Для развития городов Севера необходима реновация
Отныне регионы Арктической зоны РФ смогут пользоваться «Единой субсидией» – программой, позволяющей улучшать инфраструктуру и повышать качество жизни людей. Проект призван сделать Арктику более привлекательной и комфортной для молодых специалистов и уменьшить отток населения. Какие города наиболее нуждаются в обновлении и как это поможет в развитии Севморпути – в сюжете РК.
Евгений Забродин:
– Арктика неоднородна: плотность населения разная и плотность городов разная. Состояние городов тоже разное: есть населенные пункты, которые строились и развивались в период активного освоения Севера (1970–1980-е), а есть образованные исторически. В любом случае идея развития социальной инфраструктуры городов Арктики отличная, я полностью за. То, что Миндальвостокразвития фактически начал масштабировать дальневосточные проекты на Арктику, – это хорошо. Любые системы мер поддержки для арктических населенных пунктов, безусловно, важны.
Я бы отметил для городов Севера важность темы реновации. Если мы хотим продвигать арктическую тематику и развитие этого кластера, то необходима реновация. Причем не на общероссийских основаниях, а по той модели, которая реализуется сейчас в Москве (в регионах речь идет о точечной застройке). Если сейчас для городов Арктической зоны принять программу реновации, близкую по сути к московской, то можно совершить серьезный скачок, в том числе по улучшению качества жизни на Севере. Это даст основания дальше развивать важнейший инфраструктурный проект – Северный морской путь. Он сейчас куда более защищенный, чем большинство каналов коммуникаций в мире.
Хочу обратить внимание, что после событий последнего времени (особенно речь идет о диверсии на «Северных потоках») становится абсолютно очевидно, что акцент в торговле газом должен быть сделан на СПГ. А СПГ – это в первую очередь Северный морской путь. Таким образом, развитие кластера СПГ сейчас наиболее актуально. Для этого нужно развивать Северный морской путь, а это возможно только при условии развития городов и инфраструктуры Арктической зоны. Все эти вещи связаны. Безусловно, данное решение – взгляд в будущее, его нужно максимально поддерживать.