Некоторые субъекты РФ любят «гореть, тонуть, банкротиться» — все это приводит к федеральной помощи
Задолженность Кубани перед коммерческими банками приблизилась к 60 млрд руб., что является максимальным среди российских регионов показателем, сообщает ИД «Коммерсант». Это означает, что Краснодарский край в третий раз подряд будет отнесен Минфином России к числу субъектов с «низким качеством управления региональными финансами». Субъект стал лидером по абсолютному объему задолженности перед коммерческими банками.
Многие эксперты сходятся во мнении, что подобная ситуация может привести к снижению инвестиционной привлекательности края.
Вячеслав Данилов:
— Не всегда все так плохо, как представляют это федеральному Центру регионы. Регионам выгодно выглядеть как — будто они в предбанкротном состоянии, поскольку за этим следует обычно федеральная помощь в виде ли прямых траншей, в виде ли разного рода преференций и даже просьб на самом высшем уровне о переносе в регионы производств или другой налогооблагаемой базы. И никакие рейтинги инвестиционной привлекательности или эффективности руководства регионов не компенсируют эту «волю к отсталости».
Некоторые субъекты РФ любят «гореть, тонуть, банкротиться» — все это приводит к федеральной помощи. Регионы любят выглядеть так, как будто на их территории проводится АТО — потому что можно шантажировать Центр, в том числе, социальной напряженностью. И это не зависит часто от фигуры губернатора — такова вообще региональная элитная политика. И пока нищими выглядеть выгодно, пока попрошайкам дают — никакие кадровые решения не помогут.
И поэтому я вот не верю в то, что регионы столь нищие, как они показывают. Я более чем уверен, что та же богатейшая Кубань вполне состоятельна экономически. Вопрос в том, как ведется налоговый учет и что регион показывает Москве. Все это наследие кудринской фискальной централизации, когда регионы большую часть заработанного отдают Москве, а та возвращает им некоторые суммы на «покушать». В свое время у этой практики было оправдание — борьба с региональным сепаратизмом, а также дисбаланс региональных экономик, который такие меры Министерства финансов должны были компенсировать. Но теперь мы видим, как эта политика поворачивается негативной стороной.
Сокрытие доходов, вывоз капитала, сомнительные налоговые маневры, налоговые маневры резидентов — все это реальность региональных экономик, которые призваны наполнять региональные бюджеты. Не говоря уже о коррупции при распределении даже тех бюджетных крох, которые имеет региональный бюджет и который обсуждается на заседаниях региональных легислатур. Не буду говорить конкретно, но в одном регионе, например, совсем недавно выделили из регионального бюджета крупные средства на инновацию, модернизацию и стимулирование производства в отношении крупнейшего и богатейшего агрохолдинга, который не платит в бюджет этого региона ни копейки. Ну, и как это понимать? И таких историй сотни. Ошибки в региональном бюджетировании, неэффективное расходовании средств ввиду низкой квалификации как депутатского корпуса, так и хозяйственного менеджмента регионов — даже без коррупции есть масса поводов посетовать.