЖКХ и энергетики региона 33-летнего Матвея Карова, до этого занимавшего пост директора Департамента строительства и ЖКХ автономного округа, а ранее получившего большой опыт работы в энергоотрасли: от электромонтера по обслуживанию подстанций до гендиректора  «Югорской региональной электросетевой компании».  Также можно отметить пример 32-летнего Кирилла Харитонова, возглавившего  Департамент внутренней политики ХМАО, а до этого получившего существенный опыт работы в Тюменской и Свердловской областях.

Вероятно, уже в перспективе 2025 года мы увидим и существенную кадровую перезагрузку на муниципальном уровне для повышения эффективности работы местных администраций. При этом для представителей муниципальных элит, хорошо зарекомендовавших себя в рамках реализации нацпроектов и ключевых региональных инициатив на местах, эффективная работа на этом направлении станет кадровым лифтом, позволяющим переходить на окружной уровень.

Для региональных управленцев важным критерием оценки их работы становится эффективность взаимодействия с муниципальными властями. Как подчеркнул в сентябре 2024 года Кухарук, «заместители губернатора, руководители окружных департаментов были максимально погружены в вопросы муниципального уровня и готовы оказать необходимую помощь в решении любого вопроса».

2.Значимой темой, влияющей на общественные настроения в округе и оценку ситуации в регионе федеральным центром, традиционно остается расселение аварийного жилья. Кухарук имеет значительный практический опыт в этой сфере: в течение нескольких лет он возглавлял департамент земельных отношений и градостроительства  Тюмени, а затем работал замглавы и главой администрации города.

Показательно, что в своем программном выступлении на заседании Думы Югры в сентябре 2024 года, когда он был избран губернатором региона, Кухарук поставил задачу переселения из аварийного жилья на первое место среди первоочередных вопросов развития округа. Эта же тема стала основной на первом заседании правительства ХМАО, которое он провел уже в качестве полноправного главы округа. На этом заседании было решено внести изменения в бюджет Югры на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, дополнительно направив 6,6 млрд рублей на реализацию региональной адресной программы по расселению из аварийного жилья, признанного таковым с 1 января 2017-го по 1 января 2022 года.

Губернатор инициировал реализацию новой региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда, которая позволит ликвидировать около 700 тыс. кв. метров такого жилья, позволяя улучшить жилищные условия для более чем 38 тыс. жителей.

Кухарук демонстрирует готовность учитывать детали — например, обратив внимание на сложные логистические условия в Октябрьском районе, что создает трудности с привлечением застройщиков. Профильному департаменту и муниципальным властям было поручено определить населенные пункты, где возникают подобные проблемы, чтобы окружные власти предприняли дополнительные шаги для  привлечения туда застройщиков.

Важным вопросом при посещении новым руководителем региона населенных пунктов округа стал мониторинг качества работ при строительстве жилья. При этом о необходимости  «принять меры по контролю качества в вводимом жилье» Кухарук напомнил как в ходе  посещения как городов (например, Мегиона), так и ряда поселков.

3.Строительство и модернизация объектов социальной инфраструктуры. Показательно, например, что одно из первых совещаний с участием нового врио главы региона в июне 2024 года было связано с обсуждением докладов его заместителей, которые по его поручению проинспектировали ход строительства  окружной клинической больницы в Нижневартовске.

В проведении  мониторинга приняли участие представители ОНФ, что еще раз свидетельствует о выраженном стремлении Кухарука привлекать общественных активистов к мероприятиям по контролю за реализацией социально значимых проектов — вероятно, не только регионального, но и местного уровня.

4.Реконструкция и строительство транспортных объектов. Кухарук — по итогам серии встреч с жителями региона — напомнил о ведущейся под его руководством работе по  формированию новой программы модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры.

Напоминая о приоритетах в этой сфере, губернатор (на тот момент в статусе врио) сослался на данные, собранные Центром управления регионом (ЦУР), что еще раз демонстрирует его готовность выстраивать стратегию развития округа с учетом мнения жителей на местах.

В число наиболее значимых транспортных объектов, на которых акцентирует внимание Кухарук, — автодорога из Октябрьского до Андры, а также мост через Обь в районе Андры. Как отметил губернатор, обсуждалась возможность включения проекта строительства этого моста в Стратегию пространственного развития России. На примере этого объекта очевидно: назначение нового врио главы региона стоит рассматривать и в рамках курса федерального центра на повышение эффективности работы каналов обратной связи с гражданами, и в контексте выработки федеральных стратегических документов.

 5. Возросло внимание властей округа к проблеме модернизации коммунальных сетей – также с учетом обращений жителей.

