Существует несколько тенденций ушедшего года, которые повлияли на результаты рейтинга эффективности управления. Прежде всего стоит отметить, что, как бы парадоксально это ни звучало, хотя проблема коронавируса была ключевой в 2020 году, в рамках российской политической повестки узкие медицинские темы оказались менее резонансными, чем ожидалось весной.

Об этом в том числе свидетельствуют результаты опроса «Левада-Центра» (организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 05.09.2016), проведенного после ежегодной пресс-конференции президента, которые показывают, что задать вопрос Владимиру Путину по поводу вируса были готовы только 4% респондентов, в то время как по поводу социального блока — 24%. В рамках региональных конфликтов вопросы здравоохранения также оказались периферийными: как правило, такие инфоповоды выходили на федеральный уровень на краткосрочный период и далеко не всегда были в центре региональной повестки.

Другая интересная особенность этого года – это усиление публичной роли губернаторов во время пандемии, поскольку именно они были главными публичными лицами, анонсировавшими введение ограничительных мер в своих регионах. Если в предыдущие годы мы могли наблюдать, что зачастую жители регионов довольно смутно представляли, чем занимается губернатор, и даже могли не знать, кто в данный момент возглавляет регион, то сейчас узнаваемость губернаторов значительно возросла. Для федерального центра это выгодно тем, что с более узнаваемыми главами регионов, получившими возросшую субъектность и четкий политический образ, легче разделять ответственность.

Кроме того, в последние месяцы уходящего года мы наблюдали определенное возвращение допандемийной повестки к региональной политике. Скорее всего, эта тенденция будет возрастать и в 2021 году мы увидим дальнейшее усиление интереса общественности к экологической проблематике и вопросам градостроения, что станет одной из составляющих протестной повестки, в том числе в рамках парламентской кампании. При этом, несмотря на активное партстроительство, осуществленное в 2021 году, у старых оппозиционных партий есть серьезные преимущества в работе с протестным электоратом. Это связано с тем, что у них уже есть узнаваемые представители на уровне регионов, имеющие сеть связей в протестной среде, что в условиях, когда повестка новой парламентской кампании может распасться на региональные темы, также может сыграть на руку старым оппозиционным партиям.

Наконец, исходя из прогнозов экономистов, в текущем году ожидается определенная динамика восстановления экономики. По опыту периоды восстановительного роста создают больше политических вызовов, чем периоды спада, потому что у населения возрастает планка ожиданий. Соответственно, в этом году ожидается усиление работы властей с антикоррупционной и антибюрократической повесткой как на уровне решения этих проблем в региональной плоскости, так и на муниципальном уровне.

Вы­ступ­ле­ние на заседании клу­ба «Ре­ги­он» 13.01.2021.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: