Закон о госзакупках не стал жестким барьером для коррупции, но вопиющие факты в регионах удается предотвратить
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила наложить мораторий на действие закона о госзакупках до завершения специальной военной операции, чтобы дать возможность регионам быстрее осваивать средства, выделенные на строительство социальных и инфраструктурных объектов. В Минфине эту инициативу не поддержали.
В свое время 44-ФЗ, как и вся нормативная документация по государственным закупкам, сыграл положительную роль. Появились некие критерии, и за счет закона – выбора поставщика по госконтрактам – удалось отсечь изначально многих недобросовестных поставщиков, у которых не было необходимого финансового обеспечения, достаточного опыта и т. д.
При этом переоценивать значение 44-ФЗ, конечно, не стоит, потому что каким-то жестким барьером на пути самой коррупции он не стал. СМИ наполнены разного рода информацией о том, как тот или иной региональный или федеральный чиновник злоупотребляет положением, потому что при постоянных контактах и взаимной заинтересованности у недобросовестных чиновников всегда существовал вариант, который даже при соблюдении закона о госзакупках связан с отбором поставщиков, способных поделиться откатами. С этой точки зрения 44-ФЗ не идеальный механизм. На мой взгляд, он никогда не будет работать идеально, потому что нельзя исключить человеческий фактор.
С этой точки зрения Валентина Матвиенко, наверное, отчасти права. Другое дело, что она не предлагает ничего взамен, а предлагает, по сути, возвращение к советской системе – закупка у единственного поставщика. Такое возможно, потому что значительная часть оборудования уникальна, сложная техника тоже, здесь это, наверное, сработает. Но в массе своей я бы не стал отменять 44-ФЗ. Все-таки какие-то наиболее вопиющие факты, особенно на региональном уровне, где идёт контроль со стороны местного населения, удается предотвратить.
С другой стороны, все зависит от дальнейшего развития системы управления российской экономики. Ряд российских экономистов, причем не только одиозные, призывают вернуться к советскому плану. Вот полная отмена ФЗ – это и есть возрождение того самого советского планового хозяйства, которое никогда идеальным не было и не могло быть. Все спланировать невозможно. Поэтому здесь между Сциллой и Харибдой приходится плыть.
Жесткая закупка при отсутствии конкуренции, как мы понимаем, ведет к монополизации, росту цен, к недобросовестности. Поэтому я больше на стороне Минфина. Не стоит вот так сразу отказываться от механизмов, которые более или менее соответствуют рыночной экономике. Нужно дорабатывать 44-ФЗ и мониторить его. Это то, чем занимался Кудрин в Счетной палате. У него был очень сильный доклад по поводу того, как расходуются деньги на нацпроекты, которые реализуются до 2024 года. Он говорил, какие проекты наиболее коррумпированные и где идет нерациональный расход средств. Я надеюсь, эта работа продолжится. Поэтому сохранение и совершенствование 44-ФЗ и при этом мониторинг системы госзакупок с жестким контролем и повышением персональной ответственности – вот это, на мой взгляд, действительно актуальная проблема.
Будут ли дальше лоббировать мораторий 44-ФЗ? Я думаю, какие-то дискуссии на этот счет возможны. Мы не знаем расклада сил на этом уровне управления – насколько значима Матвиенко и насколько Минфин. Мне кажется, в этом вопросе Минфин более весом. В нынешних нелегких условиях нужно сохранить стабильность экономики, не дать ей развалиться, поэтому, думаю, больше будут доверять Министерству финансов.