«Российская креативная неделя» в Коми: от локальных инициатив к экосистеме
Решение о проведении в 2025 году «Российской креативной недели» в Республике Коми, принятое по инициативе Ростислава Гольдштейна, стало знаковым для региона. Это не просто престижное событие федерального масштаба, а стратегический инструмент для формирования целостной экосистемы креативных индустрий. Принимая акцию, республика сможет не только продемонстрировать свои достижения в этой сфере, но обозначить себя как креативный центр Севера России.
Коми обладает значительным потенциалом для развития креативных индустрий, который базируется на уникальных культурных, природных и образовательных ресурсах. Однако сегодня креативная экономика Коми скорее представляет собой мозаику из перспективных разрозненных инициатив, чем устойчиво работающую систему. Задача нового руководства региона – собрать все элементы в единую структуру.
Развитие креативного сектора в Коми достаточно долго не было отдельным направлением. Задачи по его развитию были «вшиты» в другие региональные программы, например, в «Развитие культуры и туризма в Республике Коми до 2024 года». Позже появился план мероприятий по реализации в 2023–2025 годах в Республике Коми Концепции развития креативных индустрий. Были заложены основы для создания экосистемы: созданы инфраструктурные объекты (активизация работы IT-парка в Сыктывкаре как площадки для IT-стартапов и цифровых проектов), предусмотрены гранты для НКО и малого бизнеса Фонда развития Республики Коми, произошла событийная активация (в 2022 году состоялся фестиваль визуальных искусств «Туйвеж»).
Драйвер развития креативной экономики в Коми – региональная Ассоциация креативных индустрий, которая стала своеобразным «мостом» между идеями и рынком. Она объединяет профессионалов из разных сфер: от дизайнеров и IT-специалистов до инженеров и режиссеров. Ассоциация берет на себя три важные функции: создание коммуникационной платформы (группу «ВКонтакте»), обеспечение прямой взаимосвязи между творческими кадрами и заказчиками и стимулирование междисциплинарных коллабораций (проекты на стыке этнодизайна и цифровых технологий).
Один из главных вызовов для развития креативного сектора Коми – отток молодежи. В этом смысле «Российская креативная неделя» может стать катализатором изменений, запустив два важных процесса. Первый – старт «Школы креативных индустрий». Это образовательный проект, направленный на раннюю профориентацию. Его цель: вовлечь подростков в народные промыслы, digital-искусство и медиапроизводство, создав альтернативу переезду в другие регионы. Второй процесс – повышение престижа местных профессий через демонстрацию успешных кейсов (этнобрендов или AR-гидов для туристов). В этом контексте проведение «Российской креативной недели» не финальная цель, а старт долгосрочных позитивных изменений в республике.