Специальное внимание в ходе рабочих поездок по населенным пунктам ХМАО новый руководитель региона уделил как вопросам реконструкции теплосетей, так и задачам в сфере организации водоснабжения. Для управленческого стиля Кухарука характерны системные решения в работе с проблемой, что предполагает в том числе увеличение темпов строительных или ремонтных работ. Например, при посещении Советского района Руслан Кухарук поручил правительству округа подготовить оптимальные предложения по капитальному ремонту коммунальных объектов и инженерных сетей в этом муниципалитете.

При этом новое руководство региона опирается на комплексный подход к вопросам теплоснабжения населенных пунктов. Например, в ходе рабочей поездки нового руководителя ХМАО в Кондинский район, важный центр деревообрабатывающей промышленности, отмечалось, что при модернизации объектов теплоснабжения в Междуреченском будет рассмотрен вопрос об их переводе на древесное биотопливо (щепу), промышленным производством которого занимается предприятие в городском поселении Мортка в том же муниципальном образовании.

6.Значимым каналом обратной связи между властями округа и гражданами при новом руководстве региона, вероятно, будут мероприятия профессиональных сообществ. Например,  в августе 2024 года в Ханты-Мансийске прошло традиционное совещание педагогических работников, в котором приняли участие и федеральные эксперты.

По итогам совещания Кухарук заявил, в частности, о необходимости  создания условий для привлечения молодых специалистов в систему образования и необходимости работы как региональных, так и муниципальных властей для решения этой задачи.

Избрание Руслана Кухарука на пост главы ХМАО предполагает переход от ситуативного реагирования региональных властей на проблемные сюжеты муниципального уровня к комплексной оценке ситуации в сфере ЖКХ, транспортного и жилищного строительства, функционированию социальных учреждений на местах, а затем по ее системному изменению.  Кухарук дал понять: к регулярному мониторингу, который будет положен в основу комплексной оценки, могут привлекаться как крупные общественные объединения (включая ОНФ), так и общественные  организации, занимающиеся одной или несколькими профильными темами.

Кроме того, губернатор неоднократно подчеркивал, что при формировании политики развития региона важно мнение каждого жителя — эффективному анализу сообщений граждан будет способствовать развитие цифровых сервисов в ХМАО, в том числе с опорой на опыт реализации подобных задач в Тюмени. В рамках работы по этому направлению поручение Департаменту информационных технологий и цифрового развития Югры совместно с Департаментом экономического развития создать цифровую платформу, которая позволит отслеживать основные показатели развития всех муниципальных образований региона.

2.Взаимодействие региона с крупным бизнесом: «пакт Кухарука»

 Возглавив ХМАО, Руслан Кухарук начал перезагрузку отношений окружных властей с ведущими экономическими игроками, представленными в регионе. «Корпоративный консенсус», сложившийся при предыдущем руководстве Югры, предполагал балансирование между интересами ключевых компаний и поиск ситуативных решений в случае усиления противоречий в среде представленного в округе крупного бизнеса. Отсутствие институционализации, универсальных правил работы с бизнесом привело сначала к резкому ослаблению, а затем и к утрате консенсуса. Новый губернатор предложил ведущим экономическим игрокам округа четко прописанный «пакт Кухарука» — ряд системных стратегических требований, которые де-факто становятся условиями для продолжения работы бизнес-игроков в регионе.

 Можно выделить несколько основных положений «пакта Кухарука».

 1.Углубление участия работающего в регионе крупного бизнеса в реализации социальных программ, в том числе в рамках взаимодействия с муниципалитетами. Например, посещая город Лангепас, Кухарук уделил особое внимание вопросам взаимодействия этого муниципалитета и корпорации «ЛУКОЙЛ». Так, ранее в городской школе №5 при поддержке этой компании был открыт класс технологического профиля и проведен ремонт, после которого в пяти кабинетах этого здания была создана коворкинг-зона с мини-музеем.

Курс новой управленческой команды региона предполагает дальнейшее углубление взаимодействия между властью и бизнесом для реализации таких проектов с усилением акцентов на повестку муниципального развития.

 2.Сотрудничество округа с крупными корпорациями необходимо для выхода на новый уровень реализации задач по инфраструктурному развитию региона. Среди ключевых направлений этого блока — дальнейшая масштабная газификация.

Эту тему Руслан Кухарук неоднократно поднимал в диалоге с «Газпромом», а также в ходе взаимодействия с федеральной властью. Например, участвуя в заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика», новый губернатор ХМАО напомнил о системном подходе по взаимодействию с Единым оператором – ООО «Газпром газификация», чтобы «обеспечить наиболее полный охват поселений, включенных в программу развития газоснабжения регионов России».

Уже сегодня уровень газификации в Югре (85,7%) превышает средние по стране показатели. Но системный подход позволяет оперативно реализовывать новые инициативы в этой сфере, в том числе ранее выдвинутые Владимиром Путиным. Например, уже в 2024 году к единой системе газоснабжения планируется подключить 11 садоводческих товариществ округа.

3.Власти  ХМАО развивают взаимодействие с компаниями регионального уровня — системообразующими предприятиями: с их менеджментом обсуждаются новые подходы к поддержанию жизненно важной энергетической инфраструктуры на местах.

Так, комментируя корректировку регионального бюджета, Кухарук напомнил, что  Департаменты строительства и ЖКХ, а также по управлению госимуществом Югры проводят серьезную работу с системообразующими предприятиями, которые «станут едиными центрами ответственности за надежность энергоснабжения региона», в частности, «принимать дополнительные меры безопасности и заниматься ликвидацией аварий». Разработка таких механизмов — один из примеров эффективной перезагрузки каналов обратной связи в округе.

4.Власти округа создают условия для более результативного взаимодействия бизнеса с социально ориентированными НКО и общественными организациями, в том числе для решения экономически значимых задач.

Так, в ходе прошедшего в начале октября в Ханты-Мансийске первого регионального форума студенческих и молодежных отрядов «ТрудКрут» губернатор от имени округа подписал соглашение о сотрудничестве с главой Центрального штаба молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Дмитрием  Парамоновым, одновременно поручив Департаменту молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Югры «проработать вопрос профессиональной подготовки студентов для их участия в строительстве крупных региональных объектов».

5.Эффективное взаимодействие власти и бизнеса в целях развития округа предполагает устранение избыточных бюрократических барьеров, замедляющих реализацию значимых проектов. 

Так, в ходе заседания комитета по проектному управлению и мониторингу социально-экономического развития ХМАО Кухарук напомнил, что в настоящий момент достигнуты целевые показатели портфеля проектов «Получение разрешения на строительство». Этого удалось достичь в том числе благодаря переводу документооборота в электронный формат, что позволило сократить время на утверждение градостроительных планов земельных участков, получение разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Губернатор напрямую поручил Департаменту строительства и архитектуры Югры при формировании новых целевых показателей «в первую очередь ориентироваться на мнение бизнес-сообщества».

Уже предпринятые новой управленческой командой ХМАО шаги в сфере сотрудничества власти и бизнеса получили определенное одобрение федерального центра. Показательно, что Руслану Кухаруку на заседании комиссии Госсовета «Эффективная и конкурентная экономика» было поручено возглавить рабочую группу «Социальное предпринимательство». Среди приоритетов, на которых акцентировал внимание новый губернатор округа в рамках работы на этой федеральной площадке — подготовка новых мер по поддержке семейного предпринимательства, что, по его оценке, «может стать одним из инструментов социально-экономического роста регионов».

«Пакт Руслана Кухарука» в сфере взаимодействия с предпринимателями связан с усилением социальных акцентов и вниманием к муниципальной проблематике в рамках такого сотрудничества, одновременной работой с разным уровнем задач, находящихся в сфере интересов как крупных корпораций, так и малого и среднего бизнеса, а также дальним горизонтом планирования, позволяющим не только поддерживать существующий уровень социально-экономического развития, но и создавать необходимую базу для реализации приоритетных целей на перспективу 2030-х годов.

3.Экономическая стратегия: диверсификация и научно-технологическая база

 Выступая с программной речью перед депутатами Думы ХМАО, Кухарук специально подчеркнул: «Югра – это мощный регион нашей страны, который по праву называют энергетическим сердцем России. Автономный округ на первом месте в стране по добыче нефти и производству электроэнергии, на втором месте по добыче газа».

Одним из конкурентных преимуществ ХМАО традиционно остается внимание к округу крупных федеральных корпораций, что создает возможности для развития не только нефтегазовой сферы, но и других отраслей региональной экономики.

Избрание на пост главы округа Руслана Кухарука — начало активизации работы по поддержке высокотехнологичных проектов и созданию необходимой базы для их реализации, выход на новый уровень реализации в регионе нацпроектов. На первом после избрания заседании окружного правительства новый губернатор обратил внимание на необходимость особого контроля за осуществлением нацпроектов, реализуемых в ХМАО, с ориентиром на 100-процентное исполнение планов-графиков по каждому из региональных проектов.

