Ускоренная борьба с бедностью: адресная соцподдержка и имущественный ценз
Вдвое снизить уровень бедности в России можно за три-четыре года, убежден глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Для этого нужно активнее внедрять принцип адресности соцподдержки, а также ввести имущественный ценз, заявил Кудрин. По словам собеседников РК, большинство назначаемых пособий в России не связано с уровнем доходов получателей, поэтому в сфере соцзащиты необходимо навести порядок. Подробности — в нашем обзоре.
Помощь строго по адресу
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью «Известиям» обозначил меры, которые могут вдвое снизить уровень бедности в России не к 2030 году, как планирует правительство, а в течение трех-четырех лет.
«Нужно внедрять больше адресности, в том числе учитывая имущественный ценз. Если у человека есть два дома, две машины, то понятно, что он уже не может претендовать на выплаты. Если исключить таких получателей, то останутся люди, которым государство может быстро помочь поднять уровень жизни», — сказал Алексей Кудрин.
По мнению Кудрина, требования к получателям пособий могли бы быть и жестче.
«Но социальные реформы нужно проводить без революций, в том числе с учетом сохранения определенной стабильности. Все-таки для начала нужно приучить людей к адресности, что оправдывает более мягкий подход», — добавил глава Счетной палаты.
Издание отмечает, что Минтруд уже подготовил проект назначения пособий беременным и родителям-одиночкам с детьми в возрасте от восьми до 17 лет. Для получателей вводятся определенные требования, в том числе и имущественный ценз.
В статье говорится, что беременные женщины могут претендовать на пособие, если встали на учет по беременности до 12-й недели. Получать выплаты они начнут уже после 12-й недели беременности до момента родов или прекращения беременности.
Одиноким в соответствии с документом считается родитель в случае, если второй родитель не вписан в свидетельство о рождении ребенка или вписан матерью. Также одиноким считается родитель, если второй родитель умер, пропал без вести или находится в разводе с заявителем и алименты назначены по суду.
Претендующая на получение пособий семья, по проекту Минтруда, может обладать достаточно большим объемом собственности, в том числе квартирой, жилым домом, дачей, земельным участком, гаражом, автомобилем, мотоциклом, трактором и лодкой.
При этом при принятии решения о назначении выплат не учитывается жилье, которое было признано непригодным для проживания, или квартиры и участки, полученные в качестве меры соцподдержки. В расчет не берут и «дальневосточные гектары».
РБК напоминает, что в мае 2018 года президент РФ Владимир Путин поставил национальной целью добиться двукратного снижения бедности в России к 2024-му, то есть к концу его президентского срока уровень бедности должен сократиться до 6,6% населения. Но по итогам докризисного 2019 года правительство не смогло выполнить промежуточную цель и снизить уровень бедности до плановых 12%: он составил 12,3%.
В июле 2020 года президент после принятия поправок к Конституции, позволяющих ему избираться на новый срок в 2024-м, и на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, отложил достижение цели по борьбе с бедностью до 2030 года.
Полемика в Telegram
Telegram-канал «Неудаща» считает, что предложения Кудрина по внедрению принципов адресности соцподдержки в итоге сводятся к изменению критериев бедности.
«Есть древняя «Нива» и «Матиз», на которых живущие в спальном районе на окраине города и работающие в центре муж и жена добираются до работы и развозят детей по школам и садикам? Отныне такая семья будет считается обеспеченной. Досталась в наследство от бабушки дача в три сотки с фанерным домиком? Тоже состоятельные граждане, не нуждающиеся в помощи государства. Взяли квартиру в ипотеку, но при этом есть однушка в хрущевке? Да вы практически олигархи! Значит, никакие пособия и выплаты вам теперь можно не платить. И вообще государство вас рожать не просило», — скептически замечают авторы.
Канал «Друид», напротив, полагает, что формат адресной поддержки малоимущих в целом правильный.
«Государство должно давать деньги и оказывать помощь прежде всего тем, кто в этом больше всего нуждается. Другое дело, что общество считает, что эту самую помощь государство оказывает в недостаточной мере, а предложение Алексея Кудрина касается, по сути, фокусировки помощи на тех, кто в этом больше всего нуждается. То есть отсечения от помощи тех, кому «есть на что жить», — поясняют блогеры.
При этом они ожидают, что введение новых критериев для получателей пособий приведет к многочисленным скандалам и разбирательствам, которые испортят эффект от социальной помощи.
Между тем канал «Экономизм» не верит в то, что адресная соцподдержка поможет в борьбе с бедностью. Аргументируя свою точку зрения, авторы рассказывают об эксперименте по введению базового безусловного дохода (ББД) в Финляндии: в 2017-2018 годах 2 тысячам безработных людей выплачивали по 560 евро.
«Замерили этих людей вместе с другой группой безработных, не получавших ББД. Был ли эффект, стали ли люди жить лучше? Нет. За 2017 год работу нашли по 18% людей из каждой группы, в 2018-м — 27% из тех, кто получал ББД, и 25% — из тех, кто не получал. Справедливости ради, надо сказать, что 560 евро — это деньги, на которые в Финляндии не прожить, люди все равно шли за другими пособиями, но даже такой приятный бонус не заставил их что-то поменять», — пишут авторы.
Действенный способ
По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, вдвое снизить уровень бедности за три-четыре года вполне реально, если помогать действительно малоимущим семьям, прежде всего семьям с детьми. Но для начала нужно навести порядок в сфере соцзащиты, продолжает эксперт.
По данным Зубаревич, большинство пособий в России не связаны с уровнем доходов получателей.
«Например, став ветераном труда, человек с любым доходом будет получать льготы. Аналогична ситуация с инвалидами, чернобыльцами и другими категориями граждан. Адресная помощь малоимущим до недавнего времени составляла только четверть всех выплат населению (это без пенсии)», — объясняет собеседница РК.
Переформатировать систему соцзащиты можно с помощью введения электронного социального реестра, считает Зубаревич, однако это потребует существенных бюджетных затрат.
При этом введение имущественного ценза при назначении пособий эксперт поддерживает.
«Если у человека три квартиры, две дачи и машина Jeep Cherokee, то он точно не малоимущий. Какую машину считать бюджетной, а какую нет – вопрос технический. Одна квартира и одна дача все равно учитываться не будут, потому что они единственные. А вот если много разного имущества, то используйте его – сдавайте, продавайте. Людей с большим количеством имущества к бедным точно не отнесешь», — замечает Зубаревич.
Политолог Дмитрий Хотько называет адресную соцподдержку малообеспеченных действенным способом снижения бедности. Вместе с тем эксперт перечисляет другие способы увеличения благосостояния малоимущих граждан.
«Вполне убежден, что в ближайшие годы в разных странах мира все чаще будут возвращаться к концепции безусловного основного (базового) дохода, пусть для этого и должны сложиться экономические условия. Другой вариант – налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц ниже определенной суммы, но этот вариант может привести к искусственному «занижению» зарплат и выдаче части средств в конвертах», — рассуждает Хотько.
Еще один рецепт борьбы с бедностью – снижение неравенства в развитии регионов, продолжает эксперт.
«Но для этого нужно меньше ставить заслонов малому и среднему бизнесу, который у нас сильно уступает крупному по доле в экономике, и устранять барьеры в развитии муниципалитетов, которые лишены ресурсов и полномочий и у которых «связаны руки» в их деятельности. Если адресная помощь бедным будет сочетаться с более справедливой, чем нынешняя модель бюджетного федерализма, региональной политикой, бедность в России будет побеждена быстрее», — заключил Хотько.