Выбор Меликова: почему глава Дагестана обвиняет в проблемах региона отраслевиков и какие угрозы это для него создает
Глава Дагестана Сергей Меликов вновь в эпицентре скандалов. Федеральные аналитики отмечают его ослабление и прогнозируют ему досрочную отставку из-за региональных ЧП. Отставки и аресты местных глав могут быть контролируемой «чисткой», обусловленной требованием центра. При этом власти региона вновь обострили отношения с отраслевиками, фактически обвинив в недавней трагедии на АЗС местных газовиков. Ранее в масштабном энергоколлапсе в регионе Меликов обвинял «Россети». Проблемы во взаимоотношениях с поставщиками ресурсов продолжают оставаться главной угрозой для главы региона.
В последние месяцы Дагестан – в негативном контексте из-за коррупционных скандалов, межэлитных конфликтов и инфраструктурных чрезвычайных ситуаций. Так, осенью в регионе сменились сразу два мэра – и оба при негативных обстоятельствах.
На днях был избран новый мэр Избербаша, им стал Расул Бакаев. Он сменил на посту Магомеда Исакова, которого на прошлой неделе арестовали за крупную взятку. Следственные действия в мэрии проводились еще в 2022-2023 годах, но тогда чиновник избежал наказания.
В конце сентября завершился скандальный конкурс по выбору мэра Буйнакска. Им неожиданно стал не действующий врио Шамиль Исаев, а его конкурент, директор местного МФЦ Махач Абдулмуслимов. Сам конкурс вызвал публичный конфликт между Исаевым и местным Собранием депутатов. Представители местной власти атаковали друг друга жалобами и претензиями, подключив к разбирательствам прокуратуру. Буйнакск обрел печальную славу из-за хронических проблем с водоснабжением: летом там отравились около 300 человек. Проблема с чистой водой в городе не решена до сих пор – и актуальна для других городов Дагестана.
В сентябре распространялась информация и о возможной отставке мэра Махачкалы. Новым главой городской администрации дагестанские Telegram-каналы называли республиканского министра по земельным и имущественным отношениям Заура Эминова. Однако информация не подтвердилась, что было объяснено отказом претендента от поста.
Антикоррупционная чистка в регионе усилилась после претензий Москвы и, вероятно, по ее требованию. Для Меликова убранные с постов чиновники – свидетельство выполнения требований центра, демонстрация контроля за ситуацией и сигнал другим мэрам.
Куда более серьезный риск для главы региона – постоянные масштабные ЧП. Последним стал взрыв на АЗС в Махачкале 27 сентября, унесший жизни 13 человек. Аналогичная трагедия случилась в городе в августе 2023 года, тогда погибли 35 человек. Для Дагестана характерны и энергоколлапсы, связанные с отключением электричества (в конце 2023 года жители Махачкалы, оставшись без света, перекрыли улицу в знак протеста).
Сергей Меликов, каждый раз попадая под критику, выбрал смелую стратегию для самозащиты. Глава региона публично атакует отраслевиков, пытаясь разделить с ними (или переложить на них) ответственность. В прошлом году в энергопроблемах региона Меликов обвинил «Россети», пригрозив подать на компанию в суд. А после сентябрьской трагедии на АЗС Меликов сообщил, что возможной причиной взрыва мог стать газопровод, который обслуживается компанией «Даггаз». Газовики заявление Меликова сразу публично опровергли, пояснив, что не контролируют территорию, на которой произошел взрыв.
Руководство республики продолжает публично критиковать «Даггаз». На днях компанию обвинили в недостаточной работе по заключению договоров о техобслуживании газового оборудования. Очевидно, соглашение между сторонами не достигнуто. Вероятно, конфликт между властями и отраслевиками будет усугубляться на фоне хронических инфраструктурных проблем.
Позиции Меликова к концу года ослабли. Несколько аналитических центров видят в нем кандидата на досрочную отставку (срок полномочий истекает в 2026 году). Глава региона стал реже появляться в публичном поле. При этом он активен в Москве, на федеральных мероприятиях. Очевидно, Меликов пытается оперативно укрепить позиции и найти поддержку влиятельных лоббистов. Однако глава региона рискует в короткий срок утратить контроль над политическим процессом в республике, который развивается без его участия при усилении других значимых игроков.