1.Ставка на высокотехнологичные проекты может затронуть  нефтегазовую сферу. Показательно, например, что в ходе визита в регион главы Минэнерго Сергея Цивилева  одной из ключевых тем его рабочей  встречи с Русланом Кухаруком, проходившей в Сургуте, стали проекты, связанные с применением инновационных решений при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти.

Кухарук считает одним из ключевых направлений экономического развития Югры воспроизводство ресурсной базы, «стратегическое сохранение уровня годовой добычи нефти для обеспечения энергетической безопасности страны». Для этих целей разрабатываются меры по стимулированию геологоразведочных работ и внедрению инновационных технологий добычи углеводородов, включающие в себя в том числе налоговые меры поддержки, установление преференций для предприятий, работающих в арктических территориях региона, снижение административных барьеров в сфере лицензирования недр.

Уже сегодня доля «трудной нефти» составляет около 24% от общего объема соответствующих ресурсов, добываемых в ХМАО. В ходе рабочей встречи с Цивилевым обсуждались  вопросы дальнейшего использования этого потенциала — в том числе благодаря привлечению к решению таких задач как крупных корпораций и федеральных ведомств, так и научных  центров.

Реализуются новые производственные проекты в сфере ТЭК. Например, в октябре правительством округа  был одобрен инвестпроект по производству дизельного топлива путем переработки вторичного сырья в Нижневартовске. Реализация проекта позволит перерабатывать до 3,6 тыс. тонн автомобильных шин и пластиковых отходов и производить до 1,85 тыс. тонн топлива. Запуск уникального предприятия, первого в России, где будут  применяться подобные технологии, будет иметь существенное экологическое значение  в сфере  ликвидации полигонов покрышек в регионе, прежде всего, в Нижневартовске и Нефтеюганске.

Руководство округа находится в постоянном контакте с крупными недропользователями, в том числе для решения задач по развитию социальной сферы региона. Например, на полях Петербургского международного экономического форума  врио главы региона подписал с председателем правления ПАО «Газпром нефть» Александром Дюковым дополнительное соглашение о сотрудничестве, в котором был зафиксирован курс на реализацию новых социальных программ (в том числе на местном уровне), улучшение инвестклимата,  внедрение наукоемких природоохранных технологий.

2.В бюджетной политике Кухарук делает акцент на социальную повестку в широком смысле. Например, на заседании Комиссии по бюджетным проектировкам на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов в начале октября в числе приоритетных направлений финансирования были названы как собственно социальные вопросы (помощь участникам СВО и членам их семей, увеличение социальных выплат, повышение размера оплаты труда работникам бюджетной сферы,  строительство социальных объектов на уровне муниципалитетов), так и задачи в сфере экономического и инфраструктурного развития  (капитальный ремонт дорог местного и регионального значения, формирование комфортной городской среды, благоустройство спортивных зон и прилегающих территории около образовательных учреждений, модернизация инфраструктуры ЖКХ).

Думой ХМАО по инициативе нового руководства региона были внесены корректировки в действующий закон о бюджете автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В экономической и инфраструктурной сфере, в частности, были выделены средства на капитальный ремонт дорог в Ханты-Мансийске в рамках реализации программы «Современная транспортная система». На 8,3 млрд. рублей были увеличены межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, общий объем межбюджетных трансфертов  составит после этого 145,7 млрд. рублей.

Кухарук предпринимает практические шаги по повышению бюджетной обеспеченности муниципалитетов, решения задач по формированию комфортной среды и благоустройства, а в стратегическом смысле — по созданию нового инфраструктурного каркаса округа на местном уровне. А это в конечном счете формирует более благоприятные условия для экономического развития населенных пунктов ХМАО и создания там новых рабочих мест, а значит — формирования в регионе экономики платежеспособного спроса, о чем неоднократно упоминал Владимир Путин.

3.Федеральная политика «индустриализации 2.0», безусловно, должна выйти на новый уровень в ХМАО. Так, при посещении Нягани в августе 2024 года Кухарук специально  отметил перспективы развития создаваемого здесь объекта федерального значения — особой экономической зоны промышленно-производственного типа, занимающей территорию около 272 га. Первые резиденты ОЭЗ должны начать работу на этой площадке уже  в 2025 году. Среди резидентов — Югорский лесопромышленный холдинг (планирует строительство в ОЭЗ мебельного завода мощностью около 4 млн. единиц выпускаемой продукции в год). Кроме того, на этой территории планируется открытие предприятий по производству биопротеина для АПК, выпуску полимерных труб,  домостроению, а также центра обработки данных.

Таким образом, развитие производственного потенциала округа будет иметь значение и для реализуемых в Югре социальных проектов — например, в сфере жилищного строительства и модернизации сетей ЖКХ.

4.Приоритетом команды Руслана Кухарука становится расширение экспортного потенциала предприятий региона, в том числе для создания новых рабочих мест на уровне расположенных здесь поселков.

Так, по итогам рабочей поездки в Кондинский район новый руководитель региона поручил региональному экономическому блоку  оказать поддержку по выводу продукции на рынки сбыта других субъектов Заводу по производству древесноволокнистых плит, расположенному в поселке Мортка. Ранее санкционная политика западных стран создала  новые вызовы для предприятия.

Отметим также подписание в ходе ПМЭФ-2024 соглашения о сотрудничестве ХМАО с Российским экспортным центром для решения типологически схожих задач.

5.В рамках поддержки высокотехнологичных отраслей и сфер деятельности можно выделить, например, курс на развитие в округе беспилотных авиасистем. Так, в 2025 году в регионе планируется создать  три новых площадки обслуживания беспилотников.

Один  наземный пункт управления БАС уже действует в поселке Междуреченский    Кондинского района. Беспилотные летательные аппараты используются, в частности, для мониторинга обстановки в период пожароопасного сезона и доставки медицинских грузов в отделенные поселки.

6.Команда Руслана Кухарука осуществляет планомерную деятельность по укреплению научно-технологической базы для новых экономических проектов. Например, в ходе переговоров с руководством фонда «Сколково» в июне 2024 года новый руководитель региона акцентировал внимание на реализации проекта по созданию научно-технологичного центра «Юнити Парк» в Сургуте. Кухарук отметил: «без научной платформы, которая помогла бы найти ключи к снижению затрат на добычу (нефти), мы не сможем развиваться».

7.В сфере внимания новых властей округа —  развитие транспортной инфраструктуры. Так, в ходе переговоров Кухарука с замгендиректора ОАО «РЖД» Иваном Колесниковым было заключено соглашение о реализации инвестпроекта по строительству и модернизации железнодорожных вокзалов на станциях Сургут и Пыть-Ях.

Дополнительным драйвером развития целого ряда муниципальных образований округа должен стать федеральный проект строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали с выходом к БАМу, а также возможность ее продления до порта Сабетта (то есть с выходом на Северный морской путь) и до Урумчи в КНР. Стратегическое значение для ХМАО имеет и проект создания железнодорожной линии «Полуночное – Обская».

В ходе рабочей поездки нового губернатора в Сургут в октябре был проинспектирован ход работ по строительству мостового перехода через Обь, имеющего особое значение для развития арктических территорий. Общая протяженность сооружения вместе с транспортными развязками составляет более 45 км, готовность объекта в настоящий момент вышла на уровень 55%.

8.Перспективным направлением экономического развития округа остается поддержка туристической отрасли. Например, в рамках обучения по программе «Гостеприимные города» под эгидой ВЭБ.РФ при поддержке Минэкономразвития командой Ханты-Мансийска был подготовлен план развития туристической отрасли города до 2030-го  и на перспективу до 2036 года — в частности, проект «Ханты-Мансийск – город продуктивных путешествий» по поддержке делового туризма.

Это направление может иметь перспективное значение в качестве драйвера поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, создания новых рабочих мест и диверсификации экономики Югры.

Основой экономической стратегии команды Руслана Кухарука в ХМАО становятся решения по встраиванию округа в крупные федеральные проекты (в том числе с учетом особого внимания Владимира Путина к развитию транспортных коридоров) в сочетании с детальным вниманием к роли подобных инициатив в развитии потенциала муниципальных образований региона и сопряжением таких задач с приоритетами в рамках поддержки социальной сферы. Особое значение, вероятно, приобретут проекты с долгосрочным горизонтом планирования – до 2036 года. 

4.Социальная политика: стратегические приоритеты и локальная повестка

 Одной из причин решения Кремля направить Руслана Кухарука в ХМАО является необходимость вывести на новый уровень реализацию в регионе федеральной политики, в том числе в рамках национальных целей развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, изложенных в указе президента от 7 мая 2024 года. В первую очередь среди этих целей были названы «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи».

Для северных регионов ярко выраженным традиционно является патерналистский запрос населения — прежде всего по поводу развития социальной сферы. Это можно объяснить наследием советского периода: руководство страны акцентировало внимание на необходимости поддержки таких территорий в рамках реализации стратегически значимых проектов. При этом целый ряд актуальных социальных проблем (например, связанных с необходимостью более масштабного жилищного строительства) также фиксировались в таких регионах еще в советскую эпоху.

Решение социальных задач имеет существенное экономическое значение — в том числе для сохранения молодых кадров в регионе и привлечения в округ специалистов из других частей страны, если в этом возникает необходимость.

Руслан Кухарук с первых недель работы еще в статусе врио главы ХМАО уделял внимание как вопросам строительства социальной инфраструктуры на уровне муниципалитетов, так и реализации проектов на этом направлении, которые позволят решать задачи регионального значения (например,  в  сфере образования).

Уже в качестве избранного губернатора он в рамках корректировки действующего закона о бюджете на 2024 год добился расширения финансирования региональной программы «Социальное и демографическое развитие», в соответствии с которой средства направляются на обеспечение выплат ежемесячных пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, на предоставление мер социальной поддержки участникам СВО и членам их семей, а также на приобретение жилых помещений для детей-сирот.

 Среди приоритетных в социальной сфере в логике работы новых властей округа можно выделить следующие направления.

1.В ходе рабочих поездок по муниципалитетам округа в сфере внимания нового руководителя региона находились вопросы качества и темпов строительства социальных объектов. По итогам такого мониторинга Кухарук напомнил об общественном запросе по поводу совместной работы муниципальных и окружных властей для реализации таких задач.

В этом проявляется комплексный подход к решению задачи со стороны новой управленческой команды округа. Например, анализируя причины отставания сроков завершения строительства здания школы в Приобье (Октябрьский район), Кухарук и муниципальные власти обратили внимание на перепроектирование необходимых инженерных сетей.

2.Создание новых и развитие потенциала действующих образовательных площадок региона осуществляется в рамках сотрудничества нового руководства ХМАО с федеральными вузами и крупными корпорациями.

Так, в ходе рабочей поездки Руслана Кухарука и главы Минэнерго Сергея Цивилева в Сургут гендиректор ПАО «Сургунефтегаз»  Владимир Богданов представил планы развития Центра политехнического обучения, действующего под эгидой этой корпорации. Здесь реализуется 796 образовательных программ, за год обучение проходят около 60  тыс. сотрудников компании и студентов. В этом же центре действует площадка по изучению инновационных технологий для каждого этапа производственного цикла.

Ранее в рамках ПМЭФ-2024 Кухарук подписал соглашение с Советом ректоров вузов ХМАО, Санкт-Петербургским отделением РАН и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого по поводу научно-образовательной деятельности и подготовки кадров высшей квалификации для нужд региона.

Кухарук неоднократно отмечал необходимость реализации стратегии подготовки специалистов по принципу «школа-колледж-вуз», что  предполагает поддержку профориентационных классов школ для получения учащимися производственных навыков, актуальных для будущей работы в сфере ТЭК, а также участие работодателей в формировании программ обучения.

Создается новая инфраструктура для реализации образовательной и молодежной политики. В частности, на личном контроле у губернатора находится  строительство учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард».

 3.Специальный акцент сделан на применении новых цифровых технологий для развития социальной сферы округа. Показательно, например, что по итогам XII Всероссийского конкурса региональной информатизации, результаты которого были объявлены в ходе состоявшегося в октябре форума «ПРОФ-IT» в Москве,  в номинации «Здравоохранение» победил проект югорских специалистов — уникальное программное решение «Геном Эксперт. Клиника», включающее в себя первую и единственную в стране базу знаний по генетике, которая должна способствовать более точной и оперативной постановке диагнозов. А в номинации «Образование и наука» на 1-е место вышла цифровая система «Профессиональный компас педагога-психолога», созданная Департаментом информационных технологий и цифрового развития и Департаментом образования и науки Югры ХМАО.

4.Особое значение в рамках социальной политики окружных властей имеет поддержка участников военной спецоперации и членов их семей. Так, по итогам рабочих встреч с жителями населенных пунктов округа Кухарук заявил о необходимости расширить список льгот для семей участников СВО, а также о жилищной поддержке родных участника спецоперации в случае гибели военнослужащего.

Среди первых шагов Руслана Кухарука после его избрания на пост губернатора в сентябре 2024 года — проведение встречи с семьями военнослужащих из региона, призванных в рамках частичной мобилизации. Глава ХМАО особо подчеркнул, что «из индивидуальных запросов складывается видение системных проблем, которые органы власти обязаны решить в пределах своих полномочий».

В июле 2024 года Кухарук, на тот момент в статусе врио главы региона, совершил командировку на Донбасс, передав военнослужащим необходимую технику и снаряжение, закупленное по запросу бойцов — в том числе квадроциклы, беспилотники,  приборы ночного видения, шлемы, бронежилеты.

