Транспортная реформа в Перми: есть плюсы, но до оценки «удовлетворительно» еще далеко
Транспортная реформа в Перми была затеяна экс-губернатором Прикамья Максимом Решетниковым с целью возвращения под контроль муниципалитета и региона такой отрасли городского хозяйства, как общественный транспорт. Для этого был осуществлен переход на новую систему контрактации, приобретены новые автобусы и трамваи, внедрена система пересадок, проездных, бескондукторной оплаты проезда и др. Кроме того, с улиц исчезли троллейбусы, была в очередной раз изменена маршрутная сеть и повышена плата за проезд.
Если анализировать реформу с точки зрения потребителя, то плюсов окажется больше. Обновлен парк, маршруты и систему пересадок со временем (многие через жалобы) удалось сделать доступными для большинства микрорайонов. Для управленцев реформа тоже имеет больше плюсов. Сейчас нет диктата со стороны перевозчиков, мутного рынка услуг, где вращалось огромное количество наличных средств без прозрачной системы учета. Если сравнивать с другими городами, то плюсы есть: автопарк новый, в одной цветовой гамме, есть система проездных и бесплатный проезд для учащихся младших классов, произведен переход на валидаторы, что делает эту сферу современной.
Все это хорошо, если бы не одно но. Общественный транспорт – это не только автобусы, но и остановки, которые остались за пределами реформаторского взгляда. Кроме того, остается проблема пиковых нагрузок, когда ряд маршрутов переполнен и коррекции расписания нет, к сожалению. Намеренно не останавливаюсь на вопросах эффективности расходования бюджетных средств, ежегодной дотационности отрасли. Это не главное, главное – обеспечить бесперебойное и комфортное транспортное сообщение у нашего протяженного вдоль реки и расположенного на двух берегах города с массой микрорайонов. В этой части есть большой плюс: отрасль возвращена под контроль муниципалитета, но относительно комфорта для пассажиров (особенно в части ожидания транспорта на так называемых остановках или передвижения в часы пик) до оценки «удовлетворительно» еще далеко.