Дистант или очное обучение: как начнут учебный год в регионах России?
Из-за роста заболеваемости коронавирусом есть риск, что не во всех регионах учебный год начнется в очном формате. Главы субъектов, в которых сохраняется тяжелая эпидобстановка, уже выступают с заявлениями о продлении сроков школьных каникул или введении частичного дистанционного обучения. Авторы Telegram-каналов и собеседники РК считают, что дистанционный формат сильно сказывается на качестве образования, а также может привести к психологическим проблемам у детей. Тем не менее в прошлом году такие меры показали свою эффективность в борьбе с пандемией коронавируса.
Образование на удаленке?
В новом учебном году школьники смогут посещать занятия, но необходимо будет соблюдать требования Роспотребнадзора, разработанные в прошлом году. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на ведомство. В частности, за каждым классом будет закреплен кабинет для уроков, столовую дети должны будут посещать по графику, а при входе в школу обязательно измерять температуру. По мнению Роспотребнадзора, такие методы зарекомендовали себя как эффективные, поэтому могут быть применены и в этот раз.
Однако в каждом регионе решение об очном, заочном или частично дистанционном обучении все-таки будет приниматься индивидуально в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Так, новосибирский губернатор Андрей Травников не исключил продления сроков школьных каникул или введения частичного дистанта, если обстановка с заболеваемостью коронавирусом в регионе ухудшится.
«Пока мы прогнозируем ситуацию, которая позволит начинать учебу с 1 сентября в обычном режиме. Но, конечно же, не будем рисковать детьми и педагогами», – сказал глава региона в эфире передачи «Губернатор Live» на канале ОТС. Травников подчеркнул, что будут предприняты все усилия, чтобы не допустить «тотального дистанта».
Вопрос о продлении каникул рассмотрят на ближайшем оперативном штабе и в Пензенской области. Новостной портал Пензы SMI58.ru отмечает, что учащихся могут перевести на электронную форму работы, если в школе зафиксируют случаи заболевания COVID-19.
Власти Свердловской, Ярославской и Ростовской областей также не исключают того, что новый учебный год может начаться онлайн. В Ростовской области эпидситуация оценивается как «крайне сложная». Среднедневная заболеваемость на прошедшей неделе стала максимальной за все время течения пандемии – 407 случаев. При этом уровень заболеваемости среди дошкольников за последнюю неделю вырос с 83 до 129 случаев, у школьников – с 120 до 146 случаев, сообщает газета «Родная сторона».
Но есть и регионы, которые уверены: стартует обучение точно в очном формате. Например, в Челябинской области, по словам замминистра образования и науки региона Еленой Коузовой, обучение начнется в обычном режиме, но будут соблюдаться все меры безопасности. «В школах будут разные входы и выходы, термометрия перед началом занятий, санитайзеры, детям будут напоминать о необходимости частого мытья рук и пребывания в классах во время перемен», – пишет портал U74.ru.
Удаленку для школьников точно не планируют вводить в Москве, Волгоградской области, Забайкальском крае и Якутии.
В Оренбургской области, чтобы школам не переходить на дистанционный формат работы, педагогов призвали привиться до начала учебного года. Как замечают в «Оренбург Медиа», третья волна COVID-19 принесла в регион высокую заболеваемость. За прошлые сутки коронавирусом в области заразились еще 342 оренбуржца. Это очередной рекорд.
Согласно прошлогодним рекомендациям Роспотребнадзора, если у школьника будут присутствовать признаки ОРВИ, то его следует изолировать. Дистанционный формат директора могут ввести, если COVID-19, ОРВИ или гриппом заболели более 20% учащихся. Перейти на дистанционный формат ребенок может и по желанию родителей. В таком случае для него разработают индивидуальный учебный план.
Страдает качество
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой в своем Telegram-канале обращает внимание на то, что в Минпросвещения выступили против дистанционного обучения школьников.
«Дистанционка – временная мера, порожденная пандемией. Конечно, в ряде случаев она может быть актуальна и в постковидный период, но ее место в образовании должно быть минимально», – пишет автор.
Петр Толстой дополняет, что образование – это не только выполнение заданий, но еще и общение с учителями и одноклассниками: «Ни одна онлайн-лекция не заменит тех минут, когда учитель подходит и разъясняет, как решить задачу или уравнение. Ни один монитор не передаст то, что мы чувствовали, садясь за школьную парту».
Авторы Telegram-канала «Волгоград 1» подчеркивают, что формат удаленки за прошедший год показал себя в достаточной степени эффективным, если смотреть на это с точки зрения ограничения контактов и недопущения распространения коронавируса. Но родители и педагоги не поддерживают идею перевести школьников на онлайн-формат обучения, так как это сильно сказывается на качестве образования, констатируют блогеры.
Канал «Новости Екатеринбурга» опубликовал мнение учителя, который пожелал сохранить анонимность, о переходе на дистанционный формат в новом учебном году.
«Два учебных года частично прошли на удаленке, и мы видим, что дети не справляются с объемом информации, который они фактически в основном осваивают самостоятельно. Ни педагоги, ни дети не подготовлены к такой форме обучения, у учителей нет необходимых компетенций, чтобы удерживать внимание аудитории в режиме онлайн и пользоваться современными сервисами», – уверен педагог.
Он также подчеркнул, что для школьников онлайн-формат выльется в проблемы со сдачей экзаменов. Однако больше всего пострадают ученики младших классов.
«Малыши не осваивают программу, мало кто из родителей готов уделять время, чтобы обучать детей, они читать толком не умеют, не концентрируются на задачах», – добавляет преподаватель.
Вакцинация – панацея?
Председатель Всероссийского педагогического собрания в Петербурге, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 Константин Тхостов рассказал РК, что даже небольшой перенос сроков летних каникул, как предложили сделать в Новосибирской области, может сказаться на результатах обучения.
«Казалось бы, что такого – начать не 1 сентября, а 15? Но мы забываем, что есть выпускные параллели, у которых под угрозой выдача аттестата, если не будут пройдены 34 учебные недели. Все лежит в плоскости прохождения программ и образовательных траекторий. Каждый день, каждая неделя – это действительно вопрос, который подчас решает судьбу будущих выпускников», – поясняет Тхостов.
Он также считает, что единственная панацея от серьезных последствий новых штаммов коронавируса и, соответственно, от перехода на дистанционный формат работы – это вакцинация.
«Если мы реально не хотим переходить на альтернативные формы работы, обучения и тому подобное, то нужно формировать тот самый коллективный иммунитет, который поможет нам по крайней мере в штатном режиме начать не только учебный год, но и любой временной отрезок, связанный с нашей рабочей деятельностью», – утверждает эксперт.
Политтехнолог Алена Август назвала дистанционную форму обучения больной темой как для педагогов, так и для школьников и их родителей, а продление каникул – странной мерой. Дело в том, что, по словам Август, продление каникул все равно не ограничит детей в общении, как и их родителей.
Дистант, по мнению политтехнолога, будет работать только в случае полного локдауна в регионе.
«Считается условно, что дистант вроде бы в разгар пандемии сможет прекратить контакты, но такое возможно только в том случае, если все будут сидеть дома под замком. Обеспечить это невозможно, но тогда пропадает сама суть дистанта» – отмечает эксперт.
Очная же форма обучения, конечно, лучше, говорит Август, при этом замечая, что ребенок получает в школе не только знания в рамках предметов, но еще и социальные навыки. Кроме того, без общения у ребенка могут развиться депрессия и психологические проблемы.
Отвечая на вопрос, как выбрать между дистантом и очной формой обучения в разгар пандемии, Алена Август заявила: «Идеального рецепта, конечно, нет. Есть опасность пандемии, есть опасность потерять детей психологически, получить потом роботов, которые не умеют общаться, из-за чего столкнутся с большим количеством сложностей в жизни. И во всем этом необходимо найти какую-то золотую середину».