Новые окружные власти тесно сотрудничают с региональным филиалом фонда «Защитники Отечества» — например, в июле 2024 года под эгидой этой организации в Сургуте была организована ярмарка вакансий для участников СВО и членов их семей. Это вполне соответствует и общенациональным практикам — в частности, соглашение с федеральным руководством фонда «Защитники Отечества» заключило Минэнерго. В подобных «ярмарках вакансий» в регионах традиционно принимают участие предприятия ТЭК, что в случае ХМАО имеет особое значение с учетом экономической специфики округа.

Планомерное развитие социальной инфраструктуры округа должно стать важным конкурентным преимуществом региона в борьбе за перспективные кадры, а значит, стимулом для более интенсивной реализации новых экономических проектов в ХМАО (как в сфере ТЭК, так и в рамках создания предприятий в других отраслях) на перспективу до начала 2040-х годов. С приходом в регион команды Руслана Кухарука вероятно усиление внимания окружных властей к осуществлению новых проектов, которые могут стать драйверами экономического развития и создания рабочих мест в малых населенных пунктах Югры.

5.Продвижение интересов региона: новые вызовы и новые решения

Экономическое значение ХМАО традиционно привлекает к региону особое внимание федеральных властей. Важной задачей руководства округа в таких условиях является максимально эффективное использование имеющихся конкурентных преимуществ как для поддержки  нефтегазовой  отрасли, так и для сотрудничества с федеральным центром при решении других стратегически значимых задач.

1.Происходит перезагрузка отношений между регионами «Большой Тюменской области» («Тюменской матрешки») — собственно Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО.

Вероятно, получит дополнительное развитие ряд совместных социально-гуманитарных проектов тех регионов, в том числе ориентированных на школьников. Например, реализуется совместный туристический проект трех регионов: дети, благодаря бюджетному финансированию могут посещать туристические центры в других субъектах «Тюменской матрешки» — например, школьники из ХМАО отправляться в Тюмень или Тобольск, а их ровесники из Тюмени — в Когалым, Ноябрьск или Ханты-Мансийск. В 2023 года  в проекте  было обозначено участие в таких программах детей из семей участников СВО. При новом губернаторе Югры может – во взаимодействии с коллегами из Тюменской области и ЯНАО — произойти дальнейшая доработка и расширение применения инициативы.

Аспекты экономического сотрудничества трех регионов «Большой Тюменской области» затрагивались и на Промышленно-энергетическом форуме TNF 2024 в сентябре. В нем от ХМАО приняли участие как управленцы региона, так и представители отрасли ТЭК. Кроме того, отдельный акцент был сделан на продвижении возможности компаний, являющихся резидентами Технопарка Югры. На выставке инновационных разработок в рамках форума компании из ХМАО представили собственную высокотехнологичную продукцию технологии, востребованную в сфере нефтегазового машиностроения и нефтесервиса.

Прогноз АПЭК: с учетом продолжения федеральной политики «новой индустриализации» взаимодействие Югры с другими субъектами «Тюменской матрешки» будет связано не только с решением социальных задач (закрепленных, например, в программе «Сотрудничество»), но и с взаимопомощью по развитию промышленного потенциала трех регионов.

С приходом в регион Руслана Кухарука можно ожидать и расширения повестки взаимодействия ХМАО с другими субъектами УрФО, для чего многие возможности могут быть заложены благодаря проведению в Югре масштабных тематических форумов. Так, в сентябре 2024 года в Ханты-Мансийске прошла XII Межрегиональная агропромышленная выставка УрФО, в которой приняло участие 14 предприятий АПК ХМАО.

2.Регион постоянно находится в сфере внимания деятелей федерального правительства, курирующих энергетику, строительство и промышленное развитие. Показательно, что уже вскоре после своего назначения на пост врио губернатора ХМАО Руслан Кухарук провел рабочие встречи с первым вице-премьером Денисом Мантуровым и вице-премьером Александром Новаком.

В ходе переговоров нового руководителя региона с Минэнерго обсуждались вопросы, связанные с развитием проектов не только в сфере нефтегазового комплекса в узком смысле, но и по более широкому кругу тем. Например, ветераны энергетической отрасли в ходе встречи с руководством округа и федерального ведомства поставили вопрос о необходимости возрождения училищ для подготовки специалистов в этой сфере. По этому поводу были подготовлены предложения в нацпроект «Новые атомные и энергетические технологии».

