В единый день голосования 14 сентября 2014 года в Российской Федерации пройдут выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов федерации (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ. Во многих регионах выборы приобретают референдумный характер. Это связано как с отсутствием сильных и ярких соперников, так и с тем, что большая часть действующих глав субъектов федерации, идущих на выборы в сентябре, заручилась поддержкой президента.

Бывает целый ряд ситуаций, когда реализуется так называемый инерционный сценарий выборов, и он больше соответствует интересам доминирующих кандидатов. Они склонны использовать имеющиеся ресурсы – ресурс известности, например, если политик какое-то время уже пребывал на этом посту. Не исключено и применение административного ресурса, хотя сейчас он играет гораздо меньшую роль, чем раньше. Но и в целом при отсутствии реальной политической конкуренции, серьезной альтернативы этот сценарий может быть очень удобен именно для кандидата-инкумбента. 

Если мы говорим о том, насколько реально политический процесс коррелирует с ожиданиями общественности и насколько реально осуществляется обратная связь между властью и социальными группами, на которые она стремится опираться – это не очень благоприятная ситуация. Потому что предвыборная кампания – это только часть политического процесса, но это такая динамическая ее часть, когда можно проявить многое из того, что власть готова предложить, прочувствовать какие-то общественные реакции и скорректировать при необходимости политику.

Когда такая обратная связь вовсе отсутствует или у населения нет интереса к политической жизни, зачастую возникает латентное недовольство, которое сопряжено с ощущением абсолютной предсказанности, безнадежности. Как любят в соцопросах отвечать люди, «ничего не изменится», «я не хочу участвовать в выборах», «я не верю, что что-то может измениться к лучшему». В конечном итоге эта ситуация не выгодна ни обществу, которое не получает отклика на свои проблемы, чаяния и пожелания, ни власти, потому что реальный контроль за социально-политической обстановкой может быть очень легко утрачен. И когда наступает какая-то кризисная ситуация, "точка кипения", когда накапливается либо большой объем недовольства, либо большой объем нерешенных проблем, которые оказываются значимыми для большой части населения, тогда уже оперативно ничего сделать нельзя. Кризис может стать неизбежным. Инерционные кампании могут этому способствовать, хотя, конечно, это не единственный фактор. Впрочем, сейчас ничем катастрофическим это не грозит.

Очень часто бывает так, что инерционные кампании происходят в тех регионах, где исторически не очень высокий уровень протестных настроений и депрессивная политическая ситуация, либо же в тех регионах, где все относительно устойчиво и действующая власть все в целом контролирует. Но накопление и выплескивание протестных настроений возможно даже в тех случаях, когда они не являются частью исторически сложившегося политического ландшафта, поэтому, конечно, все время проводить инерционные кампании и стремиться к ним – вряд ли продуктивно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Send with Telegram
bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: