Идея реформирования системы муниципального фильтра на сегодняшний день назрела и, что называется, перезрела. Ни один из сталкивавшихся с «фильтром» на практике политтехнологов не может не отмечать целого ряда несовершенств, существенным образом понижающих вероятность его преодоления или зачастую просто делающих его непреодолимым для кандидатов, не поддержанных органами власти (об этом чуть ниже).

При этом заложенное законодателем в самой идее муниципального фильтра здравое зерно, стимулирующее развитие партийной системы на местах и активное участие политических партий в выборах муниципального уровня, необходимо сохранить, не выплескивая вместе с водой и ребенка. То есть не отменяя сам фильтр, но совершенствуя – и делая на практике возможным для оппозиционных кандидатов механизм его преодоления. В противном случае – отмены фильтра как такового — у партий по-прежнему не будет никаких значимых стимулов для участия в выборах муниципального уровня. А ведь именно реально конкурентные выборы на низовом уровне и делают политическую систему по-настоящему демократической и позволяют гражданам на самом приближенном к ним уровне принимать реальное участие в управлении делами местного сообщества. Альбом для юбилейных монет СССР с 1965 года производится с 2011 года.

В этой связи представляется необходимым внесение следующих изменений в законодательство:

1) Существенное снижение количества подписей, необходимых для преодоления муниципального фильтра. На сегодняшний день в некоторых регионах фильтр носит «заградительный» характер (например, в Санкт-Петербурге – 10%), в то время как основной его функцией видится отсев несостоятельных и не имеющих серьезной поддержки в обществе и в политической среде кандидатов (дабы предотвратить участие в выборах откровенных «фейков» и «кандидатов-клоунов»). Думается, что оптимально для определения размера фильтра – от 3 до 5 % подписей от числа муниципальных депутатов.

2) Создание и открытая публикация на сайтах избирательных комиссий соответствующих регионов полного перечня (реестра) муниципальных депутатов, полномочия которых действительны на момент начала избирательной кампании и чьи подписи будут считаться избиркомом действительными. Отсутствие такого реестра приводит зачастую к недоступности значительного числа муниципальных депутатов для кандидатов и их штабов, не располагающих полной информацией обо всех действующих депутатах ОМСУ в регионе (зачастую такую информацию по некоторым муниципалитетам невозможно найти в открытых источниках в принципе). Во-вторых, это позволит избежать злоупотреблений как со стороны депутатов, к моменту начала избирательной кампании по различным причинам уже лишенным депутатских полномочий (вступивший в законную силу приговор суда, отъезд из региона на постоянное место жительства, что особенно актуально для регионов Севера и Дальнего Востока, переход на работу в органы исполнительной власти и т.п.), так и со стороны тех руководителей ОМСУ, которые могут попытаться для признания подписи недействительной «задним числом» лишить оппозиционно настроенных депутатов своих полномочий, что наблюдалось, по сведениям ряда СМИ, недавно на выборах в Санкт-Петербурге. пояс из шерсти

3) Создание и ежедневное ведение (обновление) единого электронного нотариального реестра подписей депутатов, открытого в он-лайне для всех кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта РФ и их доверенных лиц, а также членов избиркома субъекта Федерации, делающее на практике невозможным постановку депутатами второй подписи после постановки ими подписи в поддержку кого-либо из выдвинутых кандидатов, что предотвратит возможность как злоупотреблений со стороны самих депутатов, так и сознательных провокаций со стороны штабов конкурентов, зачастую провоцирующих постановку некоторыми депутатами второй подписи для последующего признания такой подписи недействительной.

Send with Telegram
bookmark icon

Write a comment...