Состоялась рабочая встреча Руслана Кухарука с федеральным министром строительства и  ЖКХ  Иреком Файзуллиным, в ходе которой были рассмотрены задачи в сфере жилищного строительства и формирования комфортной городской среды в населенных пунктах региона.

Как подчеркнул Кухарук в ходе заседания обновленного правительства Югры в середине октября, «команда региона должна быть максимально вовлечена в работу федеральных органов власти по определению структуры новых нацпроектов и сопровождению всех заявок, инициатив и предложений от округа» в рамках обсуждения национальных целей развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

3.Внимание Кремля к вопросам поддержки арктических территорий создает дополнительные возможности для реализации потенциала соответствующих районов ХМАО.

Так, в ходе  рабочей встречи Руслана Кухарука с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым обсуждались вопросы развития Березовского и Белоярского районов округа. Были затронуты вопросы включения проектов по строительству моста через Обь в Октябрьском районе и созданию железнодорожной ветки «Полуночная – Обская – Салехард» в Стратегию пространственного развития России. По итогам этих переговоров было подписано соглашение о передаче части функций Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Фонду развития Югры.

4.Перспективным направлением становится развитие АПК ХМАО, для чего также важно взаимодействие региональных властей с федеральными ведомствами. В  регионе прошло зональное совещание по обеспечению ветеринарно-санитарного благополучия и развития животноводства под председательством статс-секретаря – замглавы Минсельхоза России Максима Увайдова. Уже сегодня в округе работают 945 предприятий АПК, на которых занято около 39 тыс. сотрудников, а в 2024 году на развитие отрасли в окружном бюджете выделено около 2 млрд рублей. Крайне важным проектом становится создание в Нефтеюганском районе ХМАО племенного репродуктора домашней птицы, производительность которого должна составить до 7,1 млн яиц в год.

 5.Дополнительные возможности по развитию экономического потенциала округа, в том числе в индустриальной сфере, создаются благодаря участию делегаций округа в крупных федеральных мероприятиях.

Так, в ходе выставки «Иннопром»-2024 на стенде ХМАО Руслан Кухарук вместе с замминистра промышленности и торговли России Иваном Куликовым и гендиректором «Мейджерпак РУС» Евгением Чайкой в формате телемоста провели запуск в Сургуте новой производственной линии завода «Мейджерпак» —  крупнейшего в мире предприятия по нанесению покрытия на насосно-компрессорные трубы. Новая производственная площадка позволяет увеличить мощности завода на 30%.

В перспективе 2025-2029 годов вполне вероятна реализация новых проектов по проведению форумов и иных отраслевых мероприятий на площадках самого ХМАО, что также будет способствовать расширению инвестиционного потенциала региона.

6.Развивая внешнеэкономическую стратегию Кремля на региональном уровне, команда Руслана Кухарука начала планомерную работу по расширению контактов с партнерами из стран «Глобального Юга».

Состоялась встреча врио губернатора ХМАО с руководителями международных СМИ стран БРИКС+, представляющих медиа-сообщество Бразилии, Египта, Кубы, Индии, Китая, Вьетнама, посетивших регион в рамках  специального ежегодного проекта BRICS GLOBAL MEDIA TOUR. Мероприятие было приурочено к IT-форуму с участием представителей государств БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске.

7.Новая управленческая команда региона плотно взаимодействует с полпредством президента в УрФО — как при предыдущем полпреде президента Владимире Якушеве, так и при назначенном в октябре на этот пост Артемом Жогой. Еще до своего назначения на нынешний пост Жога не раз посещал ХМАО.

Можно ожидать дальнейшего продуктивного сотрудничества  по продвижению региональных инициатив на федеральном уровне как с перешедшим на пост первого вице-спикера Совета Федерации Владимиром Якушевым, занимающим также пост врио секретаря  Генсовета «Единой России» и неоднократно напоминавшим о значении комплексной работы с региональной повесткой, так и с новым полпредом в УрФО.

Как напомнил Руслан Кухарук, комментируя  ротации в полпредстве, «благодаря личному участию и вниманию»  Артема Жоги «удалось масштабировать до федерального уровня одну из наших региональных инициатив – создание музея, посвященного трудовым династиям России».

Ключевой задачей губернатора Югры Руслана Кухарука становится реализация на региональном уровне стратегии Кремля по укреплению технологического суверенитета, кадрового потенциала, продовольственной безопасности страны. Эти приоритеты существенно расширяют потенциал ХМАО во взаимодействии с федеральным центром и — при сохранении специального внимания к нефтегазовому сектору округа — создают новые возможности для развития высокотехнологичных отраслей, АПК и образовательных центров Югры, в том числе на перспективу 2030-2040-х годов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: