Губернаторская ответственность за финансирование – не новое решение, но менее опытные губернаторы могут расценить его как угрозу
Вице-премьер Дмитрий Козак представил Совету федерации готовящиеся правительством основы региональной политики. Он пообещал увеличить гранты развивающимся субъектам, ввести политическую ответственность губернаторов за неисполнение экономических обязательств перед федеральным центром и довести до исполнения реформу полномочий, передает «Коммерсант».
Представляя сенаторам основы региональной политики, Дмитрий Козак заявил, что перед правительством по-прежнему стоит задача перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами. Главной проблемой регионов господин Козак назвал нехватку ресурсов для исполнения полномочий: «Все чаще регионы предлагают вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социального характера, в связи с недостаточностью ресурсов». Правительство уже начало инвентаризацию и финансовую оценку полномочий субъектов РФ и муниципальных образований и планирует завершить ее до конца 2016 года.
По предварительным данным, с 2005 года федеральный центр возложил на регионы более 630 полномочий, из них только 117 — с соблюдением процедуры, установленной законом. «Но регионы исполняют более 500 полномочий, которые переданы различными законами без определенного статуса и источников финансирования: то ли они собственные и выполняются за счет региональных бюджетов, то ли делегированные и должны финансироваться из федерального бюджета. Субвенции на них не предоставляются. Надо определить их судьбу»,— заявил вице-премьер. Также правительство проанализирует полномочия территориальных органов (ТО) федеральной власти: часть полномочий может быть передана регионам, а сами ТО станут межрегиональными.
Пообещал Дмитрий Козак динамично развивающимся регионам увеличить гранты, а для глав дотационных регионов ввести дополнительную ответственность за невыполнение обязательств перед центром. «Регионы, которые получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, должны заключать соглашения с центром и брать на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала. В случае их невыполнения должна быть финансовая ответственность, и будем решать вопрос о политической ответственности руководителя региона», – сказал он.
Напомним, ранее в мае Совет федерации подготовил доклад, в котором предложил полностью пересмотреть систему распределения полномочий между федеральным центром и регионами и их финансирования. В парламенте рассчитывали, что доклад пригодится правительству и президенту. В правительстве сказали, что уже провели ревизию полномочий и финансирования в рамках подготовки указа президента об основах региональной политики
В «РК» также дали оценку заявлению спикера Совфеда Валентины Матвиенко о том, что политика регионального выравнивания себя не оправдала.
Владимир Горчаков:
— Заявления Дмитрия Козака – не принципиально новый подход к взаимоотношениям центра и регионов, а скорее расстановка акцентов, указание на то, что в условиях кризиса к вопросу расходования средств в регионе нужно подходить ответственно. Обращаю внимание, что кризис в региональных бюджетах длится уже два года. И поэтому еще раз подчеркну, что если из федерального бюджета выделяются дополнительные деньги на какие-то проекты в регионе, то расходование будет проверено и в случае неоптимального, либо ложного расходования ответственность глав регионов логична. Об общих полномочиях субъектов говорилось давно, также, как и о персональной ответственности губернаторов за исполнение майских указов президента, которые были разработаны в 2012 году. Позже появилась и персональная ответственность глав регионов за показатели дефицита и долга. То есть это продолжение той же политики только с новыми акцентами.
Важно заметить, что заявления Козака никак не вступают в противоречие с позицией Совфеда о том, что регионам нужно дать больше самостоятельности и позволить оставлять некоторые налоги за собой. Во-первых, вопрос о передаче полномочий и соответствующих расходных обязательств, подкрепленных доходами на региональный уровень, обсуждается давно. Можно даже сказать, что этот вопрос назрел и даже «перезрел». Во-вторых, даже, если федеральный центр решится на передачу части расходных полномочий и части доходов на региональный уровень, то все равно придется нести ответственность и повышать контроль за этим. Это не означает, что все федеральные деньги перестанут изыматься центром для последующего перераспределяя между субъектами, а предполагает, что некоторый поток денег оставят за регионами.
Думаю, что слова Дмитрия Козака менее опытные главы регионов вполне могут воспринять, как некую угрозу. Но те, кто давно находится на своем посту в регионе и тем более, кто назначен туда после работы на федеральном уровне, должны понимать, что пока это только слова, за которыми, как показывает практика, не всегда что-то стоит.
Конечно, надо признать, что у нас очень мало регионов, где нет серьезных проблем с бюджетом. В России – это Москва и несколько нефтегазовых округов. Более того, ситуация в экономике за последние пять лет изменилась кардинально и, как я уже говорил, два года наблюдается перманентный кризис в бюджетах регионов. Все это обостряется тем, что сейчас предвыборный год, когда продолжать «срезать» расходы очень сложно, но это вовсе не означает, что об этом не нужно говорить.