Дамоклов меч для мэров: местную власть ждут новая ответственность и усиленные наказания
В Госдуму внесен законопроект об организации местного самоуправления (МСУ). Авторы предлагают перейти к одноуровневой системе МСУ и упразднить сельские и городские поселения. Кроме того, рекомендуется наделить губернаторов правом увольнять мэров за ненадлежащее исполнение обязанностей и предлагать кандидатов на этот пост. Как может измениться система регионального управления в России и какие новые задачи встанут перед мэрами и главами регионов – в обзоре РК.
Мэрам – больше ответственности
Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект закона об организации МСУ. Они же вносили проект закона о публичной власти в России, который на этой неделе парламент принял в заключительном, третьем чтении.
Новый документ – это следующий этап в выстраивании единой системы публичной власти в стране.
Авторы законопроекта предлагают упразднить сельские и городские поселения и перейти на одноуровневую систему МСУ, где будут только городские и муниципальные округа (в городах федерального значения также внутригородские районы), сообщает «Коммерсантъ». То есть власть на местах будет организовываться не по территориальному принципу, а по принципу привязки к населению, когда округа образуются исходя из численности и плотности населения.
«Нам нужно сделать так, чтобы была реальная управленческая структура, которая занималась бы не всеми вопросами подряд, а конкретными полномочиями, которые мы тоже обозначили. Смысл в том, что права, обязанности и ответственность должны быть и у чиновников, и у людей. Поэтому происходит упорядочение. На мой взгляд, система будет более прозрачной и реальной», – цитирует издание Крашенинникова.
Усиливается и ответственность мэров перед главами регионов. Законом предлагается позволить губернаторам отправлять глав муниципалитетов в отставку из-за «систематического недостижения показателей эффективности деятельности органов МСУ». Глава региона сможет вынести мэру предупреждение или выговор, а если в течение месяца недостатки не будут устранены, то уволить его. Такое же право благодаря закону о публичной власти появилось и у президента по отношению к губернаторам. Но авторы проекта подчеркивают, что отставка – крайняя мера.
Предлагается также дать губернатору возможность выдвигать кандидатов в мэры, обязательно не меньше двух. Эта процедура может заменить существующий конкурсный отбор. Напомним, в соответствии с действующим законодательством избрать мэра можно на прямых выборах, депутатами муниципального парламента из своего состава и депутатами из числа кандидатов, отобранных в ходе конкурса. Чаще всего используется последний вариант.
Еще одно нововведение – единый срок полномочий (пять лет) для всех должностных лиц местного самоуправления.
В целом законопроект призван упорядочить властные отношения, повысить эффективность органов местного самоуправления.
Основная часть положений законопроекта должна вступить в силу 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.
«Перенарезка» России
Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ» приводит комментарий президента Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова по поводу нового законопроекта об организации МСУ.
Политолог выразил мнение, что названные инициативы полностью перекроят систему регионального управления в России.
«Россию будут «сгущать» в более плотную урбанистическую субстанцию. Города будут расти, а городки и деревни – деградировать. Это приведет к разделению страны на «точки роста» и «точки депрессии», которые будут стараться перезапустить с помощью внешних инвестиций. Появится больше федеральных территорий, новые мегаполисы», – считает Гращенков.
По его словам, для контроля за деньгами нужны и новые правила игры, которые исключат возможность коррупции со стороны местных элит.
Авторы канала «Скипетр» пишут, что новый проект направлен на расширение контроля со стороны региональных властей за муниципалами. Но его главная задача – это встраивание именно мэров и глав районных центров в вертикаль управления, создание более жесткой связки «губернатор – глава муниципального района».
По мнению авторов канала «Навстречу трансферу», новый законопроект о МСУ может нести определенные риски для муниципальных чиновников и населения, но в итоге работа местных властей станет только лучше.
«К примеру, создание одноуровневой модели лишит россиян поселенческого уровня МСУ, но последний на деле и так почти не работает – поселения страдают от нехватки кадров и ресурсов, из-за чего местные администрации не могут решить проблемы сами, а отправляют людей на более высокий уровень», – подмечают блогеры.
Кроме того, по словам авторов, муниципалы могут быть недовольны тем, что уменьшится их самостоятельность. Однако для граждан главное, чтобы их проблемы решались быстро и четко.
«С появлением единой публичной власти чиновники не смогут отгородиться от проблемы тем, что у них не такой высокий уровень принятия решений, поскольку они приобретут не только муниципальный, но и региональный статус», – говорится в публикации.
Крайне значимый закон
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский рассказывает, что во многих регионах местное самоуправление на 90% зависит от дотаций бюджета субъекта РФ и само не может выполнять возложенные на него полномочия.
«Система власти в России на самом деле просто не понимает, зачем оно (МСУ) нужно и что с ним делать. Уже лет 5–10 постепенно этот уровень сокращают и забирают у него полномочия, а сейчас это все перешло в активную фазу», – комментирует Еловский.
Эксперт обращает внимание на то, что есть малозаметный, но важный факт: мэры принимают на себя огромное количество обращений жителей, а если забрать у них эту часть полномочий, то все обращения потекут к главам регионов.
«Губернаторам придется прилагать значительные усилия, чтобы граждане не потеряли связь с властью, чтобы не было барьера. Придется очень серьезно работать с региональным правительством, чтобы оно реагировало на обращения людей, помогало по существу, а не занималось отписками. Возникает вопрос, все ли губернаторы смогут это предпринять или будут срывы, последствия которых придется разгребать на федеральном уровне. Скорее всего, будут эксцессы», – рассуждает Еловский.
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин назвал закон крайне важным и направленным на то, чтобы избежать ситуаций, когда органы власти перенаправляют граждан друг к другу, а проблема в итоге не решается.
«Чтобы этого не было, вводится единая система публичной власти, в которой региональные власти тоже отвечают за происходящее в муниципалитетах, как и муниципальные власти. Очевидно, что если региональные власти отвечают так же, то они должны иметь возможность повлиять на представителей муниципальных властей, в том числе посредством вынесения выговоров, объявления предупреждений или даже отправки в отставку. Это крайне значимо», – подытоживает Данилин.