Обязательства федерального бюджета перед дефицитными регионами возрастают


Число регионов России, которые закончили 2019 год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с 2018-м более чем в два раза – с 15 до 35. Данные Минфина об исполнении консолидированных бюджетов субъектов приводит РБК. Суммарный дефицит регионов составил 233 млрд рублей.
Лидером по доле расходов консолидированного бюджета, которые не покрываются доходами, стала Московская область – 9,1 % от общей суммы расходов. Также в лидерах по доле расходов бюджета Башкирия, Севастополь, Иркутская, Липецкая и Тамбовская области (от 6,4 % до 4,7 %).

На поддержку сбалансированности региональных бюджетов правительство РФ в текущем году направит 39,4 млрд рублей.

Сергей Смирнов:

– Значительную часть региональных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это федеральный налог, его ставка устанавливается на федеральном уровне, но он поступает полностью в местные бюджеты. Поэтому, если доходы населения не растут, откуда брать дополнительные доходы? А мы знаем, что если доходы населения и растут, то очень умеренными темпами и отнюдь не во всех регионах. Поэтому здесь удивляться не приходится.

Второй момент, который непосредственно связан с доходами населения, – это очень умеренный экономический рост. Он гораздо ниже того, что намечалось раньше. Поэтому регионы не могут получать те доходы, которые планировались ранее, при более оптимистичных прогнозах экономического роста. Более того, растут социальные обязательства регионов, они тоже требуют каких-то средств, как, например, повышение разного рода пособий. И уже известно, что некоторые регионы стараются как-то минимизировать расходы на эти цели, не вводя каких-то дополнительных форм социального обеспечения и рассчитывая на помощь федерального бюджета. В таких условиях возрастают обязательства федерального бюджета перед дефицитными регионами, с тем чтобы население не особо страдало и получало тот уровень социальной поддержки, который изначально предполагался.

То, что Чечня находится в списке субъектов с наименьшим дефицитом (0,2 % от расходов), вполне объяснимо. Связано это с очень большой финансовой поддержкой федерального бюджета, и это уникальный во многом случай. Было бы странно, если бы республика находилась в числе аутсайдеров. Вполне объяснима ситуация и с теми регионами, которые демонстрируют профицит бюджета (Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ). Это сырьевые регионы, которые находятся в достаточно благоприятном положении.

Не думаю, что в ближайшей перспективе произойдет изменение на порядок в ту или иную сторону. Конечно, все будет зависеть от того, как будет развиваться экономика, как будут расти доходы населения. Но каких-то кардинальных прорывов ни в одну, ни в другую сторону я не ожидаю.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: