«Черти, шабаш и раскол»: в чем обвиняет главу Бурятии лидер российских буддистов?
В Бурятии новый виток конфликта между главой Буддийской традиционной сангхи хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым и руководителем республики Алексеем Цыденовым. Лидер российских буддистов раскритиковал Цыденова за посещение центра «Ринпоче Багша», который не относится к традиционной сангхе. В начале октября хамбо-лама обвинял власти Бурятии в нежелании поддерживать овцеводство в регионе и в плачевной ситуации с изучением бурятского языка. Собеседники «РК» рассуждают об истинных причинах конфликта, а также подчеркивают, что сегодня практически каждый шаг и каждое решение руководства Бурятии политизируются. Подробности – в нашем обзоре.
Чем недоволен хамбо-лама
Хамбо-лама Дамба Аюшеев в Facebook раскритиковал главу Бурятии Алексея Цыденова за то, что он посещает ресторан, расположенный в центре тибетского буддизма «Ринпоче Багша», который не относится к традиционной сангхе.
«Говорят, что на Лысой горе черти устроили шабаш. Говорят, там в ресторане Цынгуева у ученика и спонсора нашего оппонента Еши Лодоя Цыденов любит угощать гостей. Если так, здесь уже раскол», – написал Аюшеев.
Далее в комментариях он уточнил, что уже просил главу Бурятии не посещать Лысую гору, на которой располагается центр «Ринпоче Багша», не относящийся к Буддийской традиционной сангхе.
Первый публичный выпад в адрес Цыденова Аюшеев сделал в сентябре после протестных акций недовольных результатами выборов мэра Улан-Удэ. Хамбо-лама возмутился, что глава республики не вышел к протестующим. После того как Цыденов пришел на очередной митинг, Аюшеев заявил, что руководитель субъекта «хорошо лавировал от острых вопросов». «У наших руководителей нет человечности и возможности говорить с людьми и друг с другом простым человеческим языком. Один каленым, другой только правовым языком выражаются. Поэтому народ незаслуженно будет дальше прозябать и страдать», – дал тогда свою оценку хамбо-лама.
Как сообщает «Коммерсантъ», 2 октября Цыденов проигнорировал праздник в честь хамбо-ламы Итигэлова, куда был приглашен. После этого Дамба Аюшеев провозгласил, что присутствие главы Бурятии там было нежелательным, а пресс-служба Иволгинского дацана распространила официальный комментарий главы российских буддистов, в котором к критике регионального правительства за пренебрежение к бурятской культуре добавился упрек в нежелании развивать в республике овцеводство. В ответ в правительстве республики заявили, что «высоко оценивают усилия и проекты Буддийской традиционной сангхи по сохранению и развитию бурятского языка, традиционных видов спорта, развитию скотоводства в селах республики». Также в пресс-релизе говорилось, что в этом году из бюджета республики выделено 70 млн рублей на развитие бурятской породы крупнорогатого скота, 20 млн рублей — на строительство дацанов.
Деньги для овцеводов и спекуляции
Основатель информационного агентства «Байкал-Daily» Виктор Золотарев объясняет, что конфликт между хамбо-ламой и главой Бурятии «лежит в области хозяйственных отношений».
По его словам, хамбо-лама подготовил здание и ждет оборудование, но обещанные 30 млн рублей до лидера российских буддистов так и не дошли.
«Он оказался в несколько неудобном положении перед своей паствой, в том числе теми, кто занимается овцеводством, потому что летняя стрижка овец завершена, теперь нужно перерабатывать шерсть. Федеральная власть молчит, и заложником ситуации оказался глава Бурятии, как представитель исполнительной власти. Вот и произошло такое производственно-хозяйственное недоразумение, конфликт, который вышел за пределы кабинетов. По-человечески кто-то на кого-то обиделся, вспылил – и понеслось», – дает свою трактовку ситуации собеседник «РК».
Политолог Алексей Михалев считает, что утверждение хамбо-ламы о расколе, спровоцированном главой Бурятии, имеет ярко выраженную эмоциональную оценку и не совсем справедливо.
В данной истории важно другое, говорит Михалев: сегодня практически каждый шаг и каждое решение руководства Бурятии политизируется, будь то выборы мэра, вопрос о бурятском языке или отношения с буддистскими общинами.
Собеседники «РК» отмечают, что конфликт между главой Бурятии и хамбо-ламой перегрет социальными сетями.
Telegram-поддержка
Высказывания лидера российских буддистов в адрес главы Бурятии действительно активно обсуждаются в соцсетях и мессенджерах. Причем авторы местных Telegram-каналов в данном случае высказываются в поддержку Цыденова.
Так, например, авторы канала «Степной дозор», комментируя заявление хамбо-ламы о «расколе», сделали вывод, что Аюшеев «опять интригует».
«Решил накануне собрания общественности в Кремле 4 ноября пощекотать нервишки главе Бурятии. Ничего не скажешь – артист», – выразили свое мнение блогеры.
Ранее они также утверждали, что в администрации президента якобы неоднозначно относятся к хамбо-ламе Дамбе Аюшееву.
«На Старой площади считают, что его деятельность попахивает национализмом. А монгольская тема навязана Дамбе Аюшееву из Монголии недружественными России элементами. СД («Степной дозор») не исключает возникновения серьезных проблем у хамбо-ламы в случае обострения конфликта с главой Бурятии», – предупреждали авторы.
Канал «Вся бурятская рать» (с) в октябре публиковал большой пост о том, «как поссорились два главных патриота Бурятии». Авторы признавали, что хамбо-лама – автор значимых социальных, культурных, спортивных проектов, которые, впрочем, реализуются преимущественно на бюджетные деньги, а часть – на средства меценатов.
«Несомненно, идеи здравые и полезные, актуальные, нужные, креативные: социальная отара, конкурс бурятского языка, спортивные праздники «три игры мужей» и так далее. Факт, который никто не оспорит: хамбо-лама искренне болеет за бурятский народ. Он обладает волей, харизмой и притягивает к себе одних людей, отталкивает других, но определенно создает созидательные движения», – писали блогеры и при этом подчеркивали, что Аюшеев не один такой в Бурятии.
«Алексей Цыденов также болеет за республику, за народ. За 2,5 года он сделал столько всего, что это стало нормой для людей. О том, как он пропадает на работе, слагают легенды. Он не просто там пропадает: он принимает решения, находит решения», – высоко оценили авторы деятельность Цыденова.
Как утверждают блогеры, история с 30 млн рублей на цеха для обработки шерсти, о которых говорит хамбо-лама, «проста как мир». Финансирование, по их сведениям, «застопорила Москва».
«Выделить бюджетные деньги – это же даже не кредит в банке получить. Нужно пройти круги ада – финансовое обоснование, проектно-сметная документация, договор, проверка на коррупционные составляющие и так далее, и так далее. Можно поликлинику построить за такие деньги. Обвинения главы буддистов – это нежелание понимать объективные вещи. Информация по ситуации с этими деньгами доводилась до него», – рассказывают блогеры.
Они подчеркивают, что в этом году поддержка проектов сангхи из бюджета «увеличилась раза в три-четыре».
«И это личная позиция главы – поддерживать проекты хамбо. При Наговицыне и Потапове такого и в помине не было. Справедливо ли обвинять главу сейчас в обмане? Нет. И не по-буддийски это», – делают вывод блогеры.