Регионам не хватает помощи: на что губернаторы просят выделить денег из бюджета
Главы регионов впервые приняли участие в обсуждении проекта федерального бюджета, которое проходило в Совете Федерации. Ряд губернаторов выступили с инициативами, большинство из которых касалось необходимости увеличения финансирования регионов из федерального центра. На что не хватает денежных средств субъектам РФ и обоснованны ли их просьбы – в обзоре РК.
Недостаточно средств
В Совете Федерации обсудили проект федерального бюджета на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов. Отличительной особенностью этих слушаний стало участие в них губернаторов российских регионов. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко подчеркнула, что это придает заседанию особое значение.
Матвиенко заявила, что экономика вернулась на докризисный уровень. Также она напомнила о наставлениях президента России Владимира Путина по поводу того, как должен рассматриваться проект бюджета. «Нужно в полной мере реализовать потенциал федерального бюджета как бюджета развития», – сказал глава государства на совещании по экономическим вопросам.
«Губернаторы поднимали актуальные вопросы сбалансированности региональных бюджетов», – сообщается на сайте СФ. Как отмечает «Парламентская газета», все прозвучавшие на парламентских слушаниях предложения по будущему бюджету со стороны руководителей регионов были лишены популизма и потребительских настроений.
Так, например, губернатор Челябинской области Алексей Текслер предложил увеличить финансирование регионов из центра. Для повышения трансфертов, по его словам, есть несколько причин.
Во-первых, глава региона обратил внимание на рост цен на стройматериалы. В связи с этой проблемой, по словам Текслера, без дополнительной поддержки могут сдвинуться сроки сдачи уже начатых объектов.
Во-вторых, «регионам предстоит индексация зарплат бюджетникам более высокими темпами, чем было запланировано ранее, в том числе и «указных» бюджетников, это тоже те вопросы, которые требуют определенной поддержки», приводит слова Текслера «Коммерсантъ».
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров выступил с предложением сократить кредиторскую задолженность бюджетных медучреждений, которая выросла вследствие борьбы с COVID-19.
«Здравоохранение – это то, что сейчас больше всего волнует людей – всех жителей Российской Федерации. Один из ключевых факторов сокращения такой задолженности – это пересмотр тарифов фонда обязательного медицинского страхования», – приводит слова губернатора ИА REGNUM.
Глава Пензенской области Олег Мельниченко, в свою очередь, предложил позволить субъектам РФ направлять денежные средства, которые высвободились от реструктуризации бюджетных кредитов, на приобретение жилья для детей-сирот, а также на борьбу с пандемией коронавируса.
Губернатор Курской области Роман Старовойт попросил рассмотреть возможность увеличить финансирование, которое выделяется на ремонт образовательных учреждений и Домов культуры. По словам Старовойта, денег, которые на год выделяются Курской области, хватает лишь на ремонт четырех-пяти школ, а всего их в регионе 525, и большая часть из них требует ремонта.
«Донастройка» регионов
Как сообщает Telegram-канал «Дежурный по Питеру», губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко тоже выступил на слушаниях по бюджету. В частности, он предложил при определении размера субвенций регионам учитывать реальную численность населения и статистику начала года, а не ориентироваться на устаревшие данные.
«В своем выступлении глава 47-го региона также предложил изменить параметры медстрахования для жителей агломераций. По мнению Александра Дрозденко, следует установить единый тариф на территориях крупных субъектов, которые граничат друг с другом», – пишут блогеры.
Авторы канала «Омская губерния» замечают, что глава региона Александр Бурков в докладе обратил внимание на возросшую долю софинансирования регионов при реализации национальных проектов.
«Изначально реализация нацпроектов предполагалась за счет федерального бюджета с минимальной долей софинансирования со стороны регионов в размере 2%. Однако субъекты вынуждены выделять дополнительные средства на оборудование, инженерную инфраструктуру и благоустройство, на увеличение стоимости строительных работ и материалов. Так, доля реального размера софинансирования Омской области на строительство объектов образования по нацпроектам «Демография» и «Образование» составляет 50–60%», – передает канал слова Буркова.
Губернатор Омской области предложил пересмотреть подходы к заключению соглашений на реализацию нацпроектов с учетом реальной стоимости всех мероприятий.
Канал «Омск. События. Новости» рассказывает, что после выступлений губернаторов Валентина Матвиенко обратилась к министру финансов РФ Антону Силуанову с просьбой внимательно отнестись к каждому предложению.
«Это то, что реально происходит в жизни, реально на земле, и оставлять без внимания предложения губернаторов мы просто не имеем права», – цитирует канал Матвиенко.
Она также уточнила, что в некоторых регионах бюджеты профицитные, однако далеко не во всех, и на данный момент необходима «точечная донастройка по каждому субъекту с учетом его проблем и предложений, которые высказали губернаторы».
Глава Минфина заявил, что некоторые из регионов «хотят уменьшить свои обязательства и переложить их на федеральный центр, но у него тоже имеется большое количество обязательств, не подкрепленных финансированием». При этом Антон Силуанов обязался проработать совместно с сенаторами все предложения, которые прозвучали на заседании.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин поддержал предложения губернаторов и согласился, что субъектам действительно стоит выделить больше денег из федерального бюджета.
Помогать надо, но не всем
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что регионам абсолютно точно надо помогать, однако не всем в равной мере.
«Необходимо создать такую систему, которая стимулировала бы развитие эффективных региональных практик, а не поддерживать тех, кто действует по принципу «зачем улучшать ситуацию, если есть риск лишиться поддержки из федерального бюджета», – уверен эксперт.
Дмитрий Абзалов поясняет, что регионы очень по-разному прошли коронавирус и по-разному использовали денежные средства в борьбе с ним. Некоторые субъекты и вовсе переложили региональные проблемы на федеральные «плечи».
«У нас есть регионы, которые, не умея эффективно работать с пандемией, влезли в региональные долги, получили серьезные разрывы, и в результате им пришлось получать подпитку от федерального центра. Минфину пришлось вкачивать деньги в те регионы, где доходная часть сократилась, а расходная часть, связанная с медицинской составляющей, увеличилась», – добавляет Абзалов.
По мнению директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, одна из основных идей губернаторов заключалась о том, что необходимо увеличить выделяемые регионам средства в части трансфертов и передачи дополнительных доходов.
«Второе направление касалось того, что в рамках существующей системы регионам нужна большая финансовая самостоятельность, которой в ряде случаев недостаточно. Третье направление касалось того, что при разного рода расчетах или действиях необходимо учитывать новую реальность, которая сложилась из-за пандемии, кризиса и выросших цен на отдельные группы товары», – подчеркнул Климанов.
Собеседник РК также уточнил, что желание больше перераспределять средства в пользу регионов озвучивалось даже на самом высоком уровне (в послании президента). Однако бюджет «сверстан практически в той же модели, что применялась ранее», то есть существенных изменений в этом процессе не наблюдается.