Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий в январе 2014 года


Исследование медиа-активности Избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в январе 2014 года показало, что еще не во всех регионах организаторы выборов вошли в рабочий ритм. Так, в большой группе регионов Избирательные комиссии пропали из информационного поля на целый месяц. Однако по порядку.

Метод ранжирования Избирательных комиссий основан на прозрачном инструментарии. Для определения медиа-активности региональных Избиркомов были посчитаны все новостные сообщения, опубликованные на официальных сайтах комиссий в январе 2014 года. Затем эти данные были собраны в таблицу и проранжированы.

Распределение мест в рейтинге целиком зависит от количества новостных сообщений на официальных сайтах комиссий. Мы не анализировали информационный шлейф в СМИ, который сопровождает деятельность избиркомов, поскольку источником всех новостных сюжетов являются действия комиссии, которые освещаются на официальном сайте. Как правило, количество новостей, созданных журналистами в 2-3 раза больше, чем количество событий с участием Избиркомов. Исключением являются урбанизированные регионы, где СМИ работают гораздо активнее.

Итак, рейтинг медиа-активности в январе 2014 года возглавили Избирательные комиссии Волгоградской, Новосибирской и Иркутской областей, Республики Хакасия и Белгородской области. Организаторы выборов в этих регионах наиболее активно освещали свою деятельность. Пятерка лидеров заслуживает особого внимания. Разберем структуру новостей в каждой комиссии.

1 место. Избирательная комиссия Волгоградской области опубликовала за январь без малого 80 новостей. Однако, из этого массива информации значительную часть составляют перепечатки материалов федеральных СМИ – 40 сообщений или 50% от всего объема. Большое внимание в Волгоградском избиркоме уделяют освещению событий политической жизни Москвы. Часто встречаются большие статьи о деятельности оппозиционеров Алексея Навального и Владимира Рыжкова, губернатора Кировской области Никиты Белых. Баланс между федеральными и региональными новостями нарушен.

2 место. В отличие от своих южных коллег в Избирательной комиссии Новосибирской области освещают исключительно свою деятельность – 60 новостей посвящены работе ТИКов, подготовке к выборам, обучению членов комиссий. Большое количество качественных новостей связано с активной работой комиссии по подготовке к выборам в органы местного самоуправления, которые назначены на 2 марта и выборам мэра Новосибирска, запланированным на 6 апреля.

3 место. Избирательная комиссия Иркутской области тоже занята подготовкой к муниципальным выборам, которые пройдут в марте-апреле. На официальном сайте комиссии опубликовано 55 новостей, освещающих работу комиссии.

4 место. Белгородский избирком опубликовал 44 новости о текущей работе комиссий различного уровня, большинство из них снабжены фотографиями. Материалы одинаково хорошо воспринимаются специалистами и рядовыми гражданами.

5 место. Избирательная комиссия Республики Хакасия опубликовала в январе 41 заголовок новостей. Существенным недостатком публикаций является то, что они доступны для просмотра только после скачивания текстового файла в формате DOC. Все новости нацелены на освещение деятельности комиссии, перепечаткой новостей федеральных СМИ в Хакасии не занимались.

Избиркомы-молчуны

В январе в России было три региональных Избирательных комиссии, которые полностью игнорировали освещение своей деятельности. Немыми оказались Избиркомы Республики Северная Осетия и Еврейского автономного округа. Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа отличилась тем, что не указывала даты публикации своих новостей, поэтому идентифицировать январские новости не удалось.

Меньше 5 новостей в январе разместили 20 сайтов региональных избиркомов, по уровню закрытости они сравнимы со спецслужбами.

Сайт-динозавр

Неприятно удивили сайты избирательных комиссий Москвы и Подмосковья, которые могут поспорить между собой за звание худшего сайта регионального избиркома. Сайты этих комиссий не выдерживают критики по уровню оптимизации и доступности важной информации. По состоянию на 1 февраля 2014 года на сайте Московского городского Избиркома отсутствует ссылка на сайт ГАС «Выборы», а на самом сайте комиссии самые свежие данные о выборах датированы 2009 годом. Это означает, что москвич не сможет получить исчерпывающую информацию о результатах выборов в Москве на официальном сайте городского Избиркома. Подобная закрытость только раздражает современного гражданина, интересующегося политической жизнью.

Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий в январе 2014 года

Место Комиссия субъекта Общее количество публикаций на официальном сайте
1 Волгоградская область 80
2 Новосибирская область 60
3 Иркутская область 55
4 Белгородская область 44
5 Республика Хакасия 41
6 Республика Коми 39
7 Ямало-Ненецкий автономный округ 34
8 Республика Башкортостан 31
9 Республика Татарстан 31
10 Калужская область 28
11 Мурманская область 25
12 Пермский край 24
13 Алтайский край 22
14 Калининградская область 17
15 Пензенская область 17
16 Санкт-Петербург 17
17 Курганская область 16
18 Московская область 16
19 Чеченская Республика 16
20 Курская область 15
21 Томская область 15
22 Ульяновская область 15
23 Приморский край 13
24 Забайкальский край 13
25 Воронежская область 12
26 Краснодарский край 12
27 Республика Марий Эл 12
28 Нижегородская область 12
29 Псковская область 12
30 Самарская область 12
31 Тульская область 12
32 Республика Алтай 12
33 Астраханская область 12
34 Тамбовская область 11
35 Оренбургская область 10
36 Ставропольский край 10
37 Тверская область 9
38 Владимирская область 8
39 Ивановская область 8
40 Свердловская область 8
41 Удмуртская Республика 8
42 Хабаровский край 8
43 Ненецкий автономный округ 8
44 Амурская область 7
45 Костромская область 7
46 Новгородская область 7
47 Чувашская Республика 7
48 Республика Калмыкия 7
49 Липецкая область 6
50 Омская область 6
51 Ярославская область 6
52 Архангельская область 5
53 Республика Карелия 5
54 Кемеровская область 5
55 Ленинградская область 5
56 Магаданская область 5
57 Республика Мордовия 5
58 Орловская область 5
59 Ростовская область 5
60 Сахалинская область 5
61 Республика Дагестан 4
62 Республика Ингушетия 4
63 Кабардино-Балкарская Республика 4
64 Кировская область 4
65 Смоленская область 4
66 Республика Саха (Якутия) 4
67 Брянская область 4
68 Камчатский край 4
69 Вологодская область 3
70 Красноярский край 3
71 Республика Тыва 3
72 Челябинская область 3
73 Москва 3
74 Республика Бурятия 2
75 Карачаево-Черкесская Республика 2
76 Рязанская область 2
77 Саратовская область 2
78 Республика Адыгея 1
79 Тюменская область 1
80 Чукотский автономный округ 1
81 Ханты-Мансийский автономный округ 0
82 Еврейская автономная область 0
83 Республика Северная Осетия 0

Выводы

Значительная доля региональных Избирательных комиссий фактически пропала с информационного поля в январе 2014 года. Такая ситуация недопустима, поскольку создает благодатную почву для обвинений Избиркомов в непрозрачности работы.

Несмотря на то, что большинство сайтов Избирательных комиссий отвечают современным требованиям по функциональному наполнению и оперативности, существуют вопиющие примеры малоинформативных сайтов. Самое удивительное в том, что откровенно слабые сайты принадлежат Избиркомам Москвы и Московской области. Ведь это наиболее густонаселенные регионы России, а значит, запрос на качественную информацию о выборах здесь самый высокий.

Безусловно, медиа-активность Избиркомов определяется текущей загруженностью и близостью выборов. Однако, ситуация, когда региональный Избирком публикует менее 5 новостей в месяц, тоже ненормальна. Это свидетельствует о нежелании комиссии сотрудничать со СМИ и рассказывать о своей работе. Возникает закономерный вопрос: А работал ли этот Избирком-молчун в течение месяца?

Всем Избирательным комиссиям есть над чем работать. Если актуальная информация об избирательном законодательстве представлена практически на всех сайтах комиссий, то доступной информации о выборах нет почти нигде. На сайтах Избиркомов отсутствует инфографика или другие графические материалы, которые могли бы помочь с восприятием результатов выборов. Зачастую актуальные данные о региональных и местных выборах доступны только в ГАС «Выборы».

Первый Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий показал, что разница в освещении деятельности региональных избиркомов слишком поляризована. Менее 10 новостей в январе 2014 года опубликовали 47 Избиркомов, меньше 5 новостей опубликовали 20 Избиркомов. Пять самых медиа-активных комиссий опубликовали в сумме 280 новостей в январе, а пять самых «неразговорчивых» комиссий опубликовали всего 7 новостей.

Доверие избирателя нельзя завоевать сразу, его нужно растить, как капризного ребенка.

Рейтинг подготовил независимый политолог Владислав Федоров.   

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: