Регионы обязаны выделять деньги на средства обучения и обязательно иметь отчёты за их использование


Глава Министерства образования и науки направил письма главам 10 регионов с требованием принять необходимые дополнительные меры в обеспечении школ учебниками за счёт средств региональных бюджетов, а также провести внутреннюю проверку по вопросу бесплатного предоставления учебников школьникам – сообщают «Известия».
Письма были разосланы в Республику Калмыкия, Республику Дагестан, Республику Бурятия, Карачаево-Черкесскую Республику, Кабардино-Балкарскую Республику, Забайкальский край, Ставропольский край, Волгоградскую область, Тамбовскую область, Пензенскую область.

Согласно Закону об образовании в РФ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, образовательные организации бесплатно предоставляют в пользование учебники и учебные пособия. Какие-либо денежные поборы на покупку учебников с родителей учащихся являются нарушением законодательства.
По данным Министерства образования и науки, в ряде регионов участилось количество обращений родителей, которые недовольны практикой дополнительных сборов на покупку учебников для детей. 
Елена Брызгалина:
— Согласно части 1 ст 35 ФЗ № 273 от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся по основным образовательным программам за счет федерального бюджета, региональных или муниципальных бюджетов в пределах ФГОС бесплатно получают в пользование учебники и учебные пособия на весь срок освоения программы. Бюджетные денежные нормативы на учебники, пособия и средства обучения и воспитания (мел, интерактивные доски) зависят от уровня субъекта РФ. Регионы обязаны выделять на это средства и обязательно иметь отчёты за их использование. В этой связи письмо Министерства образования, разосланное главам субъектов, можно рассматривать как способ обратить внимание на исполнение предусмотренной законом нормы.
Как происходит на практике? Образовательное учреждение (учитель) строго из списка учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего, основного общего и среднего общего образования, выбирает линейку учебников для предмета и каждой параллели. Происходит это примерно зимой, в ряде регионов эту функцию выполняют методические объединения учителей по предметам. Информация либо передаётся на уровень муниципалитета, и там осуществляется закупка, или школа сама закупает учебники, но на практике так происходит редко (оптовая закупка всегда дешевле). К началу учебного года школа получает заказанные учебники и пособия. 
Однако при реализации предусмотренной законом нормы надо учитывать объективные сложности.

Во-первых, срок использования закупленного учебника — 5 лет. Сохранится ли он за это время? Получив исписанный, порванный, содержащий надписи учебник, ученик и его родители имеют право попросить замену. Соответственно, докупать учебники взамен испорченных стоит денег. Поэтому в дефиците учебников может быть эта причина.
Во-вторых, федеральный перечень учебников формируется после экспертизы и действует в течение трех лет. Дефицит учебников может возникнуть из-за смены линеек учебников, вошедших в перечень.
В-третьих, в последние годы с целью поддержания единого образовательного пространства страны и в целях совершенствования преподавания отдельных предметов принимаются Концепции преподавания школьных предметов — математики, русского языка, литературы. В мае 2014 года была принята Концепция нового учебно-методического комплекса по истории. Произошедшие изменения были кардинальными для школы: отказ от концентра в пользу линейного изучения истории, синхронизации преподавания отечественной и всеобщей истории, сильно изменились трактовка и даже наименования некоторых исторических событий. 
Причём преподавание на основании новой Концепции началось до выхода в свет новых учебников, а сейчас как раз подошло время закупки обновлённых линеек учебников. Отчасти дефицит может возникнуть из — за введения Концепций преподавания отдельных предметов. В настоящее время готовится Концепция модернизации преподавания обществознания, обсуждаются не менее радикальные в сравнении с историей изменения. Её непродуманное и скоропалительное принятие так же может усугубить дефицит учебников и приведёт к новому бюджетному бремени для субъектов.
В любом случае с конкретными обращениями родителей о невыполнении нормативного обеспечения учебниками необходимо разбираться на месте: имеет место нерациональное расходование средств, существует ли дефицит бюджета на закупку учебников, произошло ли массовое изнашивание учебников, хватает ли рекомендованных учебников именно по выбранной учителем линейке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: