Потери или новые возможности? Чего ждать МСУ от закона о публичной власти
Регионы ждет новая реформа местного самоуправления. Законопроект, внесенный в Госдуму Клишасом и Крашенинниковым, сейчас активно обсуждается СМИ. Эксперты дают ему неоднозначные оценки. По одним прогнозам, закон еще больше ослабит и без того бесправное местное самоуправление, по другим, наоборот, МСУ ждут новые возможности. Об этом, в частности, рассказали эксперты РК.
МСУ гарантируется самостоятельность
В конце сентября глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму законопроект, который призван улучшить организацию публичной власти в регионах. Документ позволяет главам регионов избираться более чем на два срока подряд, а срок их полномочий будет составлять не четыре года, а пять лет.
Авторы Telegram-каналов уже тогда высказывали мнение, что внесенный законопроект – это только начало, а с октября начнется серьезная «перенастройка системы управления с прицелом на 2024 год», вследствие чего федерализм будет полностью уничтожен.
Между тем сетевое издание «Октагон» обратило внимание на два пункта внесенного проекта закона.
Стоит заметить, что в пояснительной записке к законопроекту также прописано, что на территориях столиц регионов устанавливается возможность специального регулирования с учетом особенностей организации в них публичной власти.
Подробнее о том, что такое «специальное регулирование» и «особенности осуществления полномочий», в документе не рассказывается. По мнению авторов «Октагона», указанные пункты позволяют усомниться в том, что на уровне административных центров субъектов РФ сохранится местное самоуправление.
«Стартовавший в России процесс построения системы публичной власти подготавливает почву для демонтажа местного самоуправления в столицах регионов», – полагает издание.
Тем временем п. 9 ст. 2 гласит, что на всей территории РФ осуществляется, признается и, главное, гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах своих полномочий.
Напомним, что внесенный Клишасом и Крашенинниковым законопроект действительно направлен в том числе и на реализацию положений Конституции о единой системе публичной власти. В частности, речь идет о дополнении к ст. 132 основного закона, согласно которому органы МСУ вместе с органами госвласти войдут как раз в эту единую систему, то есть власть будет объединена на единых принципах.
Тем не менее президент России Владимир Путин заявлял при разработке поправок к Конституции, что «интересы и права муниципальных образований не должны быть ущемлены», писал ранее «Коммерсантъ».
Органы государственной власти и на данный момент оказывают влияние на МСУ, но полной самостоятельности все же не лишают. Так, например, прямые выборы мэров проходят только в Абакане, Анадыре, Новосибирске, Томске, Хабаровске, Улан-Удэ и Якутске. В остальных регионах выборы заменены на процедуру конкурсного отбора. Однако федеральный закон не запрещает проводить прямые выборы мэров, просто решение о процедуре принимает местное законодательное собрание.
Даже с учетом внесенных в Конституцию поправок муниципалитетам гарантируется самостоятельность. Основным документом запрещается ограничение прав местного самоуправления. Кроме того, правки, которые были внесены в ст. 133, еще и вводят дополнительные финансовые гарантии для местной власти. Поэтому говорить о полном «демонтаже местного самоуправления в столицах регионах» пока рано.
Встраивание в вертикаль
Журналист Дмитрий Колезев в своем Telegram-канале пишет, что прочел весь законопроект и сделал вывод, что некоторые пункты, объявленные СМИ новеллами, на самом деле таковыми не являются.
«Ну а местная власть – она хоть и «гарантируется» новым законом как самоуправление, по факту вписывается в вертикаль», – замечает автор. И тут же добавляет, что, в принципе, это скорее «фиксация существующей реальности», чем что-то революционное.
Политтехнолог Марат Баширов в Telegram-канале «Политджойстик» заявил, что ОМСУ уже давно тормозят развитие страны и законопроект исправит все недоработки.
«Прелести демократии местные элиты давно научились ставить себе на потребу, а необходимые реформы, создание среды для инвестиций без поборов, конкурентные допуски – все это идет в урну. Несмотря на свою неэффективность, местные элиты живут на самостоятельном статусе ОМСУ при обязательствах (читай – финансировании) Федерации и в ус не дуют. Если при этом еще они и кооптируют губернатора, то совсем дело швах. Это и исправляет этот законопроект», – пишет Баширов.
Авторы канала «Экология Поморья. Северо-Запад» отмечают, что не согласны с позицией автора «Политджойстика». По их мнению, согласно законопроекту, органы местного самоуправления входят в полное подчинение федеральной власти, а это приведет к тому, что на местном уровне нельзя будет принимать самостоятельные решения.
«Наше мнение – именно местная власть должна принимать решение, какие социальные объекты и в каком количестве нужны, какую дорогу ремонтировать и какую горку ставить во дворе. Из федерального центра этого не видно. Другой момент, что и местную власть надо «приземлять». А то распоясались, особенно некоторые», – поясняют блогеры.
МСУ будет жить
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин уверен, что опасения относительно демонтажа местного самоуправления излишни. По его словам, возможно, частично функции сити-менеджеров перейдут к исполнительной власти на местах, но глобально законопроект почвы для опасений за МСУ не создает.
«У нас есть Конституция РФ – закон высшего уровня, которому должны соответствовать все остальные законы. Она гарантирует права местного самоуправления. Плюс в самом законе о публичной власти четко прописано, что права и обязанности МСУ не могут умаляться и принижаться», – заявляет эксперт.
Данилин также назвал опасения наигранными из-за наличия и неотменяемости 130-й статьи Конституции.
«Публичная власть (в том числе закон о публичной власти) призвана помогать муниципальной власти улучшать жизнь людей. На это направлен закон, а не на то, чтобы отнять у кого-то какие-то полномочия», – подчеркивает Павел Данилин.
Старший преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД РФ Алексей Зудин напомнил, что органы МСУ относятся к числу наиболее слабых, так как у них мало ресурсов. И в этом проблема, существующая на протяжении десятилетий, которую необходимо как-то решать.
«В предложениях авторов законопроекта я бы предпочел видеть, во-первых, стремление к выравниванию условий, в которых органы местного самоуправления будут работать в региональных центрах (раз уж этим займется федеральный центр), – говорит Зудин. – Во-вторых, я практически уверен, что такого рода мера будет способствовать тому, что у органов местного самоуправления, по крайней мере в региональных центрах, появятся необходимые ресурсы».
Кроме того, по мнению эксперта, выборы, конечно, важны, но это не единственная форма обеспечения обратной связи с обществом.