Жмут на тормоз: как российский автопром готовится пережить уход иностранных концернов

/

Минпромторг разрабатывает  меры поддержки отечественного автопрома на фоне санкций, но озвучат их в начале апреля, когда станет понятно, уйдут ли окончательно зарубежные компании. Иностранные автоконцерны ранее объявили о приостановке поставок машин в Россию и остановили локальные производства. Это привело к тому, что российские автомобильные заводы вынуждены были отправить сотрудников в простой. Эксперты считают, что иностранные компании все же вернутся на рынок, однако необходимо переориентироваться на азиатское направление и развивать в стране импортозамещение. Подробнее — в сюжете.

Уход иностранных компаний и простои на заводах

Министерство промышленности и торговли разрабатывает комплексные меры поддержки отечественного автопрома на фоне санкций. Однако вносить их на рассмотрение планируют после того, как сформируется общая позиция в отрасли. Некоторые иностранные компании, объявившие о приостановке деятельности в России, могут вернуться.

«Мы пока со всеми основными брендами находимся в диалоге. С кем-то у нас есть четкое понимание, что они сохраняются: и производственные мощности, и поставки комплектующих на наш рынок.  Возможно, с кем-то придется, к сожалению, попрощаться, потому что мы не можем ждать бесконечно», — цитирует ТАСС главу Минпромторга России Дениса Мантурова.

По словам министра, «прийти к общему знаменателю» удастся в конце марта — начале апреля. Тогда будут формироваться планы по развитию предприятий.

«Это касается не только автопрома, но и всех промышленных предприятий, где иностранные владельцы находятся в раздумьях либо уже приняли для себя какие-то решения, но еще пока не озвучили, чтобы не допустить длительного простоя и логистической перестройки на другие компоненты, на другие, возможно, бренды», — отметил Мантуров.

Напомним, в конце февраля — начале марта некоторые иностранные автоконцерны объявили о приостановках поставок машин в Россию, остановке локальных производств или выходе из капитала совместных с российскими компаниями проектов.

Ранее «Известия» сообщали, что временно прекратили поставки легковых машин компании BMWGeneral Motors, Volvo, Mitsubishi, Jaguar Land Rover. BMW приостановила импорт автомобилей и поставки машинокомплектов на завод «Автотор». Ford объявил о приостановке совместной с «Соллерс» деятельности и операций в России. Концерн VW перестал отгружать машины дилерам. Американская фирма Harley Davidson остановила поставки мотоциклов. Немецкая компания Daimler Truck решила приостановить сотрудничество с КамАЗом, длившееся 12 лет.

Французская компания Renault, не желавшая покидать рынок, 23 марта все же объявила о приостановке деятельности в России.

«Деятельность Renault Group на заводе в Москве с сегодняшнего дня приостанавливается. Что касается доли в АвтоВАЗе, группа Renault оценивает возможные варианты, принимая во внимание текущую обстановку, действуя ответственно по отношению к 45 тысячам своих сотрудников в России», — приводит РБК сообщение компании.

Как сообщает издание, Renault принадлежит 68% АвтоВАЗа, оставшиеся 32% — у госкорпорации «Ростех».

Тем временем несколько линий сборки автогиганта находятся в простое. С 23 по 25 марта не выпускает Lada Vesta завод «Лада Ижевск». Работники получат в эти дни  2/3 от среднего заработка, пишет Интерфакс.

Автомобили продолжают расти в цене. По данным Росстата, с конца февраля отечественные легковушки стали дороже на 20,7%. Иномарки российской сборки и импортированные выросли в цене на 23,7%, сообщает URA.RU.

Все иностранные предприятия и торговые организации, которые заявили об уходе из России или приостановке деятельности, сохраняют свои обязательства перед сотрудниками и выплачивают им зарплату, подчеркивает глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом иностранные инвесторы официально не заявляли о полном уходе с российского рынка.

«О таких заявлениях, что хлопнули дверью и ушли, нам неизвестно. Есть экономоператоры, которые на сегодняшний день приостановили деятельность по разным причинам», — приводят слова Мантурова «ВЕСТИ».

Иностранные компании могут вернуться

Спрос на автомобили все равно останется, тем более рубль сейчас укрепляется. Российский рынок – это 146 млн человек, поэтому решение иностранных автомобильных производителей вернуться было бы логичным и правильным, уверен член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

«Я думаю, к лету ситуация должна стабилизироваться (со всеми вытекающими). Относительно спроса на автомобили я думаю, что он, конечно, просядет, но не так сильно, как прогнозируют сейчас, не больше чем на 3–5%. Так что решение вернуться хорошее и разумное. Для наших автопроизводителей такая конкуренция – это, конечно, нехорошо, но что поделать? Это рынок. Будет правильно, если часть иностранных деталей, чипов и так далее для нашего автопрома мы продолжим закупать за рубежом по той простой причине, что эти логистические цепочки уже выстроены. Хотя мы уже сами решили от всего отказаться, поэтому иностранным компаниям придется доказать, что все в силе. Я думаю, скорее всего, логистические цепочки все-таки останутся».

Вернутся ли иностранные компании на российский рынок, будет зависеть от дальнейшего развития конфликта, поскольку сложился не экономический, а геополитический кризис, рассказывает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«Я не исключаю, что если все пойдет по позитивному сценарию, то подавляющее  большинство компаний вернутся. Но при этом они уже вернутся с ощущением риска: три рейтинговых агентства (Fitch, Moody’s, S&P) сбросили и рейтинг страны, и рейтинг отдельных предприятий России до «мусорного». А все иностранные компании, прежде чем идти в страну или на предприятия, смотрят именно на рейтинги данных агентств. Как они будут возвращаться – вопрос открытый».

По словам эксперта, импортозамещение в автопроме – процесс длительный и затратный, поскольку нужны соответствующие знания и компетенции. Это вопрос не одного года и не двух лет. В то же время можно начать переориентацию на азиатское направление.

«Можно переориентировать логистику на азиатское направление: Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. У нас есть заводы с китайским оборудованием и делают китайские автомобили. Здесь вроде бы проблем быть не должно. Хотя Китай, видя некий свой монополизм, наверняка увеличит цены на все детали, комплектующие и тому подобное и может даже скупить эти предприятия и стать уже их хозяином», — говорит Остапкович.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: