Рейтинг регионов России по условиям благоприятствования рождению ребенка


Международному дню защиты детей Исследовательский центр ИТАР- ТАСС подготовил рейтинг «Где на Руси рожать хорошо», оценив регионы России с точки зрения благоприятности условий для рождения ребенка.

Итоговая позиция региона определялась за счет двух вспомогательных рей- тингов: материального стимулирования (изучались размеры региональных пособий, единовременных выплат и материнского капитала, обеспеченность дошкольными детскими учреждениями и т.д.) и нематериального благопри- ятствования (частота разводов; численность детей, оставшихся без попечения родителей; статистика младенческой и детской смертности и т.д.). В исследо- вание включены 83 региона; Крым и Севастополь не учтены в связи с недо- статком статистической информации.

Первое место в рейтинге заняла Московская область. В первую пятерку также вошли Ленинградская область, Санкт-Петербург, Воронежская область и Мо- сква. Аутсайдерами стали субъекты Дальневосточного (6 регионов) и Сибир- ского (3 региона) федеральных округов.

Однако рассматривать созданные региональными властями условия для по- вышения рождаемости в отрыве от фактических показателей демографии было бы неправильно, так как в ряде субъектов РФ (в первую очередь — в национальных республиках) ситуация с рождаемостью может быть признана благополучной. Поэтому специалистами ИЦ ИТАР-ТАСС были сопоставлены результаты исследования с данными по 20 регионам с наименьшим количе- ством зарегистрированных родившихся в расчете на 1000 населения в 2013 году.

В результате анализа регионы с демографическими проблемами были раз- делены на три категории по степени активности предпринимаемых мер по ис- правлению ситуации. В категорию активно создающих условия для преодоле- ния негативной тенденции вошли Ленинградская, Смоленская, Воронежская, Волгоградская области и Москва. Регионы, в которых усилия по исправлению ситуации представляются недостаточными, — Рязанская, Псковская и Тверская области.

Место

в рейтинге

Регион Количество баллов
1 Московская область 59
2 Ленинградская область 58
3 Санкт-Петербург 57
4 Воронежская область 54
5 Москва 46
6 Волгоградская область 43
7 Калининградская область 42
8 Смоленская область 41

9 – 11

Оренбургская область 40
Чувашская Республика
Ярославская область

12 – 13

Ульяновская область 39
Ханты-Мансийский автономный округ

14 – 15

Краснодарский край 38
Республика Адыгея

16 – 18

Ненецкий автономный округ 37
Ставропольский край
Тюменская область
19 – 23

Белгородская область

Республика Карелия

Ростовская область

Саратовская область

Тамбовская область

36
24 — 25 Пензенская область

Удмуртская Республика
35
26-28
Владимирская область

Костромская область

Республика Якутия (Саха)
34
29-31

Республика Калмыкия

Республика Мордовия

Свердловская область

33
32-34

Вологодская область

Новгородская область

Челябинская область

32
35-43

Брянская область

Кабардино-Балкарская

Республика

Карачаево-Черкесская

Республика

Омская область

Республика Ингушетия

Республика Марий Эл

Республика Татарстан

Самарская область

Чеченская Республика

31
44-49

Калужская область 30

Курганская область

Липецкая область

Орловская область

Сахалинская область

Тульская область

30
50-54

Ивановская область

Кировская область

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Северная

Осетия-Алания

29
55-59

Курская область

Мурманская область

Нижегородская область

Республика Коми

Томская область

28
60-67

Алтайский край 27

Астраханская область

Новосибирская область

Пермский край

Псковская область

Республика Башкортостан

Республика Хакасия

Ямало-Ненецкий автономный

округ

27
68-70

Красноярский край

Тверская область

Хабаровский край

26
71-73

Забайкальский край

Кемеровская область

Рязанская область

25
74 Архангельская область 24
75-76

Приморский край

Республика Алтай   

23
77              Амурская область 22

78 – 80

Иркутская область 21
Республика Тыва
Чукотский автономный округ
81 Еврейская автономная область 18
82 Камчатский край 15
83 Магаданская область 14

Фактические показатели рождаемости в регионах 

Число зарегистрированных родившихся в расчете на 1000 населения по данным Росстата за 2013 год.

1 Республика Тыва 26,1
2 Чеченская Республика 24,9
3 Республика Ингушетия 21,4
4 Республика Алтай 20,9
5 Республика Дагестан 18,8
6 Республика Бурятия 17,6
7 – 8 Республика Саха (Якутия) 17,5
Ханты-Мансийский автономный округ
9 Тюменская область  17
10 Ненецкий автономный округ 16,6
11 Ямало-Ненецкий автономный округ 16,4
12 Забайкальский край 15,9
13 Республика Хакасия 15,7
14 Иркутская область 15,6
15 Кабардино-Балкарская Республика 15,5
16 Республика Северная Осетия-Алания 15,3
17 – 20 Астраханская область 14,8
Омская область
Оренбургская область
Республика Татарстан
21 Пермский край 14,7
22 – 24 Республика Башкортостан 14,6
Республика Марий Эл
Удмуртская Республика
25 – 27 Красноярский край 14,5
Республика Калмыкия
Свердловская область
28 – 30 Новосибирская область 14,2
Республика Коми
Челябинская область
31 Амурская область 14,1
32 – 34 Курганская область 14
Хабаровский край
Чувашская Республика
35 – 37 Вологодская область 13,8
Карачаево-Черкесская Республика
Томская область
38 Еврейская автономная область 13,7

 

68 – 69

Липецкая область                                11,4
Тверская область
70 Москва 11,3
71 Ивановская область 11,2

72 – 74

Брянская область 11,1
Владимирская область
Орловская область
75 Псковская область 11
76 Рязанская область 10,8

77 – 78

Воронежская область 10,7
Пензенская область
79 Смоленская область 10,6
80 Республика Мордовия 10,1
81 Тульская область 9,9
82 Тамбовская область 9,6
83 Ленинградская область 9
        Сравнение показателей рождаемости в регионах с предпринимаемыми их властями усилиями по стимулированию рождаемости 

Наиболее демографически

неблагополучные регионы

Число зарегистрированных

родившихся в расчете на

1000 населения в 2013 году

Место в рейтинге регионовпо условиям

для рождения детей

Ленинградская область

9

1

Тамбовскаяобласть

9,6

23

Тульскаяобласть

9,9

49

РеспубликаМордовия

10,1

30

Смоленскаяобласть

10,6

8

Воронежскаяобласть

10,7

3

Пензенскаяобласть

10,7

24

Рязанскаяобласть

10,8

73

Псковскаяобласть

11

64

Брянскаяобласть

11,1

35

Владимирскаяобласть

11,1

26

Орловскаяобласть

11,1

47

Ивановскаяобласть

11,2

50

Москва

11,3

5

Липецкаяобласть

11,4

46

Тверскаяобласть

11,4

69

Саратовскаяобласть

11,5

22

Белгородскаяобласть

11,6

19

Волгоградскаяобласть

11,6

6

Ульяновскаяобласть

11,6

12

При составлении рейтинга использована статистика Росстата и информация, опубликованная на официальных сайтах региональных органов власти.

Вес итогового показателя формируется в равных пропорциях за счет показа- телей двух вспомогательных рейтингов — материального стимулирования и нематериального благоприятствования.

В рамках вспомогательного рейтинга материального стимулирования регионы были оценены по четырем параметрам по десятибалльной шкале, где

10 присваивается наилучшему результату, а 0 — наихудшему.

Параметры оценки для категории «материальное стимулирование»:

1. Коэффициент ежемесячного регионального пособия на ребен- ка. Учитывается доля ежемесячного базового пособия на ребенка, установленного в субъектах РФ в 2011 году, от величины прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 15 лет в четвертом квартале

2011 года.

2. Коэффициент единовременного денежного пособия, выпла- чиваемого из регионального бюджета при рождении первого ребенка, льгот на которого не предусмотрено (ребенок здоров, ни один из родителей не является инвалидом или военнослужа- щим, семья полная, не многодетная, не малоимущая и не соответ- ствует прочим условиям для того, чтобы претендовать на льготы). В некоторых регионах и городах единовременное пособие выплачи- вают только молодым семьям или только семьям, в которых ребенок родился в течение года (Пензенская область) или двух лет (ХМАО) с момента регистрации брака. Такие случаи не учтены. За основу рас- четов взяты только пособия на рождение ребенка, выплачиваемые всем без исключения. Коэффициент рассчитан на основе доли единовременного денежного пособия на первого ребенка от величины прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 15 лет.

3. Коэффициент единовременного денежного пособия, выпла- чиваемого из регионального бюджета при рождении второго ребенка, если этот ребенок и его родители не относятся ни к одной из льготных категорий. Учитывается доля единовременного денежного пособия на второго ребенка от величины прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 15 лет.

4. Коэффициент регионального материнского капитала. При расчете показателя учитывался размер выплат и то, за которого по счету ребенка его родители получают средства из регионального бюджета.

Из отчета о всероссийской переписи населения 2010 года была взята статистика о количестве детей у женщин 15-44 лет, проживающих в частных домохозяйствах и указавших в ходе переписи количество рож- денных детей. 

О двух рожденных детях заявили 6 399 407 женщин, о трех — 1 242 480, о четырех — 276 402, о пяти и более — 151 503.

Больше всего регионов, 65, выплачивают региональный материн- ский капитал за третьего ребенка. Поэтому каждый рубль, выплачи- ваемый как региональный материнский капитал на третьего ребенка, был взят за единицу. Исходя из статистики по количеству детей у одной матери и рассчитанной на ее основе вероятности того, что региональ- ным властям придется платить за рождение каждого последующего ре- бенка, сумма, выплачиваемая на рождение четвертого ребенка, была разделена на 4,5; на пятого и последующих — на 8.

Судя по статистике переписи населения, вероятность рождения у рос- сийской женщины второго ребенка в 5 раз выше, чем вероятность рож- дения третьего. Поэтому для регионов, власти которых выплачивают материнский капитал на второго ребенка, сумма выплат была умноже- на на 5.

Вспомогательный рейтинг нематериального благоприятствования предусматривает оценку регионов по четырем параметрам по десятибалльной шкале:

1. Коэффициент младенческой и детской смертности. Показатель представляет собой среднее арифметическое коэффициентов младенческой смертности (рассчитан на основе количества детей, умерших в возрасте до одного года, на тысячу родившихся живыми в 2012 году) и детской смертности (рассчитан на основе количества детей, умерших в возрасте до пяти лет, на тысячу родившихся живыми в 2012 году).

2. Коэффициент разводов. Показатель основан на количестве разводов в расчете на 1000 населения. Использованы данные 2012 года.

3. Коэффициент социального сиротства. Показатель основан на соотношении численности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и численности постоянного населения регионов за 2012 год. Доля воспитанников детских приютов учитывалась в структуре постоянного населения, а не общего количества несовершеннолетних, из-за отсутствия достоверной ста- тистики по второму показателю.

4. Коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреж- дениями. За основу взята статистика по количеству детей на сто мест

в дошкольных образовательных учреждениях в 2012 году и процент городского населения в каждом из регионов.

Возможность устроить ребенка в детский сад для городских жителей имеет большее значение, чем для представителей села, где нехватка детских садов компенсируется большими семьями. При расчете пока- зателя количество детей на 100 мест в детском саду было умножено на процент городского населения в регионе. Коэффициент обратно про- порционален получившемуся значению.

Например, в четырех регионах на 100 мест в детских садах претендуют по 109 детей: в Санкт-Петербурге (100% городского населения), Костромской (70,5%) и Ростовской (67,7%) областях и в Республике Башкортостан (61,1% городских жителей). Чем больший процент на- селения живет в сельской местности, тем выше итоговый коэффициент. Так, коэффициент обеспеченности детскими садами с учетом доли сель- ских жителей для Санкт-Петербурга равен 1, Костромской области — 4, Ростовской области — 5, Башкортостана — 6.

Рейтинг материального стимулирования

Место 

в рейтинге 

Регион Количество баллов
1 Московская область 35
2 Санкт-Петербург 33
3 Ленинградская область 29
4 Воронежская область 28
5 Волгоградская область 24
6 Москва 23
7 Смоленская область 22
8 Калининградская область 20

9 – 10

Ханты-Мансийский автономный округ 19
Ярославская область
11 Оренбургская область 17
12-14

Ульяновская область

Хабаровский край

Челябинская область

15
15-16 Республика Карелия

Сахалинская область
14
17-18 Республика Саха (Якутия)

Ставропольский край
13
19-21 Саратовская область

Свердловская область

Ямало-Ненецкий автономный

округ
12
22-25 Кемеровская область

Краснодарский край

Ростовская область

Удмуртская Республика
11
26-32 Амурская область

Владимирская область

Вологодская область

Калужская область

Костромская область

Орловская область

Тюменская область
10
41 – 45        Белгородская область                             8                            
Брянская область
Мурманская область
Республика Хакасия
Чувашская Республика
46 – 51 Ивановская область 7
Кировская область
Курганская область
Липецкая область
Пензенская область
Приморский край
52 – 60 Астраханская область 6
Красноярский край
Нижегородская область
Республика Коми
Республика Мордовия

Республика Северная

Осетия-Алания

Республика Татарстан
Самарская область
Тамбовская область
61 – 68 Еврейская автономная область

       5        

75 – 78

Архангельская область

Кабардино-Балкарская             

Республика                                                 

               3               

Карачаево-Черкесская

Республика

Республика Дагестан

79 – 82

Республика Алтай                                        2                               
Республика Башкортостан       
Республика Ингушетия
Республика Тыва
83 Чеченская республика   1
Первый показатель, формирующий общий балл региона в рейтинге материального стимулирования, — это коэффициент ежемесячного регионального пособия, выплачиваемого на ребенка в возрасте до 15 лет. В его основе лежит процент базового пособия от величины прожиточного минимума на ребенка. Наивысший балл по этому показателю получили три региона: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. По 9 баллов получили Республика Саха (Якутия), Ставропольский край и Ханты-Мансийский автономный округ. Наименьший балл так же у трех регионов: Камчатского края, Ненецкого

автономного округа и Пермского края. 
Второй показатель — это коэффициент единовременного пособия, выплачиваемого из регионального бюджета при рождении первого ребенка. 10 баллов в этой категории получила только Воронежская область. По 9 баллов у Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В 67 регионах такое пособие не выплачивается, следовательно, коэффициент равен нулю. 
Максимальное значение коэффициента единовременного пособия, выплачиваемого из регионального бюджета при рождении второго ребенка, — у Санкт-Петербурга. По 9 баллов получили Воронежская и Ленинградская области. В 63 регионах такое пособие отсутствует. В ряде случаев подобное решение региональных властей более чем оправдано, и собственно самим здравым смыслом. Так, единовременное пособие при рождении первого и второго детей отсутствует в национальных республиках, лидирующих по приросту населения. Наибольшее значение коэффициента регионального материнского ка- питала получили Московская, Сахалинская и Смоленская области. По 9 баллов набрали Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Минимальное значение показателя у 6 регионов, где материнский капитал выплачивают только из федерального бюджета. Это Москва, Пензенская область и 4 республики: Башкортостан, Ингушетия, Татарстан и Чеченская Республика.

нематериального



Коэффициент младенческой и детской смертности имеет максималь- ное значение в Ненецком автономном округе, по 9 баллов набрали Санкт- Петербург и Тамбовская область. Низшие значения коэффициента у пяти регионов: Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа и трех республик: Дагестана, Тывы и Чеченской Республики.

Место

в рейтинге

Регион Количество баллов
1 Чувашская Республика 32
2 – 3 Тамбовская область 30
Чеченская Республика

4 – 7

Ленинградская область 29
Республика Адыгея
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия

8 – 12

Белгородская область 28

Кабардино-Балкарская

Республика

Карачаево-Черкесская

Республика

Ненецкий автономный округ
Пензенская область

13 – 15

Краснодарский край

Республика Мордовия

Тюменская область
27
16-19 Воронежская область 26
  Республика Дагестан                          
  Республика Марий Эл                                         
Тульская область
20 – 23       Республика Башкортостан         25                  
Ростовская область                                                  
Самарская область
24 – 32           Владимирская область 24                   
Костромская область
Московская область
Республика Бурятия
Санкт-Петербург
Саратовская область
Ставропольский край
Удмуртская Республика
Ульяновская область
33 – 43 Алтайский край 23

Второй показатель, положенный в основу рейтинга нематериального благо- приятствования, — это коэффициент разводов. Показатель определяется исходя из количества разводов в расчете на 1000 населения. Наивысший балл в этой категории получили Республика Ингушетия и Чеченская Респу- блика, 9 баллов — у Республики Дагестан. Минимальное значение показателя имеют Камчатский край и Магаданская область.

С полной версией рейтинга можно ознакомиться по ссылке
bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: