Деятельность антикоррупционных комиссий, в той или иной степени, имеет политический окрас


В пятницу на заседании экспертного совета при управлении президента России по вопросам противодействия коррупции эксперты обсудили вопрос реализации в регионах 364-го указа главы государства. В соответствии с ним в регионах должны быть созданы комиссии по противодействию коррупции, являющиеся постоянно действующим координационным органом при высшем должностном лице субъекта, и органы субъекта федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, передает «Первое антикоррупционное СМИ».

На заседании были обозначены проблемы, которые сегодня мешают эффективной работе антикоррупционных комиссий в регионах. Так, заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Валерий Попков рассказал, что, создав при себе антикоррупционные комиссии, главы некоторых регионов, входящих в СКФО, используют их не по назначению, а для попытки взять под контроль региональные управления федеральных органов власти, в частности таможню.

Валерий Попков обратил внимание, что возникают и конфликтные ситуации между региональными комиссиями и прокуратурами. «Последние, подчеркивая свой высокий надзорный статус, пытались уволить чиновника, не задекларировавшего 60 га земли, однако комиссия решила, что с него достаточно замечания», – заключил полпред президента в СКФО.

Эксперты рассмотрели также аналогичный вопрос, уже касающийся членства в комиссиях председателей судов. «По решению генпрокурора председатели судов должны выйти из составов комиссий, но обязаны участвовать в их работе, потому что именно прокуроры, согласно законодательству, отвечают за противодействие коррупции», – заключил Алексей Русецкий.

Напомним, Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы президент Владимир Путин утвердил своим указом 1 апреля. В документе приоритетной является тема конфликтов интересов у госслужащих. Правительство должно более эффективно выявлять и предотвращать их, а Генпрокуратура проверит на наличие конфликтов интересов глав регионов, министерств и ведомств.

Элина Сидоренко:

— По сравнению с 2013-1204 годами, когда антикоррупционные комиссии только формировались, — результаты их работы сегодня выглядят серьезнее. Если посмотреть на региональную статистику, то начиная с 2014 года мы наблюдаем существенное сокращение коррупционных преступлений. Другое дело, что отсутствует единая методология в работе комиссий. Несмотря на то, что региональное коррупционное законодательство по сути типовое, есть отдельные различия. Они связаны с тем, что антикоррупционные комиссии не всегда понимают свои функциональные направленности и по-разному трактуют их понимание. Особенно много вопросов возникает к процедуре урегулирования конфликтов интересов. Эти вопросы в настоящее время нуждаются в совершенствовании. Уверена, если будет создан единый алгоритм работы данных комиссий, то ситуацию можно улучшить. По крайней мере, можно будет точно мониторить и отслеживать данные, потому что есть единообразие. Пока его нет, оценка затруднена.

Ситуация в СКФО, о которой заявил Валерий Попков – результат как раз отсутствия однообразия в работе комиссий и результат связи с политикой. Потому что деятельность антикоррупционных комиссий, как ни старайся, в той или иной степени, имеет политический окрас. В каждом регионе менеджмент управления строится по местному порядку. Естественно, комиссии – не исключение. Поэтому в одних регионах они используются, как инструмент давления, в других — как некие атрибуты, которые должны быть, но которые не работают, в третьих – работают.

Можно выделить сразу несколько критериев, над которыми нужно работать. Во-первых, система подчиненности данной организации (в разных субъектах подчиненность антикоррупционных комиссий совершенно разная), во-вторых, границы их компетенции (что могут, чего нет), в-третьих ответственность комиссий, (фактически должностные лица, которые занимаются антикоррупционной деятельностью, за несоблюдение требование требований не несут ответственности), в третьих, нужно четко расписывать и бюджет антикоррупционных организаций, чтобы понимать в каком направлении они могут работать.

Отмечу, что кроме примера Северного Кавказа, можно назвать ряд других субъектов, где антикоррупционные комиссии занимаются чем угодно, но не коррупцией. Например, госзакупками и другими подобными направлениями. Это приводит к тому, что они монополизируют себя и переданные функции органов у субъектов. Если мы наконец четко распишем, что они должны делать, то 50-90% процентов проблем будет решено.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: