Вологодский туризм: динамика развития и стратегия Филимонова
На фоне продолжающегося роста спроса на путешествия внутри России (январь-ноябрь 2024 года стал рекордным по количеству туристических поездок внутри страны – 79,2 млн) перед российскими регионами открываются новые возможности. Улучшить «туристические показатели» смогли многие субъекты России. Так, в 2024 году туристический поток в Вологодскую область составил 4,1 млн человек. Это на 300 тыс. больше (7,9%), чем в 2023 году.
Увеличение турпотока в Вологодскую область связано не только с ростом популярности внутреннего туризма как с общероссийским трендом, но и с изменением подхода команды губернатора Вологодской области Георгия Филимонова к продвижению региона.
Основу туристического потенциала Вологодской области составляют традиционные проекты, отвечающие позиционированию Вологодчины как столицы Русского севера. Они имеют приоритетное значение для реализации и поддержки. Главный туристический проект Вологодской области – «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В прошлом году его продвижению были подчинены дополнительные информационные кампании. Так, состоялось празднование дня рождения Деда Мороза, реализован совместный с РЖД проект «Поезд Деда Мороза» (состав посетил более 60 городов страны).
Вторая важная для туристической отрасли Вологодской области группа проектов охватывает паломнический туризм. Экскурсионные туры к Ферапонтову и Кирилло-Белозерскому монастырям – одни из самых популярных. Это направление может быть усилено новой инициативой Георгия Филимонова «храмы без барьеров», которая позволит людям независимо от физических ограничений беспрепятственно посещать храмы.
Укрепить туристический потенциал Вологодчины в новом году планируется за счет серьезного улучшения качества туристической инфраструктуры. В связи с этим в регионе намерены реализовать инвестпроекты на 1,4 млрд рублей. Запланировано создание рекреационного кластера на территории вотчины Деда Мороза в Великоустюгском округе, строительство глэмпингов и двух гостиниц в Череповце. Уже достигнута договоренность с основателем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым об участии в проекте и строительстве первых объектов. Есть договоренность с правительством и профильными министерствами о развитии вотчины Деда Мороза по федеральному проекту «Комплексное развитие сельских территорий».
На новый уровень вышла работа вологодского правительства по продвижению региона за пределами субъекта. Были задействованы различные форматы: передвижные фотовыставки в аэропортах и на железнодорожных вокзалах (летняя и зимняя экспозиции во Внуково, выставка «Место Силы Русского Мира» в аэропорту Домодедово), брендированные диджитал-экраны с рекламой на московских такси. Одним из самых заметных проектов стал запуск первого брендированного поезда Вологодской области в московском метро. Его оформление посвящено культурному и историческому наследию Вологодской области. Состав будет курсировать на Серпуховско-Тимирязевской линии в течение полугода. Неординарным решением по продвижению Вологодской области стала коллаборация производителей молочной продукции и властей региона. Так, впервые на упаковке молока от Учебно-опытного молочного завода ВГМХА им. Н.В.Верещагина появился QR-код, отсылающий на сайт travel-vologda.ru, посвященный актуальным праздничным событиям в Вологодской области. Этот продукт можно приобрести не только в Вологодской области: его наличие в других регионах значительно расширяет зону трансляции месседжа и привлекает в регион новую аудиторию.