За электронным голосованием будущее, так как оно обладает очень большим количеством преимуществ. В качестве наглядного примера можно привести покупку билетов на поезд или самолет. Раньше для этого необходимо было приехать в кассу и отстоять очередь. Теперь же большинство покупают электронный билет, потому что не приходится тратить массу времени для того, чтобы доехать до вокзала и так далее. При этом сохраняется возможность посетить эти самые кассы, если кому-то так удобнее.

Так и здесь. Я, например, хочу исполнить свой гражданский долг, но не хочу тратить на это, допустим, два часа своего времени, чтобы собраться, прийти на участок и так далее. Я хочу это сделать за минуту, и государство должно пойти мне навстречу и сделать все возможное, чтобы упростить эту процедуру. Мы живем уже в XXI веке – это электронный век, поэтому электронное голосование – это данность. У нас у всех уже есть банковские электронные карты; так или иначе с электронными услугами у нас связано уже почти все население. Поэтому рудименты – бумажные бюллетени – будут потихонечку, поэтапно отмирать.

В 2015 году я впервые провел круглый стол в Москве, на который собрались около 200 человек, и мы обсуждали вопросы электронных выборов. Тогда всем казалось, что это какая-то фантастика, это нереально, может быть только через четверть века. Но на самом деле будущее наступает гораздо быстрее, чем нам это видится, даже экспертам, которые являются «апологетами» этого вопроса, как, например, я. Я думаю, что практика дистанционного голосования сейчас обкатается, а на выборах в Госдуму в 2021 году станет уже повсеместной.

Думаю, что практически во всех субъектах, где подтвердят, что технически готовы к проведению электронного голосования, уже в следующем году выборы пройдут в том числе и в таком формате. Ведь это очень просто. К тому же электронное голосование легитимно и гораздо безопаснее, чем традиционное голосование с использованием бюллетеней. Нет никаких сложностей и в организации общественного контроля. Технический прогресс в этом смысле идет далеко вперед. Возьмем для примера Пермь, где порядка 4 тысяч избирательных участков. Чтобы их проконтролировать, ни разу ни одна оппозиционная партия не смогла выставить по два или четыре человека (в случае многодневных выборов), потому что надо выставить около 16 тысяч человек. Никто такое количество наблюдателей не выставит, максимум 100–200 человек.

Электронное голосование убирает вмешательство человека, и организовать этот общественный контроль можно гораздо меньшими человеческими ресурсами – достаточно будет 10 грамотных программистов от партии. Им достаточно будет находиться в центре, куда сходятся все данные по электронному голосованию, и отслеживать математические коды, а если возникнет ошибка, то ее сразу будет видно. Чтобы контролировать такие выборы, не надо 16 тысяч наблюдателей. Причем хочу подчеркнуть, что ни разу такого количества никто из оппозиционных партий не собирал.

Надо отметить, что наше избирательное законодательство позволяет проводить контроль со стороны оппозиционных партий, в отличие, например, от США. Там, если какая-то партия победила, избирательная комиссия сформируется на 100 % из членов партии- победителя. А у нас в избирательные комиссии входят члены разных партий. Поэтому никаких преград в данном случае нет.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: