Стратегия развития Челябинска — 2035: общая логика Текслера и Котовой


Городская дума Челябинска приняла ключевой документ, определяющий развитие города на ближайшие 15 лет, — Стратегию социально-экономического развития Челябинска до 2035 года.

Грядущая масштабная транспортная реформа, отмеченная и на федеральном уровне, а также заявление главного архитектора Челябинска Павла Крутолапова о том, что главный градостроительный документ (генплан) примут уже в 2021 году (за два года до окончания действия нынешнего генплана), свидетельствуют о смене концепции развития города. В этом контексте Стратегия-2035 становится документом, в том числе символически закрепляющим новый подход к благоустройству и развитию Челябинска.

В информационном поле Стратегия-2035 стала предметом широкой дискуссии. Однако, учитывая опыт обсуждения транспортной реформы в Челябинске, можно отметить: большая часть критических замечаний в адрес стратегии продиктована наличием в городе различных групп интересов. Общественную поддержку стратегии обеспечило широкое обсуждение: представлению проекта предшествовали заседания круглых столов, экспертные сессии с участием представителей гражданского общества. Значимым фактором стало привлечение к обсуждению экспертов в области экономики, экологии и градостроения. Формирование мэром Натальей Котовой в администрации Челябинска так называемого урбанистического крыла обеспечивает проектам благоустройства города дополнительную легитимность. Неудивительно, что на заседании городской думы проект был принят единогласно.

Стратегия-2035 закрепляет четыре приоритета: новая индустриализация, федеральный центр экологических компетенций (создание технологий по решению экологических проблем), продвижение туристического бренда и использование уникальных возможностей областного центра («Челябинск – столица края 3000 озер») и повышение качества жизни населения. Также обозначено 11 принципиальных направлений развития.

Наиболее ярко выделены три новых инструмента-принципа, которые будут либо использованы впервые, либо скорректированы и дополнены. Одним из механизмов управления станет «умный город». Это концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий для управления городским имуществом. Эффективность обслуживания повышается за счет цифровых технологий и оперативной передачи данных.

Второе – это комплексное развитие территорий, которое подразумевает стимулирование градостроительного развития депрессивных промышленных и производственных зон и создание необходимых условий для развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Утверждено три пилотных проекта комплексного развития. Это здание старого элеватора, территории возле Копейского шоссе и Каширинский рынок.

Еще одно заметное нововведение — возможность создания в Челябинске особой экономической зоны по существующему механизму ТОСЭР. Экономическая зона со льготными налоговыми условиями и упрощенными административными процедурами – значимый фактор, способный повысить инвестиционную привлекательность территории.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: